Распечатать: Запад начинается с востока РаспечататьОставить комментарий: Запад начинается с востока Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Запад начинается с востока Посмотреть комментарии

19 августа 2005

ПОЛИТИКА

Запад начинается с востока

    Парламентская делегация Кыргызстана в составе К. Иманалиева, А. Малиева, К. Ташиева, Т. Субанбекова, К. Исабековой, К. Иманкулова, М. Эшимканова, К. Байболова, Т. Сариева, А. Турсунбаева и Д. Садырбаева приняла участие в семинаре в Центре Маршалла (г. Гармиш близ Мюнхена). Темой обсуждения были проблемы борьбы с терроризмом, безопасности в Центральной Азии и современная политика. Там была предоставлена возможность выступить с докладом и нашему депутату Жогорку Кенеша Дооронбеку Садырбаеву. Его доклад вызвал неподдельный интерес и острый обмен мнениями. Сегодня мы предлагаем нашим читателям текст выступления Дооронбека Садырбаева.
    Уважаемые дамы и господа!
    Сегодня перед Западом, как и в 1991 году, когда разваливалась великая империя Советов, снова возникает вопрос: кто они такие — кыргызы? Что у них случилось 24 марта 2005 года? Куда они собираются идти?
    Попробую ответить на данные вопросы, и тогда, я надеюсь, что–то прояснится в наших целях и задачах как для нас самих, так и в целом для мирового сообщества. Но хотел бы начать вот с чего. Не буду оригинален, если скажу, что самая важная цель и самая основная задача в жизни любого человека на нашей планете — это выживание. Выживание, само собой, предполагает решение стратегической проблемы — как можно надолго снять с повестки дня проблему безопасности. Вот что, по–моему, является точкой опоры или точкой отсчета во все времена любого хомо сапиенса. После кардинального решения данной проблемы, естественно, перед цивилизованным человеком возникают другие — это и образование, это и работа, это и здоровье, это и досуг, это и безбедная старость.
    Каждое государство, как и отдельный индивид, также борется за свое существование. Тем более — молодое государство. Оно в первую очередь заинтересовано в том, чтобы продолжить свой путь по кочевой тропе цивилизации, не перекладывая эту тяжелую ношу на плечи будущих поколений, определиться в главном — в сфере своей безопасности.
    Кыргызы — древний народ — раньше вели кочевой образ жизни, сегодня они, можно твердо утверждать, — реликтовый этнос. В сегодняшнем Кыргызстане нас в общей сложности всего три миллиона человек. Поэтому и понятно, почему для Кыргызстана кардинальное решение проблем безопасности — это крайне острый и насущный вопрос.
    Но кыргызы известны не только своей древностью, а и образом жизни, своим мировоззрением. Фундаментом их мировоззрения всегда была и остается демократия. Каждый из кыргызов во все времена имел право избирать и быть избранным в любой орган верховной власти. У нас никогда не было престолонаследия. Даже великий легендарный герой Манас Великодушный был избран на престол верховного главнокомандующего путем демократического голосования. О чем позже как бы “позабыли” или нарочно решили “позабыть” первые секретари партии коммунистов, а также и последний неокоммунист на территории Кыргызстана, член ЦК КПСС, ставленник Кремля, воспитанник Лубянки Аскар Акаевич Акаев. Но свободолюбивый народ Кыргызстана напомнил 24 марта 2005 года им всем, прошлым и будущим тоталитарным и авторитарным лидерам, что он не собирается сворачивать с пути своих предков и с дороги, по которой сегодня движется весь цивилизованный мир.
    Поэтому, возвращаясь к вопросу, что же случилось у нас в Кыргызстане 24 марта этого года, отвечаю: произошло падение колосса на глиняных ногах. Главной причиной падения бывшего президента Кыргызстана А. Акаева стал абсолютный разгул диктатуры беззакония в политической, экономической и социальной сферах страны. Абсурдность этой диктатуры перешла все мыслимые границы цивилизованного человеческого общежития. Закономерным оказался окончательный выбор граждан Кыргызстана: общество проявило свою собственную политическую волю, что и привело к известным событиям 24 марта 2005 года и к позорному бегству несостоявшегося монарха из страны.
    После 1991 года граждане моей страны вместо того чтобы делегировать часть своих конституционных прав независимым ветвям власти, отдали свою безопасность, свои судьбы и, самое главное, собственную свободу в одни руки — доверили всю власть одному человеку. Чем и воспользовался первый президент страны. А. Акаев в течение десятилетия несколько раз произвел ревизию Основного закона Кыргызстана. Благодаря этой ревизии произошла моноприватизация Конституции, исполнительной и судебной власти, а экономику страны А. Акаев пытался перевести в частную собственность “Семьи”.
    Осуществить свою цель А. Акаеву помогло старое испытанное оружие тоталитарного режима — идеология коммунистического бюрократизма, идеология общих деклараций. Эта идеология позволяет не следовать букве закона, а нарушать его, трактовать любые положения собственноручных законов по своему усмотрению. Создается возможность оболванивать массы, делать любого гражданина неугодным и виноватым во всем, из чего всегда можно извлечь моральную и материальную выгоду. Тем самым постоянно извращался дух всех законов.
    Последней каплей, переполнившей чашу терпения народа, явилась попытка президента приватизировать весь состав парламента с помощью мощного и тотального пресса административной машины. Пренебрежение к свободному волеизъявлению избирателей, к их праву избирать и быть избранным подвигли граждан на открытый и прямой диалог с режимом. Власть в лице президента и его администрации не смогла и не захотела пойти на этот простой и доступный шаг. Реакция народа была адекватной — решительной и неотвратимой. 24 марта 2005 года кыргызстанцы еще раз подтвердили мировому сообществу, что они сделали свой окончательный и настоящий выбор: от диктатуры беззакония к букве и духу справедливости, от тоталитарной системы политического управления к подлинно демократическому, гражданскому обществу.
    Но опасность возврата к старому еще существует. События 24–25 марта 2005 года обнажили и печальные, тревожные последствия авторитарной власти. Мародерство, захват земель, административных зданий, попытка отдельных групп и отдельных личностей узурпировать исполнительную, судебную, законодательную ветви власти — все это звенья одной цепи. И сейчас мы становимся свидетелями и участниками итога наших деяний на сегодняшний день. Этот итог, который мы видим и испытываем, предупреждает нас об одном: никогда нельзя отдавать всю власть в одни руки, можно только временно доверить наши полномочия по собственному свободному выбору независимым ветвям власти.
    Вот почему, дамы и господа, я заострил ваше внимание на проблеме безопасности. Человеческий разум определяется безопасностью. Демократические механизмы, как мы с вами видим, более всего нуждаются в безопасности. Индивид, общество, государство — все они при решении проблем безопасности начинают развиваться в правильном направлении.
    Поэтому позвольте мне сказать несколько слов в отношении региональной и глобальной проблемы безопасности, которая для Кыргызстана является жизненно определяющей.
    Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) из организации, первоначально созданной для решения пограничных споров по всему периметру бывшей советско–китайской границы, сегодня превращается в российско–китайское СП (совместное предприятие) по управлению Центральной Азией. Стратегическое сотрудничество коммунистического Китая и постсоветской России, желающих стать вровень с США и объединенной Европой, создают новую ситуацию в Центральноазиатском регионе.
    Июльский саммит ШОС прошел в столице Республики Казахстан Астане, где практически под давлением России и Китая исполняющий обязанности президента Кыргызской Республики К. Бакиев вынужден был поддержать и озвучить позицию ШОС по авиабазе Ганси, расположенной на территории Кыргызстана. Но приезд министра обороны США господина Рамсфелда в Бишкек и его переговоры с кыргызской стороной сохранили статус–кво авиабазы Ганси.
    Я считаю, что вопрос о пребывании базы Ганси, всем и без того понятно, связан с Афганистаном. А вот решение о размещении будущих новых военных баз на нашей территории должно быть напрямую увязано с построением в Кыргызстане классической формы демократии. Вообще я убежден, что в мире не бывает, как нам хотят навязать лидеры некоторых уважаемых держав, “специфической демократии”. Как не бывает чуть–чуть беременной женщины. Тут однозначно: женщина либо беременна, либо нет. С демократией то же самое: демократия либо есть, либо ее нет.
    Путинская Россия, желая восстановить новую империю на постсоветском пространстве, поддерживает все правящие авторитарные режимы в Центральноазиатском регионе. Откат России от демократического пути развития, несмотря на всю декларативность заявлений ее лидера, означает выстраивание “вертикали власти” не только в самой России, но и желание выстроить всех посткоммунистических правителей Центральной Азии по ранжиру. Но господин Путин с его кагэбэшным прошлым и со всей своей “чекистской командой” не хотят понять, что народы Центральной Азии уже не могут жить по–старому. Россия сегодня списывает миллиардные долги Ираку, Афганистану, Монголии и многим другим странам, но почему–то не желает списать долги Кыргызстану, который на порядок ниже (всего сотни миллионов долларов), чем долг перед другими демократическими странами мира. В отличие от США и его союзников по антитеррористической коалиции Россия не платит ни копейки Кыргызстану за свою авиабазу “Кант”.
    Россия как правопреемник СССР не хочет и не может решить сегодня и проблемы урановых хвостохранилищ Кыргызстана с его ядерными отходами, оставшимися от империи Советов. Они являются источником реальной угрозы и Кыргызстану, и всему Центральноазиатскому региону, ибо наша страна вместе с Таджикистаном — главные поставщики ледниковой и речной воды в Туркестанском оазисе. Кыргызстан, по официальным сведениям, обладает 3,8 % мировых запасов чистейшей пресной воды.
    Политический указ Б. Ельцина о том, чтобы вывести российские пограничные войска с кыргызско–китайской границы, оставив Кыргызстан один на один с Китаем в решении спорных пограничных вопросов, привел к тому, что бывший президент А. Акаев отдал китайцам территорию, равную Амурской, Читинской или Калининградской областям России. Исконно кыргызские земли ушли под коммунистический Китай. Именно этот вопрос стал камнем преткновения для А. Акаева. Именно Узенги–Кууш и стал первопричиной выступления депутатов–оппозиционеров против А. Акаева, что впоследствии привело к аксыйской трагедии, когда были расстреляны мирные граждане из боевого оружия.
    Нынешний президент Узбекистана — достойный ученик бывшего президента Кыргызстана А. Акаева. Он пошел еще дальше, потому как жертв в Андижане было уже много. Сколько? На этот вопрос может ответить только независимая международная комиссия. Мы же можем констатировать: именно беспринципность лидеров СНГ, ОБСЕ, вовремя не давших правильную оценку аксыйским событиям, вседозволенность и заигрывание с А. Акаевым и породили Андижан–2005.
    В СНГ сегодня нам всем нужен если не Нюрнберг, то, по крайней мере, Гаага. Чем А. Акаев или И. Каримов “хуже” Саддама Хусейна или Слободана Милошевича? Надо преподать урок истории абсолютно всем диктаторам.
    Ситуация вокруг Кыргызстана, который твердо готов идти по пути демократических стран, очень сложная. В первую очередь, как это ни странно, благодаря амбициям соседей, с которыми Кыргызстан подписал и ратифицировал Договоры о вечной дружбе (включая и Россию). Они практически готовы заблокировать Кыргызстан и объявить тихую войну моей стране и моему народу. Но пусть они не тешут себя иллюзиями. Мой малочисленный, но очень древний народ не даст никогда себя в обиду.
    Я сегодня убежден, что мы, парламентарии Кыргызстана, направим наше новое правительство по пути демократии и реформ, не дадим отобрать у нас свободу и желание найти свое достойное место среди свободолюбивых народов мира.
    Россия, Казахстан, Узбекистан должны подумать: достойными ли будут членами ВТО, когда по отношению к меньшим странам, к коим причислен ими Кыргызстан, они уже начали свое большое наступление. Здесь же хочу сказать и в адрес новых украинских властей. Если Украина не начнет процесс признания и выплаты своих долгов перед Кыргызстаном, она вступит в ВТО, как говорят на Востоке, “когда хвост верблюда достигнет земли”. “Каков привет — таков и ответ” — так, по–моему, выражаются на русском языке наши братья–украинцы. Россия же продает оружие Кыргызстану по своим внутренним ценам. Но нуждается ли мой народ и моя страна в этом оружии? Я думаю, что нет. Ибо нет в мире мощнее оружия, чем демократия и реальные реформы!
    Программа “Партнерство во имя мира”, подписанная между Кыргызстаном и НАТО, к сожалению, не работает в полную силу по многим причинам. Новые угрозы нашего бытия несут моему народу не только международный терроризм, наркотрафик, но и имперские амбиции некоторых держав, о которых я говорил выше.
    А Кыргызстан постоянно готов сотрудничать со всеми демократическими странами, так как дух и разум моего народа близок к идеалам демократии и свободы. Кыргызстан как никогда именно сейчас нуждается в реальной помощи со стороны западной цивилизации.
    Великий Редьярд Киплинг открыл точный “мотив” своего времени, сильную тревожную мелодию своей эпохи и назвал это так: “Восток есть Восток, Запад есть Запад, и вместе им никогда не сойтись…”. Осмелюсь возразить этому великому поэту и писателю, Нобелевскому лауреату, мои господа–современники, осмелюсь возразить и сделаю это с вашей помощью, и вы увидите, как вы можете помочь.
    Дело в том, что в этом выражении “Восток есть Восток…” Киплинг увидел только противостояние, обреченную дистанционность противников… и упустил парадокс и очевидную логику. Да, “Восток есть Восток, Запад есть Запад…”. Но — Восток начинается на Западе, а Запад, в свою очередь, начинается на Востоке. Мы забываем этот магический парадокс, эту логику самой жизни, которая нас старается объединить, соединить, совместить, слить в одно, а понимаем это движение навстречу друг к другу как движение против друг друга.
    Есть известное выражение: “Никогда не говори “никогда”. И когда Киплинг писал “… и вместе им никогда не сойтись…”, разве мог он предположить и представить себе что–то подобное Интернету, который соединяет, объединяет, знакомит в одно мгновение весь мир людей между собой. И все: и Север, и Юг, и Восток, и Запад оказываются вместе в одном месте — в глобальной мировой сети под названием Интернет. То есть нас объединяет в данном случае некий элемент современной технологии. Эта технология — Интернет — сделала больше для конкретного объединения и общения людей разных регионов мира, чем любые организации, альянсы, союзы и т. д.
    Вот что я хотел бы здесь объяснить: я понимаю, когда западные промышленники берегут и охраняют тайны промышленных технологий. И я еще могу к этому отнестись философски — к промышленному и экономическому отставанию от Запада вследствие того, что от нас утаивают эти промышленные технологии, создавая, таким образом, территории сбыта своей продукции. Это понять и объяснить можно конкуренций и т. п. Но я с тревогой и с сожалением сетую на индифферентность Запада и Европы в отношении внедрения гуманитарных и социальных технологий на территории Центральной Азии. Западу желательно было бы смелее делиться образовательными, социальными, гуманитарными, демократическими технологиями. Тем более что Центральная Азия могла бы стать полигоном для апробирования великих идей гуманитарного и демократического толка. Я, например, готов лоббировать в парламенте своей страны создание в Кыргызстане Азиатского Центра Маршалла. Это и было бы мощным стимулом для схождения и сближения на территории Центральной Азии всех великих народов мира и полигоном для возрождения Великого Единого Мира.
    В России утверждают, что Петр I прорубил окно в Европу. Ну что ж, из “окна” на гостей можно только смотреть. В “окно” не войдешь. А Кыргызстан — это “ворота” в Европу. Поэтому мы рады добрым гостям и всегда ждем их. Ждем именно для сближения, именно для совместного и общего пути к единому уровню новой цивилизации. Этот новый уровень — если представить Кыргызстан непотопляемым авианосцем в неспокойном море Центральной Азии — этот новый уровень цивилизации может обеспечить новый адмирал или, вернее, евразийский Маршалл, которого мы будем ждать с великой надеждой. Новый план нового евразийского Маршалла будем реализовывать вместе с вами, и этим шагом в XXI веке мы конкретно и навсегда опровергнем старика Киплинга. Я убежден, именно в Кыргызстане, где сходятся Запад и Восток, повторюсь еще раз, можно и нужно начать, как когда–то наши общие предки пытались выстроить Вавилонскую башню, строить реальный Великий Единый Мир.
    Хотелось бы поделиться с вами, дамы и господа, хотя бы одной изюминкой с Востока — подарить вам на прощание притчу о Насреддине.
    Однажды Насреддин попросил у одного богача денег.
    — Зачем они тебе?
    — Чтобы купить слона.
    — Но если у тебя нет денег, ты не сможешь прокормить его.
    — Я ведь просил денег, а не советов! — резюмировал в конце мудрец Насреддин.
    Трудно быть мудрее Насреддина. Но я хочу очень постараться. И я думаю, что я попросил бы еще кое–что кроме денег. А именно: хорошего совета — как выгодно и правильно вложить деньги. Потому что теперь мы знаем: нас объединит, сблизит и возвысит мировой уровень технологии, чего бы это ни касалось — Мира, Безопасности, Демократии, Правды и Свободы!

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/11047/


Распечатать: Запад начинается с востока РаспечататьОставить комментарий: Запад начинается с востока Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Запад начинается с востока Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007