Распечатать: Как это делалось РаспечататьОставить комментарий: Как это делалось Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Как это делалось Посмотреть комментарии

26 октября 2005

КОРРУПЦИЯ

Как это делалось

    Работа Госкомиссии по определению движимого и недвижимого имущества, принадлежащего первому президенту Кыргызстана Аскару Акаеву, членам его семьи и ближайшим родственникам, показала, как старательно заметало это «святое семейство» следы своего причастия к учреждению множества компаний, оформляя их на подставные лица, компаньонов, близких и дальних родственников и регистрируя то ли на далеких островах, то ли в не менее далекой Либерии.
    Однако проводимые шаг за шагом расследования показывают, что в конечном счете ниточки всех этих ЗАО, АОЗТ, ОсОО, АО и т.д. тянутся к их истинным владельцам — членам семьи первого президента и их родственникам. Об этом вновь напомнил адвокат Эдвард Либерман, занимающийся по поручению правительства Кыргызской Республики поиском зарубежных счетов, инвестиционных сделок и финансовых активов “клана Акаева”, к чему подключились даже ФБР и Интерпол.
    В свое время “МСН” рассказывала о том, как ЗАО “Капитал” пыталось завладеть контрольным пакетом акций ОАО “Кыргызпромстройбанк”. И если мы сегодня возвращаемся к этой теме вновь, то лишь за тем, чтобы наглядно показать механизм, как приближенные экс–президента прибирали к рукам раскрученные другими, но весьма прибыльные предприятия. Причем и прибирали–то, как правило, чужими руками. Как становились собственниками лакомых кусков экономики Кыргызстана.
    Еще в бытность Акаева главой государства в кулуарах парламента депутаты частенько говорили о том, что аппетиты Семьи растут, что она все шире захватывает доходоприносящие и просто лакомые объекты. В частности, назывались “Аалам–сервис”, “Манас интернешнл”, горнолыжная база “Ноорус”, “Издательский дом “Вечерний Бишкек”, телеканал КООРТ и т.д.
    В поле зрения Семьи попал и “Кыргызпромстройбанк”. Ничего удивительного в том не было. Банк, руководимый высококвалифицированным и профессиональным финансистом Муратбеком Мукашевым, имел солидную репутацию, был, говоря современным языком, хорошо раскрученным учреждением. Страсть отнять у этого человека банк подогревалась еще и тем, что Мукашев, являясь депутатом Собрания народных представителей, во–первых, вел независимую финансовую политику, не прислушиваясь к советам и просьбам правительства, а во–вторых, никогда не скрывал своего мнения, выступал прямо и открыто с критикой существующей власти. Надо ли говорить, какое недовольство и раздражение вызывал он в коридорах “Белого дома”.
    Попытка завладеть “Кыргызпромстройбанком” шла по известному и испытанному не раз сценарию. Как и в случае, к примеру, с Издательским домом “Вечерний Бишкек”, началась массированная скупка акций банка. Началась через ЗАО “Капитал”, учредителями которого выступили Арстан Кененбаев, Назира Бейшекеева и “Кыргызэнергобанк” (председатель правления Максат Ишенбаев). Однако подлинным закулисным кукловодом был, по утверждению членов правления банка, Айдар Акаев. Именно от его имени велись с Мукашевым переговоры о добровольной продаже контрольного пакета акций ОАО либо о слиянии “Кыргызпромстройбанка” с “Кыргызэнергобанком”. В противном случае Мукашеву грозили большие неприятности.
    При этом в ход против владельцев акций были пущены запугивания, угрозы, шантаж, психологическое давление, вынуждая их продавать акции порой даже по заниженной цене. Были элементарно растоптаны правила реализации акций через фондовую биржу. На многомиллионные суммы акции скупали люди, отродясь таких денег не видевшие и не имевшие.
    Простой пример. ОсОО “Силк Вей инвестмент” скупило 9348 акций. Физические лица Асхат Саркишев и Улан Джамакеев — соответственно 9170 и 8709. Таким образом одно юридическое и два физических лица за короткое время с 31 июля 2004 года по 21 марта 2005 года стали обладателями 27227 акций “Кыргызпромстройбанка” на общую сумму 13 млн. 613,5 тыс. сомов.
    Может возникнуть вопрос, а почему автор объединил одно юридическое и два физических лица. Поясняю. Учредителями “Силк Вей инвестмент” значились Асхат Саркишев и Улан Джамакеев. Иными словами, только эти два молодых человека владели солидной массой акций. Предупреждая новые вопросы, скажу, что и тот, и другой являются родными племянниками Майрам Дуйшеевны Акаевой.
    А теперь у меня вопрос. Вы верите, уважаемые читатели, что эти два мало кому известные на предпринимательском поприще человека могли на свои кровные скупить за столь короткое время такую сумму акций одного из лучших банков республики? Я лично не верю. Не верю хотя бы потому, что такие солидные предприятия, как АООТ “НАП “Кыргызстан аба жолдору”, “Каскад Токтогульских ГЭС”, предприятие строящихся ГЭС, госпредприятие “Аэронавигация”, “Нарынгидроэнергострой”, “Кыргызгидроспецстрой”, “Кыргызнефтегаз”, “Кыргызгаз”, “Международный аэропорт “Манас”, Чуйское предприятие автовокзалов и автостанций, Бишкекское троллейбусное управление, Территориальное управление радиорелейных магистралей, “Кыргызтелеком” в совокупности с десятком своих филиалов и подразделений, в общей сложности обладали 23472 акциями “Кыргызпромстройбанка” на 11736 тысяч сомов.
    Все же, наверное, правы те, кто считает, что А.Саркишев и У.Джамакеев скупали акции на деньги влиятельной тетушки и ее семьи. При этом перепродажа акций шла по 2–3–4 раза, но движения довольно крупных сумм денег в результате этих операций нигде не просматриваются.
    Весьма примечательный момент. Последний всплеск активности махинаций с акциями банка наблюдался 21 марта этого года — за три дня до бегства Семьи из Кыргызстана.
    Разумеется, было бы наивно полагать, что Муратбек Мукашев безучастно взирал на то, как совершаются грубые “наезды” на представителей и держателей акций “Кыргызпромстройбанка”. По его просьбе дело рассматривается на заседании Собрания народных представителей Жогорку Кенеша. 6 февраля 2004 года депутаты принимают постановление “Об обращении акционеров ОАО “Кыргызпромстройбанк” и АКБ “Кыргызстан” о фактах противозаконных действий ЗАО “Капитал”. Специально созданной комиссии во главе с депутатом Болотбеком Шерниязовым было поручено провести парламентское расследование, в ходе которого были установлены нарушения законов и противоправные действия в скупке, продаже и перепродаже акций банка. Одновременно с этим Генпрокуратуре и СНБ республики было поручено проверить факты противозаконных действий ЗАО “Капитал”, изложенные в обращении акционеров ОАО “Кыргызпромстройбанк” и АКБ “Кыргызстан”.
    Возвращаясь к этой теме, на очередной сессии СНП ЖК Мукашев с трибуны палаты говорил, в частности, что прямое содействие ЗАО “Капитал” в достижении противоправных целей оказывал вице–премьер–министр, министр транспорта и коммуникаций К.Жумалиев. К примеру, 17 июля 2003 года он направил председателю Госкомимущества Р.Жеенбекову письмо с просьбой разрешить передачу прав собственности на пакет акций ОАО “Казкоммерцбанк — Кыргызстан” в количестве 4485 штук на 2242500 сомов. Госкомимущества ответил отказом, поскольку только он имеет право приватизации и управления госимуществом и от имени государства исполняет полномочия акционера, владеющего госакциями. Акции “Казкоммерцбанк”, отмечал Мукашев, были нужны Жумалиеву для обмена их на акции “Кыргызпромстройбанка”.
    Получив отказ Госкомимущества, Жумалиев дает письменное указание всем подведомственным структурам: “В целях улучшения финансового состояния учреждений и организаций Министерства транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики рекомендуем акции ОАО “Кыргызпромстройбанк” продать ЗАО “Капитал”. В итоге этой “рекомендации” ЗАО “Капитал” незаконно приобрело 19143 акции на 9571500 сомов. Сочтя себя ложно обвиненным, Жумалиев потребовал от Мукашева конкретных доказательств. Лишь припертый к стене неопровержимыми фактами, он все “вспомнил” и признал существование письма с “рекомендацией”.
    8 апреля 2004 года сессия СНП ЖК заслушала и обсудила информацию зам.генерального прокурора республики У.Каримова и первого заместителя председателя СНБ Б.Полуэктова о результатах исполнения поручения парламента от 6 февраля 2004 года. Депутаты отметили, что проверка фактов противозаконных действий ЗАО “Капитал” Генпрокуратурой и СНБ проводилась поверхностно и потребовали привлечь к ответственности должностных лиц, нарушивших законы страны при покупке и реализации акций ОАО “Кыргызпромстройбанк” и АКБ “Кыргызстан”.
    Однако привлечь к ответственности кого–либо силовикам попросту не дали. Едва следователи Генпрокуратуры провели удачный обыск в ЗАО “Капитал” и на квартире одного из его руководителей, генпрокурору позвонила сама первая леди республики и потребовала прекратить следствие по делу ЗАО “Капитал”. Вот так вельможный телефонный окрик жены президента оказался для генпрокурора куда внушительнее, чем постановление парламента.
    По мнению М.Мукашева, скупка акций “Кыргызпромстройбанка” преследовала своей целью не только овладеть контрольным пакетом, но и легализовать заодно, как говорится, отмыть незаконно полученные миллионы. И хотя уголовное дело по данному факту возбуждено, но оно не может сдвинуться с мертвой точки, поскольку А.Саркишев, У.Джамакеев и некоторые другие обвиняемые находятся в бегах и их невозможно допросить. Как и многие другие дела, связанные прямо или косвенно с “кланом Акаева”, данное дело “повисло”.
    Остается надеяться, что новый генпрокурор республики Камбаралы Конгантиев не будет подвержен давлению со стороны членов семьи главы государства, а главное, найдет возможность довести начатые расследования до логического и закономерного финала.
    Вячеслав Тимирбаев.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/11723/


Распечатать: Как это делалось РаспечататьОставить комментарий: Как это делалось Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Как это делалось Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007