Распечатать: Свет и тени трудовой миграции РаспечататьОставить комментарий: Свет и тени трудовой миграции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Свет и тени трудовой миграции Посмотреть комментарии

15 июня 2007

РЕГИОН

Свет и тени трудовой миграции

    На недавнем неформальном саммите глав государств Содружества в Петербурге по предложению президента Казахстана Нурсултана Назарбаева решено впредь на традиционных ежегодных встречах руководителей стран СНГ рассматривать только по одной проблеме. Но обсуждать ее глубоко, всесторонне, а главное, принимать конкретные и реально выполнимые решения. Первым намечено обсудить вопрос трудовой миграции.

    Факт весьма примечательный, свидетельствующий об остроте проблемы едва ли не на всем постсоветском пространстве. Правда, в различных странах эти проблемы качественно сильно разнятся. Если, скажем, такие республики, как Кыргызстан, Таджикистан, Азербайджан, Молдавия, Украина, переживают отток квалифицированных специалистов в различных отраслях экономики, то Россия, Казахстан, Беларусь не знают, что делать от переизбытка в некоторых регионах нелегальных гастарбайтеров.

    Положение осложняется тем, что ни в одной стране никто не знает точно, сколько мигрантов покинуло родину и сколько их находится на территории, скажем, той же России. Например, даже заместитель директора Федеральной миграционной службы РФ Вячеслав Поставнин на одном из недавних брифингов говорил, что сегодня, по разным оценкам, в стране живут и работают от 10 до 15 миллионов мигрантов. Из них законно - только порядка полутора миллионов.

    Нужно ли говорить, какие это создает дополнительные проблемы как для самих мигрантов, так и для местных органов и населения. Возникают сложности с медицинским обслуживанием, устройством детей в школы и детские дошкольные учреждения, резко сужается круг возможностей трудоустройства. Далеко не всегда мигранты едут туда, где нужны рабочие руки, и чаще всего не тех специальностей, что требуются.

    Российские специалисты отмечают, что практически все мегаполисы, от Москвы и Петербурга до Хабаровска и Владивостока, наводнены мигрантами сверх меры, в них переизбыток рабочих рук, тогда как во многих городах в глубинке, особенно в сельской местности, их острая нехватка. Но гастарбайтеры туда не едут.

    Понятно, мигрантами становятся, как правило, не от хорошей жизни. Принцип "рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" остается неизменным. Спасаясь от безработицы, безденежья, нищеты, преследований по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам, люди покидают насиженные места и уезжают туда, где лучше и сытнее живется.

    Но трудовые мигранты, соглашаясь на самую непрестижную и низкооплачиваемую работу, негативно влияют на внутренний рынок труда. Многие частные строительные фирмы, промышленные предприятия, учреждения сферы услуг охотнее берут иностранцев-нелегалов, поскольку им можно платить меньше, чем своим гражданам, и не сильно тратиться на создание надлежащих условий труда и отчисления в Социальный фонд. Нелегальная и низкооплачиваемая иностранная сила создает демпинг на рынке труда со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кроме того, нелегалы оказывают определенное негативное воздействие и на экономику и финансовое самочувствие страны. Так, по словам заместителя министра внутренних дел России Александра Чекалина, нелегальные мигранты ежегодно вывозят из страны 13-15 млрд. долларов, не облагающихся налогами.

    Неконтролируемый и нарастающий наплыв непрошеных гостей создает ажиотажный спрос на рынке жилья. Например, жители небольших городов и поселков, расположенных неподалеку от Екатеринбурга, отмечают, что большой приток гастарбайтеров и торговцев, в том числе и из Кыргызстана, в областной центр резко взвинтил цены на недвижимость и аренду жилья даже у них.

    Нельзя сбрасывать со счетов и то, что непредвиденный приток иноземцев и инородцев резко обострил в ряде регионов межэтнические отношения. Чего греха таить, далеко не все представители "новой общности XX века - советский народ" были воспитаны в духе толерантности и терпимости к носителям иного менталитета, иной культуры, иного языка. Это приводит к вспышкам насилия против "чужих", дракам на национальной почве с подчас трагическими последствиями. Нашумевших, получивших международный резонанс примеров тому множество. Возьмем ли мы Москву или Петербург, Воронеж или Кондопогу.

    Говоря о Кыргызстане, отмечу, что миграция - это, пожалуй, единственный вектор, где наша страна выступает донором, подпитывая более успешные и благополучные государства профессиональными рабочими кадрами и высококлассными специалистами. По данным Нацстаткомитета, за годы суверенитета потери республики от миграционного оттока приблизились к 550 тысячам человек. Наибольшие потери в численности населения страна понесла в первые пять лет суверенитета - около 60% мигрировавших. Однако настораживает то, что в последние три года наблюдается неуклонный рост оттока. Если в 2004 году он составил 17,6 тысячи человек, то в 2005 - около 27 тысяч, а в прошлом - 31 тысячу.

    Если учесть, что те, кто хотел уехать, сделали это давно, можно прийти к выводу, что постреволюционные надежды кыргызстанцев на скорые и решительные перемены к лучшему со сменой власти, по большому счету, не оправдались. Бесконечные митинги, затянувшийся кризис власти, беспредел пораженной сверху донизу коррупционными метастазами бюрократии, неопределенность, хаос в политической и экономической жизни выдавливают из республики даже тех, кто изначально не был настроен покидать ее.

    Серьезный урон экономике страны наносит то, что едва ли не 70% граждан, покинувших Кыргызстан, - это люди в расцвете сил и лет, с хорошим образованием, высокой квалификацией, солидным профессиональным и житейским опытом. Это привело к тому, что в республике практически не осталось таких специалистов, как токари, фрезеровщики, наладчики станков с программным управлением, газоэлектросварщики, слесари-сантехники. В дефиците строители, врачи, школьные преподаватели профилирующих дисциплин. И вряд ли кто определенно скажет, сколько лет понадобится, чтобы, во-первых, восстановить положение, когда эти специалисты будут в полной мере востребованы и, главное, оценены по достоинству в материальном плане, а во-вторых, чтобы восполнить кадровые потери первых 15 лет независимости.

    Отток из Кыргызстана наиболее активной, предприимчивой и трудоспособной части населения - одна сторона проблемы. Другая - внутренняя миграция. По оценкам специалистов, за годы независимости "броуновским движением" переселения в пределах республики было охвачено порядка 1,3 миллиона человек. Значительная часть их образовали новостройки, плотным кольцом охватившие Бишкек со всех сторон. Десятки, если не сотни тысяч новоселов осели в Оше, Джалал-Абаде, городах и поселках Чуйской долины. Опять-таки, если учесть, что и из глубинки в первую очередь мигрируют преимущественно наиболее активные, предприимчивые и трудоспособные граждане, поневоле задаешься вопросом: а кто же остался поднимать сельское хозяйство, на чьи плечи легла основная забота о производстве сельхозпродукции?

    Если верить данным Нацстаткомитета, по-прежнему едва ли не две третьих населения страны сосредоточены в сельской местности. Но вот загадка. Едва ли не 3,5 миллиона кыргызстанцев - сельчане, а по-настоящему работать на земле некому. Говорю об этом потому, что, хотя некоторые генералы от аграрного сектора любят при случае напомнить о продовольственной независимости суверенного Кыргызстана, факты упорно говорят о другом: чем дальше мы идем по пути государственной независимости, тем больше становимся зависимы от внешнего продовольственного рынка, все больше кормимся с чужого стола.

    Внутренняя миграция, ослабляя село, вымывая из него активные силы, не только подрывает экономику страны, но и усугубляет и без того не простую социальную обстановку, обостряет криминогенную ситуацию. Возьмем хотя бы волнообразные самозахваты земель или посмотрим на участников бессрочных митингов оппозиции.

    Опять же, из Бишкека, других городов и поселков уезжают за рубеж главным образом квалифицированные специалисты, представители интеллигенции. Освободившуюся нишу занимают по большей части переселенцы из сельской глубинки. Результаты этой неравноценной замены мы уже начинаем ощущать. И чем дальше, тем явственнее.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/18893/


Распечатать: Свет и тени трудовой миграции РаспечататьОставить комментарий: Свет и тени трудовой миграции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Свет и тени трудовой миграции Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007