Распечатать: Все начинается со школы? РаспечататьОставить комментарий: Все начинается со школы? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Все начинается со школы? Посмотреть комментарии

28 июня 2005

КОРРУПЦИЯ

Все начинается со школы?

    Сразу после голосования в первом туре выборов в Бишкекский городской кенеш в редакцию позвонил один из кандидатов в депутаты. Юрист, правозащитник Александр Типеров буквально кипел от негодования и обиды. Больше всего его возмутило не то, как открыто нагло шло лоббирование некоторых «избранных» кандидатов в столичный парламент, а то, что в массовом обмане избирательных комиссий участвовали директорат и учителя бишкекских школ.
    — Знайте, в том, что столько нарушений и фальсификаций в этих выборах, виноваты учителя, которые сами позволяют манипулировать собой, — с нескрываемой горечью тогда говорил Александр Типеров. — Чтобы потом бегать и жаловаться на депутатов: мол, они безразличны к нуждам народа, им бы только свои интересы защитить...
    В его словах была голая правда. Школьный электорат всегда был самым послушным, а от того и самым надежным резервом власти в проведении своих людей в законодательные структуры. Учителей использовали и как агитаторов за того или иного кандидата, и как “ручных” избирателей: на кого укажут, за того и проголосуют.
    Это послушание и дисциплинированность наставников юного поколения, которыми пользовались политики и богатые люди, возжелавшие, кроме денег, еще и власти, многие объясняли главным образом маленькими доходами учителей. Бедность и страх потерять работу — вот причины гражданской несознательности учителей. Раньше популярны были в миру шутки о зарплате советских инженеров, сейчас объектом горького юмора становятся врачи, милиционеры, учителя.
    Но так ли бедны наши школы? Неужели они еще более нищи, чем дети безработных, которые там учатся, а их родители вынуждены платить за обучение детей?
    Не буду брать в пример сельские учебные заведения, там действительно положение аховое, поэтому молодые педагогические кадры и не хотят уезжать из Бишкека в глубинку. Обратимся к столичным школам, тем более что об этом давно и настоятельно просили родители, чей семейный бюджет с трудом выдерживает из года в год растущие потребности народного образования.
     Вот строки из письма наших читателей, которые, уверена, не будут откровением ни для министерства, ни для депутатов, ни для общества в целом:
    “К вам обращаются родители по поводу сложившегося ужасающего состояния системы образования. Что сейчас творится в наших школах, гимназиях? Наши дети учатся в гимназии N 23 имени Гете. В восьмых классах в третьей четверти не преподавалось четыре предмета: биология, история, география, английский язык. Каждый новый учебный год та же картина. Бардак самый настоящий, больше слов нет. На собраниях на вопросы родителей по поводу отсутствия предметов отвечают, что большая текучесть кадров, никто не хочет работать за мизерную зарплату.
    Между тем каждый из нас ежемесячно платит за обучение 150 сомов, за ремонт школы ежегодно — 160 сомов, отдельно — за ремонт класса и еще отдельно — в фонд школы и на охрану. Классы убирают сами школьники.
     Куда уходят наши деньги? В нашем государстве по Конституции начальное школьное образование должно быть бесплатным, а получается, очень даже платное.
     Мы надеемся, что у нас тоже народное образование будет, как в цивилизованных демократических государствах. У нас тоже найдутся умные честолюбивые руководители, которые изменят положение дел. На недавних выборах почти все школы участвовали в грязных политических играх и работали на то, чтобы прошел представитель партии “ Алга, Кыргызстан!” Юрий Данилов. Гимназия имени Гете тоже не осталась в стороне”.
    Ни для кого не секрет, что в некоторых школах родителей обязывают платить, помимо ежемесячных выплат, так называемые спонсорские деньги. Этот единовременный взнос составляет несколько сот долларов. Если учитывать, что учеников в школах все же больше, чем учителей в несколько раз, сложить все “добровольные пожертвования”, то сумма получится внушительная.
    В бишкекских школах в среднем по четыре класса в каждой возрастной группе, где учатся примерно по 30 девочек и мальчиков. В среднем 1300–1500 человек. А если мы 150 сомов помножим на полторы тысячи? Обнаружим, что ежемесячно такая школа получает больше–меньше 200 тысяч сомов “чистыми”. Ведь мамы и папы вносят деньги наличными, из них не платятся налоги. Родители в лучшем случае расписываются в тетрадке об уплате энной суммы за обучение своего ребенка. Никакой квитанции. Кроме этого, педагоги зарабатывают, давая дополнительные уроки нерадивым ученикам, а таких — не убавляется. Сегодня в нашей школе, как в больнице или вузе, ни один шаг не сделаешь бесплатно.
    Так куда же уходят все эти средства, почему зарплата учителей при такой спонсорской поддержке родителей считается, уже традиционно, самой низкой среди бюджетников и ее повышение является одной из главных забот правительства? А между тем, что скрывать, некоторые директора школ и ректоры вузов меняют иномарку за иномаркой и на фоне своих нищих подчиненных выглядят достаточно респектабельно.
    Разговоры на эту тему ведут не только взрослые, но уже и дети. От их внимательных глаз не скроешь, у кого папа богатый, у кого его вовсе нет. Благосостояние и социальное положение родителей отражается на оценках учеников, на отношении к ним педагогов. Увы, за деньги сегодня в нашей стране можно купить и здоровье, и знание, и хорошую работу. Расслоение общества на богатых и бедных происходит уже в начальных классах. Если бы только это! А то ведь с детства, со школьной скамьи, сами взрослые прививают юному поколению чувство ущербности, классовый антогонизм. И все из–за мизерной зарплаты?
    Недавно закончила работу комиссия по определению имущества экс–президента Аскара Акаева. Ее целью было не только определить размер узаконенного теневого бизнеса первых лиц государства и их окружения, но и раскрыть механизм и структуру коррупции в высших эшелонах власти. Свою задачу комиссия выполнила. Но стало ли коррупции меньше? Вовсе нет. С первого сентября это ощутят многие кыргызстанцы, чьи чада пойдут учиться. Всю первую четверть их кошельки не будут закрываться, а сами они будут работать на наше народное бесплатное образование.
    Итак, может, теперь правительству пришло время обратить внимание на такое явление, как коррупция снизу и начать расследование с системы образования? Не все же ходить по верхам. Ведь коррупция снизу не менее, а может быть, и более опасна (из–за массового и неприкрытого характера), чем во властных структурах. Она еще тем страшна, что отравляет ум и души подрастающего поколения.
    Лариса Ли.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/10573/


Распечатать: Все начинается со школы? РаспечататьОставить комментарий: Все начинается со школы? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Все начинается со школы? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007