Новую Конституцию принимали, как в дурном сне
Жогорку Кенеш давно стал своего рода театральными подмостками, где народные избранники практикуются в актерском мастерстве. При этом играют ли они фальшиво, не выучили роль или явно переигрывают, все равно требуют, чтобы государственное телевидение часами транслировало драмы, трагедии, комедии, а зачастую просто фарс, разыгрываемые ими на глазах у многомиллионной аудитории. Вот и в канун прощания со старым годом, 30 декабря, в стенах законодательной власти состоялся очередной спектакль с их участием “Даешь новую Конституцию!”.
Все в тот день ждали президента Курманбека Бакиева и предчувствовали, что придет он на сей раз не с миротворческой миссией, а требовать законотворческой работы от депутатов. Год закончился, а ими не рассмотрен и не принят ни один из первостепенных по значимости законов, таких как “О бюджете”, “О правительстве”, не внесены изменения в Избирательный кодекс, под ворохом документов забыт новый Налоговый кодекс. В 2007 год страна вступает в полном неведении, как она закончила предыдущий и что ждать людям в будущем, какие задачи предстоит решить, чтобы установить в республике политическую и экономическую стабильность.
Глава государства запаздывал, это было на руку пропрезидентским парламентариям, которые, видимо, хотели до его появления решить вопрос с поправками в Конституцию. Никого не смущало, что со дня принятия ее едва минуло 50 дней. Накануне допоздна работала согласительная комиссия, которая отшлифовывала краеугольные статьи Основного закона о полномочиях президента, правительства и Жогорку Кенеша.
В конце концов, помимо голосования, депутаты решили поклясться, что новую Конституцию, после того как она будет рассмотрена и одобрена в Конституционном суде, они все поддержат. Один за другим выходили к трибуне все 52 зарегистрированных народных избранника, из них Мукашев и Бекназаров отказались присягать.
Едва эта сцена закончилась, в зале появился президент. Речь Бакиева была настолько жесткой, полна упреков, что некоторые депутаты при каждом его слове, словно двоечники перед учителем, виновато опускали взгляды. Курманбек Салиевич всю вину за политический кризис в стране возложил на парламент, чья “поспешность в принятии новой Конституции породила серьезные проблемы, привела к непреодолимым противоречиям”. Пока парламентарии делили портфели, за бортом их внимания оказался не только бюджет на будущий год, но и обсуждение такого судьбоносного для Кыргызстана вопроса, как вступление в инициативу ХИПИК.
— Создалось впечатление, что вы умышленно затягиваете процесс. И в такой ситуации вы принимаете решение уйти в отпуск до 15 января, — казалось, что президент с трудом сдерживает негодование.
В заключение он призвал позабыть об отдыхе и поработать плодотворно над законами и 31 декабря. Бакиев не скрыл от депутатов, что в три часа дня на Совете безопасности будет рассматриваться вопрос о политической и экономической ситуации в стране. И ушел.
В зале несколько секунд царила мертвая тишина, потом партер вновь зашумел. Однако слова президента, прозвучавшие как последнее предупреждение о возможном роспуске парламента, возымели действие. Палата решила форсировать события и не дожидаться заключения Конституционного суда, а принять поправки тут же. Голосование по карточкам не дало нужного результата. Перешли на поименное голосование. В результате 50 голосами на свет появилась новая Конституция, которая вернула президенту все отнятые у него в ноябре полномочия. И, как говорят эксперты, пошла в этом деле еще дальше. Теперь при утверждении кабинета министров не нужно согласие Жогорку Кенеша.
И опять было ликование, как в ноябре. Может, кто–то из народных избранников и всплакнул, как тогда. Посчитав, что главное дело сделано, депутаты разошлись на новогодние каникулы до 8 января. Бюджет, ХИПИК, Кодекс о выборах и другие документы подождут, зато шампанское не выдохнется.
Лариса ЛИ.
Фото Владимира ПИРОГОВА.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/16800/