Распечатать: За амбициями паспортов не видно РаспечататьОставить комментарий: За амбициями паспортов не видно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: За амбициями паспортов не видно Посмотреть комментарии

16 июля 2005

СКАНДАЛЫ

За амбициями паспортов не видно

    Уже более полугода с сожалением наблюдаю за развитием паспортной проблемы и необоснованными обвинениями в мой адрес и людей, с которыми работал в одной команде. Хотел бы высказать свою точку зрения.
    Дело в том, что паспортный кризис наступил не внезапно, а шесть лет (!) назад. 15 июня 1999 г. состоялся тендер по закупке компьютерного оборудования и персонализации национальных паспортов граждан Кыргызской Республики, который был проведен под эгидой МВД. Уже тогда было совершенно очевидно, что запас бланков не вечен, и за 5 лет после их производства они морально устареют (кстати, этот срок и принят международным сообществом как оптимальный для проездных документов, после которого начинают серьезно страдать их надежность от подделок и, следовательно, связанные с этим аспекты международной безопасности).
    Победила канадская компания CBN. Через неделю уже был подписан контракт. Надо сказать, что случайных компаний в таких тендерах практически не бывает. Это узко специализированная сфера бизнеса, где есть десяток мировых лидеров и еще два десятка борющихся за выход в «высшую лигу». Все они обладают мощным технологическим, людским и финансовым потенциалом. Поэтому конкурс в основном выявляет лучшую цену и удачное для конкретной страны техническое решение. При этом ценовой фактор является ключевым, так как эта десятка лидеров, безусловно, может изготовить паспорт любой сложности. Канадцев подвела цена, она «оказалась» выше на миллион долларов, чем у ближайшего конкурента. Контракт с ними был расторгнут нашим же арбитражным судом, затем с 2000 по 2003 год правительство в лице МВД вело неторопливые переговоры с канадской компанией и английской ДеЛяРу, чтобы определить, кто же из них наиболее выгоден Кыргызстану. В результате ни с одной из них договор не был подписан.
    К тому времени бланки паспортов стали заканчиваться. Тогда правительство создает Агентство информационных технологий и ресурсов не без помощи международных организаций, которые уже давно били тревогу по поводу незащищенности кыргызских паспортов образца 1994 года. На момент, когда мне предложили его возглавить, структура существовала уже год, а в штате сотрудников числились бывший директор, его секретарь и бухгалтер. Столь небогатое наследство дополнялось нулевым материальным обеспечением, отсутствием помещений для работы. А поставленная правительством задача требовала немедленных действий — начать выпуск новых паспортов в июле 2004 года. То есть в резерве было всего шесть месяцев. За это время нужно было проделать грандиозную работу: провести тендер, подписать контракт, изготовить паспорта, установить и наладить оборудование, которое по–любому необходимо было завезти из дальнего зарубежья. Любой, кто мало–мальски знаком с этими процессами, подтвердит, что на осуществление подобного проекта необходим как минимум год.
    А мы уже в июле совместно с нашими партнерами сделали пробный запуск производственного центра и выпустили первые сувенирные паспорта! Львиная доля заслуг того, что за кратчайшие сроки удалось организовать и запустить оборудование самого высокого уровня и изготовить бланки паспортов, принадлежит генеральному подрядчику (ГП «Регистру») и его партнерам. Надо отдать должное, что они сделали кыргызский паспортный проект приоритетным в своих многотысячных коллективах и совершили невозможное.
    Огромную помощь в реализации проекта оказали миссия МОМ в Бишкеке и американское посольство. Начиная с подготовки тендерных документов они ежедневно работали с агентством, принимая все наши проблемы как свои. И после тендера эта миссия при поддержке правительства США не отошла в сторону и не заняла позицию стороннего наблюдателя, а продолжила оказывать поддержку. МОМ передала агентству безвозмездно 15 автомашин для создания курьерской службы и компьютерное оборудование стоимостью свыше 8 млн. сомов!
    Не могу не сказать несколько слов о своих бывших сотрудниках. За короткое время был сформирован энергичный, талантливый коллектив. Пришли профессионалы, готовые созидать и учить, и молодые специалисты. Я благодарен своим бывшим коллегам, работавшим с полной отдачей сил.
    В чем же причина затянувшегося паспортного кризиса? Попробую дать ответ на этот вопрос, который мучает кыргызстанцев. Кто–то называет тендер, проведенный якобы с нарушениями. Любая международная независимая экспертиза подтвердит, что требования, предъявляемые к участникам конкурса, были направлены на получение современного высокозащищенного паспорта. Условия для всех были абсолютно равными (поднимите протоколы тендерного совещания и вопросы компаний). К слову, большую часть технических требований сформулировал эксперт из Дании, специально приглашенный для этого миссией МОМ. (Это к вопросу о том, что все делалось под одну компанию. Странно, но то заявляют люди, которые готовили первый тендер в 1999 г.) Два предложения из 4 участников были самого высокого уровня (это предложения немецкой и молдавской компаний). Молдаване при этом обещали на два миллиона евро дешевле. Все разговоры о каких–то «скрытых» элементах стоимости беспочвенны. Эта критика из разряда шулерского «передергивания». К примеру, упрекали нас, что не учтены были несколько миллионов евро за бланки заявлений, которые должны были прибавить к общей стоимости предложения. Так вот, не бралась в расчет в контракте сама необходимость изготовления новых заявлений, а не их цена. Нам представлялось, что можно будет использовать существующие в МВД бланки. Но новая компьютерная система потребовала совсем другой первичный документ. Это, кстати, предусмотрела немецкая компания, но она тоже указала отдельно цену за эти заявления, которую мы не учитывали в общей цене.
    Итак, при полном техническом равенстве предложений ни я, ни кто другой не смогли бы присудить победу ГП «Регистру», если бы предложение немецкой компании было дешевле.
    Ошибка в символике? Да, расхождение герба на обложке паспорта с оригиналом есть. С одной стороны, удивительно, что до декабря 2004 года мы не получили ни одного замечания по дизайну, в том числе и от депутатов. А ведь с июля документ прошел все согласования на самых разных уровнях. С другой стороны, «внезапно» обнаруженная неточность никак не повлияла и не могла повлиять на легитимность паспорта, который к тому времени был признан во всем мире. Что и как мы изображаем на обложке и на развороте паспорта, является внутренним делом государства. Некоторые страны помещают, например, свою географическую карту. Стилизация изображения герба при его печати на обложке паспорта — это вообще частное явление. Посмотрите, к примеру, ирландский или австралийский паспорт. Да у нас есть и собственный пример — паспорта гражданина КР образца 1994 г., выданные с 1995–1997 гг. (более 300000 штук), имеют герб на обложке с очень значительной стилизацией. И ничего, как–то живем с этим. А приглядитесь повнимательнее, для интереса ко многим государственным документам, печатям и штампам — и вы найдете сотни вариаций нашего герба. Не говорю, что это не следует исправлять. Но не губить же весь тираж и оставлять людей без возможности выезжать и въезжать в собственную страну. Я приношу искренние извинения всем, кто чувствует себя оскорбленным за то, что в гербе неточное количество отрогов гор и перьев у беркута. Но стоит ли это тех проблем, которые в настоящее время испытывают тысячи людей?
    А может, все дело в высокой стоимости паспорта?
    С лета прошлого года правительство не может установить цену на него. Казалось бы, чего проще — есть цена документов, установленная компанией, выигравшей тендер. Но это не так. Ценообразование в таком деле очень непростая вещь. Постараюсь объяснить в общих чертах, почему она, особенно на заграничные паспорта, должна быть установлена государством выше той, которая утверждена контрактом. (При этом само собой разумеется, что победитель тендера получит только то, что оговорено в договоре.)
    Начну с дополнительного соглашения к контракту, о котором столько говорят. Из всего содержания документа внимание оппонентов сконцентрировано только на сумме 51 миллион евро. Кто–то даже заявил, что ему открылось видение и он якобы «узрел», как эти миллионы осели в оффшорных зонах. Полный бред. Эта цифра показывала, какие нужны средства для того, чтобы в кратчайшие сроки создать основу информационной инфраструктуры республики. Чтобы не ждать годы, пока появятся средства в бюджете или льготный кредит. Молдавская сторона готова была инвестировать эти деньги в Кыргызстан. Ни тогда, ни сейчас я не вижу, где можно взять деньги на эту реформу и проект, кроме как из стоимости новых паспортов. Мы с Минфином просчитывали десятки вариантов, как сделать при этом паспорта доступными. И пришли к выводу, что в заявленном объеме этот проект на данный момент неподъемен, и прежде всего для нашего населения. Как следствие — еще в ноябре 2004 года дополнительное соглашение было отменено. Молдавская сторона согласилась в целом с нашими доводами. Но при этом настаивала, чтобы ее расходы, не вошедшие в контракт, были компенсированы. Неужели нельзя создать компетентную комиссию и решить, что это за расходы и определить их размер? Видимо, просто не было желания.
    Республике необходим качественный скачок в развитии информационных технологий и ресурсов. По сути, научная элита несколько лет назад ясно сформулировала эту задачу как стратегическую. Для нашей небогатой природными ресурсами и не изобилующей современными производственными силами страны упустить шанс стать информационным сообществом — сравнимо с катастрофой.
    Отказавшись от осуществления такого проекта в рамках дополнительного соглашения, государство все равно обязано найти возможность для создания каркаса национальной информационной системы в ближайшие 2–3 года. Наши соседи в Казахстане осенью прошлого года приняли аналогичную программу строительства национальной и информационной системы с бюджетом чуть менее 500 миллионов долларов на 3 года! Да, у них другие условия, профицит бюджета, отсутствие долгов. Хорошо, если в нашем бюджете нет денег на этот и многие другие проекты, то не надо ничего делать? Мы предлагали создать ясный государственный финансовый механизм для аккумулирования средств через реализацию паспортов. Это не вызовет сложностей — нетрудно при желании иметь прозрачный и контролируемый в том числе и общественностью специальный счет Казначейства, с которого производить финансирование проекта. Сложнее убедить, что мы должны переплачивать за паспорт государству. Это ноу–хау придумал не я, большинство государств получает доход в бюджет от выдачи таких документов.
    Я предлагал установить цену заграничного паспорта в пределах 1200 сомов (30 долларов). Из них больше 800 сомов (все, что выше контрактной стоимости) будет идти в доход государства и формировать необходимый бюджет для реформ. Внутренний паспорт реализовывать в пределах 150 сомов, из них более половины также направлять на специальный счет. Подумайте, мы платим за визы от 800 до 4000 сомов, за вылет из аэропорта «Манас» 400 сомов в виде сборов. Не говорю уже о билетах на самолет. Если выезжающий может оплатить это, он, что, не способен раз в пять лет (а за внутренний паспорт раз в 10 лет) заплатить эту сумму? Можно, конечно, оставить все, как есть, платить за паспорта по минимуму (или вообще не платить, как предлагают некоторые депутаты) и продолжать давать взятки в сотни долларов и унижаться, прося выдать документ.
    Сегодня подвергается критике целесообразность создания агентства. Как бы оно ни называлось впоследствии, суть не в этом, а в необходимости целенаправленно развивать государственную информационную базу. Без реформирования паспортной системы и выведения из МВД части гражданских функций сделать это невозможно. В противном случае, весь сложный инженерно–технический комплекс по персонификации паспортов, а главное, по созданию национальных баз данных населения, транспортных средств и других, которого нет до сих пор, должен обслуживаться сотрудниками ведомства.
    Пойдут туда высококвалифицированные программисты, системные администраторы, инженеры? При существующем уровне государственного жалованья — нет. Тем не менее государство в лице агентства, МВД или другого уполномоченного органа обязано будет само формировать, обслуживать и оберегать создаваемую базу. Базу данных населения. Значит, должны быть свои специалисты, госслужащие. Стоимость таких специалистов у нас в республике 8000 сомов, а ключевых — от 20000 сомов в месяц. При этом таких людей у нас в стране можно пересчитать по пальцам. И чтобы они шли на госслужбу, им необходимо платить соответствующую заработную плату. Где ее взять? Да из того же денежного фонда, образуемого из оплаты за паспорта. Но даже если найдутся деньги, платить такие суммы специалистам государство запрещает.
    Вернемся к МВД. Многократно встречался с руководством министерства, обсуждал суть намечаемых реформ. Их необходимость они понимали не хуже меня, и мы совместно определили этапы такой работы. Агентству передавались только функции приема и выдачи паспортов, при этом все остальные — проверки граждан и предоставляемых сведений — оставались у МВД. Абсурдно звучат высказывания, что этой реформой мы разваливаем МВД. Ни один офицер, подчеркиваю, ни один, не переходил на работу в агентство. Только вольнонаемные сотрудники. Зато реформа покончила бы с мздоимством в паспортных столах, в этом я не сомневаюсь. Может, это так раздражает критиков?
    Или причина кроется в том, кому достался проект?
    Любое новое имя на узкоспециализированном рынке, где есть небольшое количество признанных мировых лидеров, вызывает настороженность. Так и в «паспортном» деле. Признаюсь, и меня смущало это обстоятельство: новичок — всегда темная лошадка. Выполнит ли те условия, которые предложил? Мой визит в Кишинев в процессе подготовки контракта и последующая работа дали ответы на эти и многие другие вопросы. Молдова сегодня — это реальный лидер реформирования паспортной системы и изготовления персонифицированных документов на постсоветском пространстве. По счастливому стечению обстоятельств, еще в конце 80–х она была выбрана в качестве «эксперимента» по модернизации паспортной системы и применению компьютерных технологий при персонификации. После распада Союза молдаване не бросили эту работу. За 10 лет они создали систему, включающую и центр по персонификации паспортов, и национальные базы данных населения, транспорта и недвижимости. Их работа впечатляет и вызывает белую зависть. Многие западноевропейские страны только подходят к аналогичной системе изготовления идентификационных документов и их баз данных. Не только я видел своими глазами молдавскую паспортную систему, но и специалисты из МВД. Или сейчас они говорят, что это им приснилось? Называть компанию «Регистру», являющуюся государственным предприятием в составе департамента информационных технологий Республики Молдова, посредником, безответственно и лживо. Большая часть производственного центра создана молдавскими специалистами с использованием их собственного программного продукта.
    Коммерческие компании приходят на наш рынок не в качестве манны небесной, они хотят получить прибыль. При этом действуют жесткие рыночные отношения, ведущие время от времени к конфликтам между партнерами. Сейчас стороны, доказывая собственную правоту, уже вот–вот, кажется, забудут, что за ними следят сотни тысяч людей, не имеющих документов.
    Полгода назад я шел в парламент для того, чтобы убедить депутатов разрешить выдачу паспортов и утвердить их стоимость. Но никто не стал обсуждать ситуацию и выход из кризиса. Начали обсуждать мою личность. Чем занимались правдоискатели и те, кто пришел в агентство после меня, эти полгода? Я подал в отставку в декабре 2004 г. не потому, что обвинения в мой адрес были справедливыми, а потому, что считал и считаю, что нельзя никому в этой тяжелой ситуации вставать в позу обиженного и тормозить работу, устраивая дебаты и споры.
    В настоящее время идут разговоры об объявлении нового тендера. Что дальше? Будут те же участники, победит компания с аналогичным (молдавскому) предложением. Возможно, даже немецкая G&D, которой придется пройти весь путь сначала. Цена будет примерно такая же или чуть больше. Но, главное, пройдет 9–12 месяцев, прежде чем люди получат новый документ.
    Поэтому призываю стороны успокоиться и вернуться к переговорам. Ведь есть паспорта. Имеется производственный центр. Можно установить разумную цену. Или амбиции перевесят разум?
    Юрий ЛЫСОГОРОВ.
    Коллаж Валентины ЛОМКОВОЙ: «А сколько на самом деле перьев у беркута?»

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10744/


Распечатать: За амбициями паспортов не видно РаспечататьОставить комментарий: За амбициями паспортов не видно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: За амбициями паспортов не видно Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007