Распечатать: Страсти по конституции РаспечататьОставить комментарий: Страсти по конституции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страсти по конституции Посмотреть комментарии

27 июня 2006

"ДЕМОКРАТИЯ"

Страсти по конституции

    Первого августа рабочая группа Конституционного совещания, возглавляемая депутатом Азимбеком Бекназаровым, должна представить на рассмотрение президенту проект новой Конституции. Вариантов планируется три. Для каждой формы правления.
    До сих пор идет спор: что лучше — президентская республика, парламентская или со смешанной формой правления? Сам глава государства однозначно высказался на этот счет: он за президентскую форму. Свою точку зрения Курманбек Бакиев объяснил просто: мол, не способны наши парламентарии навести порядок в стране. Они друг с другом не могут договориться. Примут ли кыргызстанцы за основу мнение Бакиева, время покажет.
    Пока политологи, аналитики, чиновники обсуждают, рассуждают, доказывают, рабочая группа корпит над проектами. На днях Азимбек Бекназаров встретился с разработчиками. Как оказалось, три варианта еще сырые. Выяснилось, что рабочая группа не может прийти к согласию по ряду вопросов. К примеру, отмена смертной казни. Одни считают, что расстрел особо опасного преступника по приговору суда — это заслуженное наказание для тех, кто преступил закон и лишил жизни другого человека, другие — что это недопустимое зверство, причем узаконенное.
    Сам Бекназаров признался, что он против отмены смертной казни.
    — Тюрьмы и так переполнены, в нашей стране нет средств на строительство специализированных колоний для тех, кому смертную казнь собираются заменить пожизненным заключением, — резюмировал парламентарий.
    Не договорились члены рабочей группы о том, должны ли президент, премьер-министр, судьи и депутаты обладать статусом неприкосновенности. И опять же Бекназаров настаивает на том, что не царское это дело. Ибо вышеперечисленные особы ничем не отличаются от простых смертных и должны отвечать по закону наравне со всеми.
    Не могут также реформаторы разобраться и с языками. Что делать с русским? Оставить за ним роль официального или упразднить, тем самым возведя язык в ранг “и другие”. Кто-то из разработчиков даже предложил (чтобы никому не было обидно) наградить почетным статусом “официальный” все рабочие языки ООН, а это английский, французский, немецкий, русский и китайский.
    Вызвала ожесточенные споры должность главы кабинета министров. И опять рабочая группа разделилась на два лагеря, кто-то утверждает, что премьер-министр — фигура декларативная, а сами обязанности надуманные, следовательно, надо институт премьерства убрать. Не прижился, мол, в суверенном Кыргызстане этот пост. Но вот несогласные с этой точкой зрения заявляют, что президентство уже приказало долго жить и нужно изъять из Основного закона сам термин “президент”.
    Вот такие дебаты вспыхивают между членами рабочей группы. Бекназарову же выпала роль рефери. Только на этот раз пришлось еще и разбираться с представителями Фемиды. Председатель Верховного суда Курманбек Осмонов высказал свое “фе” инициаторам судебной реформы.
    Опять не поняли друг друга Курманбек Эргешович и Азимбек Анаркулович. Бекназаров как ярый борец за справедливость вот уже четыре года призывает власти провести реформу. Мол, ему как бывшему генеральному прокурору и вообще юристу видны все зияющие черные дыры судо-
    производства в Кыргызстане. Он изначально предложил заложить в Конституцию принцип ротации судей через каждые два года. После истекшего срока, то есть через два года, объявить выборы. Слуг Фемиды будут избирать депутаты местных кенешей, ибо, по убеждению Бекназарова, парламентарии на местном уровне ближе к народу. Кроме отбора и назначения судей, разработчики предложили упразднить Конституционный суд, оставить лишь Верховный.
    Кстати, реформа судебной системы практически одинакова во всех трех вариантах, предложенных группой. Прослушав речь Бекназарова, председатель Верховного суда заявил, что экс-генеральный прокурор со своими реформаторами опустили кыргызскую Фемиду ниже плинтуса. Как говорить о независимости судей, если право выбора будет принадлежать опять не народу, а сомнительным наместникам в депутатских креслах. Неважно, где эти кресла стоят, в палате Жогорку Кенеша или в зале айыл окмоту.
    Но Бекназаров объяснил гнев Осмонова по-своему. Мол, Курманбек Эргешович просто не дочитал предложенные проекты по реформированию судебной системы до конца и не понял, где собака зарыта. По мнению Бекназарова, народ не может избирать судей, это прямой путь к трайбализму и клановости.
    Но как бы там ни было, к 15 июля все варианты должны быть готовы и переведены на русский язык. После чего Бекназаров с группой отправится по регионам пояснять различие того или иного варианта и тут же собирать наиболее дельные мысли кыргызстанцев. Глас народа будет учтен на втором этапе работы над проектами.
    А накануне глава Центра ОБСЕ в Кыргызстане Маркус Мюллер сказал, что Конституция должна стать социальным договором между государством и гражданином. А то европейцы уже перестали понимать, в каком русле трудится рабочая группа Конституционного совещания и в каком направлении они хотят переделать Основной закон. Господин Мюллер считает, что разработчики вполне могут пойти по проторенной дорожке и повторить ошибку своих менее удачных предшественников: написать Конституцию под одного человека или определенную политическую силу.
    Дарья Малеваная.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/14560/


Распечатать: Страсти по конституции РаспечататьОставить комментарий: Страсти по конституции Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Страсти по конституции Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007