Распечатать: Не в людской толпе рождается истина РаспечататьОставить комментарий: Не в людской толпе рождается истина Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не в людской толпе рождается истина Посмотреть комментарии

14 ноября 2006

"ДЕМОКРАТИЯ"

Не в людской толпе рождается истина

    Словам, которые приведены в качестве заголовка, в будущем году исполнится 170 лет. Принадлежат они российскому мыслителю и публицисту XIX века Петру Чаадаеву. Вспомнить же их заставили события 2–8 ноября на центральной площади Бишкека.
    Мы уже привыкли к тому, что время от времени оппозиция инициирует крупные пиар–акции, чтобы привлечь к себе внимание, поскольку ничем по–настоящему конструктивным и позитивным проявить себя, как показывает практика, не может. Именно к очередной такой кампании следует отнести то, что происходило целую неделю на площади Ала–Тоо.
    Думаю, по большому счету, бессрочный митинг, затеянный лидерами движения “За реформы!”, не мог привести к очередной революции. Не мог по той простой причине, что он не затрагивал глубинные основы — экономические, социальные, политические — общества. И хотя организаторы митинга пытались провести параллель с событиями 24 марта прошлого года, они, как мне кажется, не учитывали главного. Свержение акаевского режима, оказавшееся неожиданным для большинства кыргызстанцев, произошло так стремительно и внешне столь легко во многом потому, что и гражданское общество Кыргызстана, и мировое сообщество практически были внутренне подготовлены к такому исходу. Нынешняя ситуация другая.
    Как показали митинги, сегодня у Бакиева гораздо больше сторонников, нежели у его оппонентов, чего не учитывали лидеры движения “За реформы!”. И тут никакие платные провокаторы помочь не могли.
    У оппозиции было достаточно времени и, надо полагать, средств, чтобы подготовиться к бессрочному митингу. Однако уже с первых дней стало совершенно очевидно, что его инициаторы сильно просчитались, что они чрезвычайно переоценили свой политический вес и свое влияние в обществе.
    Самонадеянные заявления об огромной численности кыргызстанцев, готовых к участию в бессрочном митинге, о том, что едва ли не с первых шагов митинга на их сторону перейдет милиция и значительная часть населения в регионах, оказались чистой воды блефом. Даже в Таласской области, на которую так рассчитывал ее уроженец О. Бабанов, в акциях протеста участвовали менее трехсот человек. То же самое наблюдалось и в других областных и районных центрах республики.
    Впрочем, в этом нет ничего удивительного, если учесть, на какой базе строились обвинения в адрес исполнительной власти и ее руководящего тандема. Вот, к примеру, берет в руки микрофон один из идеологов оппозиции и сокрушается, что полмиллиона молодых кыргызстанцев вынуждены работать в России и Казахстане, чтобы содержать оставшихся в республике родителей и семьи. А я, слушая его, думал: все это так, но по адресу ли обвинения? Кто, сегодняшняя власть или вчерашняя, повинна в том, что сотни тысяч кыргызстанцев активного трудоспособного возраста трудятся на чужбине? Ведь не в нынешнем и не в прошлом году покинули все они Кыргызстан. Так во имя чего, с какой целью говорилось все это с трибуны митинга?
    Слово берет другой оратор. Суть его выступления сводится к тому, что семейный клан Бакиевых узурпировал страну. Один брат президента, будучи послом Кыргызстана в Германии, практически руководит всей деятельностью МИД, другой, находясь на посту советника дипломатической миссии в Китае, держит в своих руках бразды правления угольным разрезом Кара–Кече.
    Здесь, полагаю, нелишне вспомнить, что в бытность Джона Кеннеди президентом США один из его братьев, Роберт, занимал пост министра юстиции, другой брат, Эдвард, был одним из лидеров демократической партии и сенатором. Однако никому в Америке и в голову не приходило публично обвинять клан Кеннеди в узурпации власти и семейственности.
    И потом, будем логичны. Если Марат Бакиев, находясь постоянно в Берлине в должности посла нашей страны, за ту же самую зарплату еще и руководит всей деятельностью МИД, то честь ему за это и хвала. Насколько можно судить, с обязанностью посла он справляется вполне успешно. Во всяком случае, успешнее многих своих кыргызских коллег в других странах, если судить по деловым, политическим, дружественным и иным связям между Германией и Кыргызстаном. Что же касается современной внешней политики нашего горсударства, то и тут краснеть нам, его гражданам, вроде бы не за что. Вполне достойная политика. Так к кому и какие тут могут быть претензии? Наверное, правильнее было бы судить о том или ином должностном лице не по тому, какую фамилию оно носит и кем работает его брат, а по тому, как оно справляется со своими служебными обязанностями.
    Если смотреть на вещи непредвзято и объективно, надо будет признать, что в сложившейся в стране критической ситуации президент и премьер–министр вели себя более достойно и ответственно, чем их политические противники. Мы наблюдали, как глава государства шел на уступки, соглашаясь на встречи и переговоры с представителями оппозиции в любом формате и на любых условиях, в то время как реформисты вели себя подчас, как та капризная институтка, у которой на дню семь желаний, главное из которых — она сама не знает, чего ей хочется.
    В то время как президент и премьер–министр подчеркнуто демонстрировали выдержку, терпение, стремясь к переговорам и сотрудничеству, оппозиция не спешила сворачивать с пути конфронтации, явно выказывая стремление к углублению антагонизма, невосприятие разумных доводов, провоцируя плохо аргументированную и нездоровую, не поддающуюся логике перепалку. Загнав тем самым самих себя, Жогорку Кенеш, исполнительную власть в патовую ситуацию, создав прецедент непонятных и неопределенных отношений между законодательной и исполнительной властью, изобретя абсурдное и антиконституционное учредительное собрание.
    К сожалению, это был не первый и не единственный антиконституционный шаг оппозиционно настроенной части парламента. И здесь вновь встает вопрос о роли и месте в структуре суверенного Кыргызстана Конституционного суда.
    Возможно, не все разделят эту точку зрения, но я считаю, что, с одной стороны, именно беспринципность и, если называть вещи своими именами, откровенная трусость членов Конституционного суда позволили в свое время президенту Аскару Акаеву баллотироваться на третий срок, хотя Конституция разрешала делать это лишь дважды. К чему это привело, все мы не просто живые свидетели. Драматические последствия этого мы переживаем до сих пор.
    А с другой стороны, когда от председателя Конституционного суда
    Ч. Баековой потребовалось прямо и недвусмысленно дать оценку действиям некоторых парламентариев с позиций действующей Конституции, она постаралась уклониться от прямого ответа.
    В связи с этим лично у меня возникают вопросы: нужно ли нам это звено в системе судебной власти, может ли общество доверять ему в его нынешнем составе и могут ли налогоплательщики содержать не просто лишнее, но в решающие для общества минуты и откровенно вредное звено?
    Продолжая разговор о конституционности и законности, хочу сказать еще вот о чем. Признаться, меня удивила та эйфория, которая царила в парламенте после подписания президентом новой редакции Конституции. Ведь практика показывает, что бы ни было записано в Основном законе страны, но если сами парламентарии, представители законодательной и исполнительной власти будут руководствоваться своими сиюминутными корыстными интересами, а не интересами права, государства и общества в рамках принятой Конституции, никаких гарантий законности граждане Кыргызстана не обретут.
    А чтобы не завершать разговор на столь пессимистичной ноте, замечу, как бы кого участившиеся в стране митинги, пикеты, демонстрации “за” или “против” ни раздражали и ни возмущали, но они, вне всякого сомнения, являются составной частью демократического развития общества.
    Митинг же 2—8 ноября показал, как заметно вырос уровень гражданского самосознания кыргызстанцев. Об этом свидетельствуют не только десятки коллективных и индивидуальных, письменных и устных обращений бишкекчан в нашу редакцию с осуждением проведения бессрочного митинга, но и то, что его участники смогли удержаться от стихии анархии, разгула вседозволенности и актов вандализма. Удержались от того, чтобы дать возможность сотрудникам правоохранительных органов показать, насколько они были подготовлены к действиям в чрезвычайных условиях.
    Митинг 2—8 ноября зародил надежду, что общественность республики на демагогические призывы и лозунги платных провокаторов уже не возьмешь.
    И еще одно. Обращения граждан в редакцию нашей газеты показали, что люди прозрели, они сами видят, какие позитивные подвижки начали происходить в нашем обществе, и они не хотят терять то, что достигается так медленно и с таким трудом. А главное, они уже не слишком доверяют тем, кто обещает им все и сразу.
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/16210/


Распечатать: Не в людской толпе рождается истина РаспечататьОставить комментарий: Не в людской толпе рождается истина Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не в людской толпе рождается истина Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007