Распечатать: Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая РаспечататьОставить комментарий: Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая Посмотреть комментарии

22 сентября 2006

ПОЛИТИКА

Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая

    Большинство средств массовой информации оценили восьмой курултай кыргызского народа в Аксы, организованный партией “Асаба” под руководством депутата парламента Азимбека Бекназарова и движением “За реформы” во главе с другим парламентарием Омурбеком Текебаеым, как полный провал.
    Я тоже, честно говоря, рассчитывал, что в селе Боспиек у мемориала погибшим в ходе кровавых столкновений в марте 2002 года соберутся как минимум 10—15 тысяч человек. Мероприятия такого масштаба, если бы они состоялись, как пишет одно из информационных агентств России, нельзя было бы не заметить в небольшой Киргизии, и принятые форумом резолюции могли бы в корне поменять ситуацию в стране. Однако ни того, ни другого не произошло. По разным оценкам, в съезде, который состоялся 17 сентября в Джалал–Абадской области, участвовало от 700 до 1000 человек, и все свелось к “домашним посиделкам”.
    Согласен с тем, что это один из самых малочисленных курултаев, который когда–либо проходил. Однако я не склонен ни в коей мере преуменьшать или недооценивать это политическое событие.
    Восьмой курултай был подстегнут в значительной мере разразившимся героиновым скандалом в Кыргызстане, который явственно показал прежде всего “силу” кыргызской оппозиции и гражданского общества. Он в то же время выявил со всей очевидностью, что во властных структурах есть личности, которые не прочь вернуть Кыргызстан к авторитарным методам правления и наведения порядка.
    Весьма примечательно, как отреагировала на эти события российская газета “Коммерсант”. “В героиновом скандале, — пишет она, — главное не то, что хотели сделать с Омурбеком Текебаевым, а то, что в итоге с ним не получилось сделать. Последнее объясняет принципиальную разницу между режимом Курманбека Бакиева и другими не тронутыми бархатными революциями среднеазиатскими режимами, где если лидерам оппозиции начали “шить дело”, то легким испугом они не отделаются. Получат самые суровые обвинения в подрыве устоев и исчезнут за решеткой на многие годы или навсегда (если только не успеют бежать за границу). Примеров предостаточно. Но в Киргизии все по–другому. Здесь внутри политической системы появился реальный работающий механизм, не позволяющий втихаря проводить спецоперации против оппонентов власти, которые позволяли бы представлять их пособниками террористов, заговорщиками, наркодилерами или прочими антигосударственными элементами. Получается, что в мертвом политическом пространстве СНГ Киргизия остается островом живой политики”.
    Если оценивать все, происходящее в Кыргызстане, именно с этой точки зрения, то можно сказать, что поводов для оптимизма у нас больше, чем у кого–либо из наших соседей.
    Кыргызстан эволюционирует как государство, движущееся в сторону демократии, хотя мы еще не перешли точку “невозврата”, после преодоления которой уже будет невозможен возврат к авторитарным методам управления, политическим репрессиям и диктатуре.
    В предыдущих статьях я писал, что президентство Курманбека Бакиева будет гарантией не только единства нашей страны, но и обеспечит продвижение ее по пути демократических перемен. И это происходит не потому, что Бакиев является ярым поборником демократии (в глубине души, как мне представляется, ему больше импонирует авторитарный стиль управления, наподобие того, что утвердился в Узбекистане, Казахстане и даже России), а оттого, что он является по своей природе больше “мягким руководителем”, склонным к коллективным методам работы и компромиссам.
    Будучи выходцем из отсталого во всех отношениях юга Кыргызстана и находясь в плотном окружении могущественных северных кланов политиков, бизнесменов, лидеров НПО, сконцентрированных в Бишкеке и его окрестностях, К. Бакиев неизбежно, как об этом свидетельствует нынешняя политическая реальность, будет развивать демократические процессы. Даже при огромном желании президент не может опереться на южный клан политиков, поскольку он во много крат слабее северного. Вот чем объясняется столь сильная оппозиция Курманбеку Бакиеву в Кыргызстане и вот чего, к сожалению, не понимают или недооценивают многие представители нашей оппозиции и общественные деятели, поддаваясь стадному инстинкту, в штыки встречая своего всенародно избранного президента, склонные видеть только негативное в его действиях, день и ночь мечтающие о его полном фиаско и отставке.
    Курултай в Аксы, на который приехали из Бишкека Темир Сариев, Эркин Булекбаев, Болот Шерниязов, Мелис Эшимканов, Эдиль Байсалов, Роза Кадырова, Асия Сасыкбаева, другие политики из оппозиционного крыла, а также союзники аксыйца Азимбека Бекназарова и базаркоргонца Омурбека Текебаева, был слабо поддержан жителями Аксыйского района.
    Это стало неприятной неожиданностью для организаторов курултая. Сторонники Бекназарова и члены партии “Асаба” пытались объяснить это тем, что на этот раз курултай практически не рекламировался, никого не зазывали, все решили организовать на исключительно добровольной основе, чтобы на курултай приехали те, кто этого хотел. И вот результат — в окрестностях села Боспиек собрались от силы тысяча человек, причем часть из них приехали из Бишкека и представляли профессиональные отряды “митинговиков” Сариева, Эшимканова, Текебаева, которые, растворившись в аксыйской толпе, бодро подбадривая речи своих шефов, пытались перебивать и освистывать выступления представителей власти — Адахана Мадумарова и Турсунбека Акуна. Некоторые объясняли подобное фиаско более трезво, в частности тем, что за последние годы жители Аксы устали от политики и митингов и на этот раз решили взять передышку. Но я убежден, что дело здесь в другом.
    При всем авторитете Азимбека Бекназарова у своих избирателей, они вновь удивили, проявив гражданскую зрелость, политическую корректность и сдержанность.
    — Мы же совсем недавно избрали своего президента, — сказала Наркыз Шералиева, одна из наиболее активных женщин Аксы, внесшая весомый вклад как в освобождение Азимбека Бекназарова в 2002 году, так и в “провал” акаевского реферундума в 2004 году, когда из сорока районов Кыргызстана только здесь сказали “нет” узурпаторским планам Акаева. — И теперь при всем уважении к Бекназарову и его коллегам по оппозиции не можем идти против Курманбека Бакиева.
    С другой стороны, народ Кыргызстана, в том числе и жители регионов, видят воочию, что перемены в стране все–таки происходят, как бы ни кричали наиболее ярые из оппозиционеров об обратном. Президент искренне стремится изменить ситуацию в стране к лучшему, говорили аксакалы, работает много в этом направлении. Причем аксыйцы, защищая президента, неизменно отмечали те позитивные перемены, которые произошли в сельских школах: прекратились денежные поборы, налажено бесплатное питание для учеников младших классов.
    И, наконец, присутствие на митинге от лица президента таких авторитетных в Аксы политиков, как Адахан Мадумаров и Турсунбек Акун, Жаныш Курбанов (заместитель губернатора Джалал–Абадской области), уже свидетельствовало о том, что нынешняя власть в корне отличается от прежнего режима.
    Без сожаления Курманбек Бакиев постарается выполнить все основные и выполняемые требования этого курултая в те самые сжатые сроки (до окончания священного месяца рамазан), как это предложили оппозиционеры. Будут уволены многие акаевские кадры, наказаны виновники аксыйской трагедии, КТР станет еще более свободной или даже общественной, продолжится конституционная реформа.
    Однако хотелось бы ожидать гораздо большего от Жогорку Кенеша и лидеров оппозиции. Чтобы они стимулировали принятие законов, которые бы утверждали принципы демократии, способствовали искоренению коррупции, кумовства в госуправлении и бизнесе, а не ограничивались лишь проблемой снятия родных президента или даже смены или существенного ограничения нынешней власти путем замены президентства на парламентскую форму правления, перехода от мажоритарных выборов к пропорциональным или путем создания новых территориально–административных формирований. Все это ровным счетом ничего не дает и не приводит к демократии и процветанию. Подобные новации лишь уводят в сторону от решения реальных проблем и политического реформирования.
    Главное, чтобы сохранялся баланс между ветвями власти и регионами, между властью и оппозицией. Именно это есть драгоценное достояние Кыргызстана, чего не понимают многие лидеры оппозиции, стремящиеся, в сущности, к монополии и переделу власти, переполненные своих собственных президентских амбиций или желающие выторговать у нынешней власти теплое место для себя.
    Замир Осоров.
    Фото Рахмана Байгубатова.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/15603/


Распечатать: Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая РаспечататьОставить комментарий: Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Аксыйцы вновь удивили всех, или выводы “провального” восьмого курултая Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007