Распечатать: Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству РаспечататьОставить комментарий: Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству Посмотреть комментарии

26 июля 2005

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству

    Возвращение в республику главы ГАК «Кыргызгазмунайзат» Шалхара Джайсанбаева и основателя компании «Рентон груп» Эдуарда Пака, которых проакаевские власти зачислили в крупные экономические преступники, симптом весьма примечательный. Я бы отнес его к разряду позитивных и обнадеживающих факторов.
    С одной стороны, этот шаг свидетельствует о доверии бизнесменов новой власти. А с другой — он служит неким косвенным доказательством того, что новые люди у власти не замешаны в экономических прегрешениях, инкриминируемых свергнутому режиму.
    Хотелось бы, чтобы новое руководство страны оказалось не только достойным этого доверия, но и реальными делами обеспечило прочный союз с отечественным бизнес–сообществом, наконец установило с ним деловые и добропорядочные взаимоотношения.

    
    От слов — к делу
    Все годы независимости Кыргызстана президент А. Акаев не скупился на клятвы в готовности всячески поддерживать предпринимательство во всех его формах и видах, а малый и средний бизнес в особенности, поскольку прежде всего с помощью последнего страна может иметь прочный экономический фундамент. Сколько за этот период было сказано правильных слов о том, что рыночная экономика — это экономика частной инициативы, что государство должно смелее и решительнее доверять промышленникам и предпринимателям, создавать благоприятный климат для бизнеса. Жаль только, что кпд всех этих очень справедливых и правильных слов чрезвычайно низок.
    Из года в год на съездах, форумах, встречах за круглым столом частные предприниматели сетуют на одни и те же беды — в стране правит бал труднопробиваемая бюрократическая разрешительная система, требующая от человека уйму сил, времени и нервов, да и средств, замучили бесчисленные проверки налоговиков, работников всевозможных надзирательных и разрешительных служб с обязательным вымогательством и поборами, действует удушающая налоговая система, не позволяющая бизнесу развернуться в полную силу, принятые министерствами подзаконные акты, ведомственные инструкции и положения сводят на нет неплохие подчас и прогрессивные законы.
    Порядок (порядок ли?) регистрации малого предприятия и вообще любого частного дела, установленный нашими законодателями и рьяно соблюдаемый бюрократическим аппаратом, назвать иначе как издевательством над людьми и здравым смыслом нельзя. Казалось бы, в свое время власти пошли навстречу людям, сократили число требуемых разрешений, справок, предписаний, виз и т. д. с почти 200 до немногим более ста.
    Но, во–первых, и оставшееся число документов все еще непомерно велико, а во–вторых, чиновники никак не хотят расставаться со своими полномочиями, позволяющими мытарить граждан и получать с них мзду.
    Надо полагать, Курманбек Бакиев как старый и опытный производственник хорошо знает о бедах кыргызстанского бизнес–сообщества и по большинству проблем солидарен с ним. Но знать и быть солидарным еще недостаточно. Как показывает практика, все же главенствующая роль в кардинальном изменении положения в этой сфере принадлежит непосредственному исполнителю президентской воли — правительству.
    Вот почему после того, как будет утвержден состав нового правительства, нашим промышленникам и предпринимателям не мешало бы провести внеочередной съезд (внеплановую деловую встречу, круглый стол, рабочее совещание — суть не в названии) с участием премьер–министра, руководителей соответствующих министерств и ведомств, а быть может, и главы государства. И откровенно, начистоту обсудить актуальные на данный момент вопросы — социально–экономическое положение Кыргызстана, задачи и перспективы административной реформы, состояние и социальную ответственность бизнеса, возможности саморегулирования предпринимательской деятельности и т. д. Развитие цивилизованных рыночных отношений, эффективное решение экономических и социальных проблем невозможны без конструктивного сотрудничества бизнеса и власти, без доверительных отношений между ними, без откровенного и предметного диалога.
    Всем и каждому должно быть совершенно очевидно, что без непосредственного и активного участия отечественного предпринимательского сословия задачи, стоящие перед страной в экономической и социальной сфере, не решить. Как власть, так и бизнес должны с полным пониманием критичности момента взять на себя труд и ответственность за выбор наиболее эффективных путей вывода республики из затянувшегося на полтора десятилетия кризиса.
    Именно власть должна первой делать решительные шаги к тому, чтобы предпринимателям было выгодно усиливать инвестиционную активность. В свою очередь, предприниматели обязаны дорожить своей деловой репутацией, соблюдать профессиональную этику, придерживаться норм и правил, позволяющих государству выполнять социальные обязательства перед гражданами.
    
    С кем предпринимателю выгоднее делиться?
    В отношениях между бизнесом и властью немало больших и малых проблем. Но, пожалуй, одной из наиболее серьезных остается проблема налогов. Именно они загоняют значительную часть бизнеса в тень. Именно непродуманная система налогообложения вынуждает предпринимателя платить дань налоговому инспектору, а не государству. Это лишний раз наглядно продемонстрировала мартовская ночь повальных грабежей и мародерства.
    Тут у меня вот какой вопрос напрашивается. Неужели необходимы были такие экстраординарные меры, чтобы выявить, как много граждан занимаются у нас торговой деятельностью без лицензии или патента и не платят налоги? Правда, в ходе разбирательства обнаружилось, что определенный бакшиш они все же платили. Но не государству.
    Все заинтересованные стороны единодушны в мнении, что налоговое законодательство у нас громоздко и крайне запутанно. Применение его не гарантирует честному бизнесу позитивного результата. Более того, налоги зачастую оказывают деструктивное воздействие на деятельность хозяйствующих субъектов, на развитие и стабилизацию экономики страны в целом.
    Нужно ли говорить, что несовершенство налогового законодательства — это непрофессиональная работа законодателей и беда государства. Только вот почему–то расплачиваться за это приходится главным образом частным (и честным) предпринимателям и рядовым налогоплательщикам.
    Догадываюсь, что многие отечественные бизнесмены далеко не ангелы и не наивные простаки. Они действительно используют множество лазеек и нелегальных путей ухода от налогов. Но если в стране большинству представителей делового мира выгоднее прятаться от налогов, нарушать налоговое законодательство, чем соблюдать его, то кто же в этом более повинен — несознательные граждане или государство?
    После долгих разговоров о несовершенстве Налогового кодекса наконец–то взялись за его основательную переделку. Однако многие заинтересованные лица, кому довелось уже ознакомиться с проектом нового документа, считают, что он опять–таки грешит серьезными изъянами.
    Пока же до сих пор в республике сохраняются неизменными глубоко неравноправные отношения между налогоплательщиками и налоговыми органами. Налоговое администрирование носит в Кыргызстане по преимуществу карательный характер. Налоговые инструкции настолько запутанны, что налоговому инспектору и опытному бухгалтеру подчас бывает трудно доказать свою правоту или заблуждения оппонента. Пени и штрафы за налоговые прегрешения настолько велики, что даже далекие от бизнеса люди приходят к выводу о несоразмерности проступка и наказания за него.
    В новейшей истории Кыргызстана был период, когда главной задачей и основной целью исполнительной власти на местах был максимальный сбор платежей и налогов. Ничего путного из этой затеи не получилось, да и получиться не могло. Никакие потуги по собираемости налогов и заклинания верхов по поводу экономического роста не дадут ожидаемого результата, пока экономическая и предпринимательская деятельность граждан не будет освобождена от чиновничьего произвола и мародерства, которое пострашнее того, что случилось в ночь с 24 на 25 марта. Та вакханалия длилась одну ночь. Вакханалия мародерства бюрократического аппарата длится круглогодично. Экономическое выздоровление общества видится мне на пути полнейшей реализации инициативы, предприимчивости и деловитости всех кыргызстанцев в целом и каждого в отдельности.
    Не способствуют становлению предпринимательства, развитию экономики и банковские кредиты. Прежние президент и правительство не уставали хвалиться едва ли не самой низкой в СНГ инфляцией, и в то же время банковские кредиты оставались и продолжают оставаться кусачими. Промышленники, фермеры в большинстве своем не решаются связываться с банками, боятся брать деньги в долг под высокие проценты. В таких условиях ни промышленность, ни сельское хозяйство успешно развиваться не могут.
    
    Доколе быть дикарями?
    Тому, что Кыргызстан переживает период дикого рынка, примеров масса. Скажем, не способствовали усилению доверия бизнеса власти и росту инвестиционной привлекательности Кыргызстана откровенно незаконные «силовые» приемы передела собственности.
    На определенном этапе правления А. Акаева власть и значительная часть бизнеса в Кыргызстане тесно переплелись и даже срослись друг с другом. Трудно было с уверенностью сказать: то ли государство вновь захватило посредством семейного бизнеса привлекательные отрасли, то ли «крупный» бизнес подмял под себя государство. Надо сказать, что подобная модель сращивания власти и бизнеса отнюдь не нова. В мире ей даже придумали название «свойский капитализм». И сопровождается он неизбежно высокой степенью коррупции и неотвратимо приводит к упадку в контролируемых властью отраслях, к стагнации и разрухе в стране. Что мы, к сожалению, и наблюдаем на практике. Видим мы и то, с каким трудом проводятся сегодня операции по разделению сросшихся бизнеса и власти.
    В связи с этим замечу: объяснение Бермет Акаевой в одном из недавних интервью, что она решила баллотироваться в парламент из желания видеть Кыргызстан процветающим, на мой взгляд, рассчитано на доверчивых простачков. Чтобы упрочить свои позиции, бизнес, сросшийся с властью, начал усиленно и нагло делегировать своих представителей в публичную власть.
    Если исходить не из слов, а из поступков, причем как прошлых, так и нынешних, ни самого экс–президента, ни его «святое семейство» не волновала по большому счету судьба Кыргызстана и благополучие его граждан.
    В недавнем прошлом власть неоднократно со всей ясностью показывала, что, когда понадобится, она раздавит или захватит в собственное владение любой бизнес. В стране ни один удачливый бизнесмен, хорошо раскрутивший свое дело, не был застрахован от того, что на его предприятие не положат завистливый глаз зять или сын президента и не захотят «войти в долю» или вообще полностью завладеть им.
    К примеру, мой давний и добрый приятель является одним из ведущих в республике специалистов по обработке камня. Блестящее инженерное образование в сочетании с деловой предприимчивостью, порядочностью и обязательностью во взаимоотношениях с партнерами создали ему авторитет и хорошую репутацию в деловых кругах, помогли поставить дело на широкую ногу.
    Прослышав об успехах предприятия, с ним решил ознакомиться сам глава государства. Поохав, повосхищавшись делами камнеобработчиков, Акаев отбыл восвояси. А вскоре сюда «с ревизией» нагрянули доверенные лица Семьи на предмет потеснить законных владельцев и перехватить весь этот налаженный бизнес.
    Мой приятель начистоту, без утайки выложил перед визитерами всю свою бухгалтерию. Показал, во что обходится завезти в Кыргызстан гранит, мрамор, флюорит, каких затрат требует обработка камня, сколько стоит труд работников и какова в конечном счете рентабельность. Словом, пояснил, что тут не купоны стричь, а трудиться в поте лица надо.
    Убедившись, что в этом деле на сверхприбыли рассчитывать не приходится, гости молча удалились и больше здесь не появлялись.
    Кстати, я заметил довольно странную закономерность. Стоило президенту посетить какое–либо коммерческое предприятие, как говорится, «положить глаз» на него, следом тут же наведывались сюда его приближенные либо их доверенные лица и начинался грубый и беспардонный наезд. Так было с Издательским домом «Вечерний Бишкек», с корпорацией «Эридан», горнолыжной базой «Норус». Складывалось впечатление, что Акаев выполнял некую роль наводчика.
    Разумеется, все это могло быть случайным совпадением. Но когда из звеньев случайности выстраивается цепочка закономерности, то что тут остается думать? Как бы там ни было, но поведение самого президента, и в особенности зятя и старшего сына, цинизм и беспардонность последних в захвате на внутреннем рынке наиболее прибыльных сфер бизнеса объективно тормозили деловую активность значительной части предпринимателей, выбивали у них почву из–под ног, сдерживали экономическое развитие общества. Это усугубляло и увеличивало недоверие бизнеса власти, ставило бизнес и власть по разные стороны баррикады, делало их не союзниками, а антиподами.
    О периоде дикого рынка в Кыргызстане свидетельствует и то, что из более 1300 пострадавших предпринимателей в ночь беспрецедентного в Бишкеке мародерства лишь двое имели страховой полис. Тогда как в странах с нормальной рыночной экономикой всякий уважающий себя бизнесмен считает первоочередным долгом застраховать свое дело.
    История показывает, что мы далеко не первые и, надо думать, отнюдь не последние, кто оказался в столь плачевном положении. Многим удалось выбраться из тупика и примкнуть к мировому цивилизованному сообществу. Думаю, еще не потерян окончательно и бесповоротно шанс на достойную жизнь и у нас. Надо только создать систему действительно свободного предпринимательства, которая строилась бы на здоровой конкуренции, на высокой эффективности, базирующейся на прогрессивных технологиях и постоянном поиске оптимальных путей достижения цели. А для этого нужно дать каждому человеку возможность начать дело, которое ему по душе. И никто не должен иметь право вмешиваться в это, диктовать, мешать и уж тем более запрещать.
    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10813/


Распечатать: Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству РаспечататьОставить комментарий: Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Бизнес и власть: тяжкий путь к согласию и партнерству Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007