Вертикаль к успеху
Предлагаем читателям интервью председателя Госкомитета КР по туризму, спорту и молодежной политике Окмотбека Алмакучукова, которое он дал нашему спортивному обозревателю.
Алмакучуков Окмотбек Мукашевич родился 15 июня 1960 года в селе Семеновка Иссык–Кульской области в семье служащего. Окончив в 1982 году Фрунзенский политехнический институт, по распределению начал трудовую деятельность там же младшим научным сотрудником кафедры “Основания и фундаменты”. С января 1983 года по октябрь 1984 работал преподавателем на этой кафедре. С октября 1984 по октябрь 1986 — заместитель секретаря комитета комсомола ФПИ по работе с иностранными студентами. С октября 1986 по декабрь 1988 — председатель профкома студентов ФПИ. С декабря 1988 года по апрель 1991 — заместитель командира Республиканского штаба студенческих отрядов ЦК ЛКСМ Киргизии. С апреля 1991 по май 1992 — председатель БММТ “Спутник” ЦК ЛКСМ Киргизии. С мая 1992 года по октябрь 1997 — директор дочернего предприятия АО “Главтур Бишкек”. С октября 1997 по январь 2001 — генеральный директор СП ОсОО “Главтур Бишкек”. В октябре 1999 года избран депутатом городского кенеша г.Бишкек. Указом президента Кыргызской Республики от 19 января 2001 года назначен на должность председателя Государственного комитета КР по туризму, спорту и молодежной политике, где работает по настоящее время.
В студенческие годы и по месту основной службы активно занимается общественной работой.
Женат. Имеет двух сыновей.
— Окмотбек Мукашевич, газета “МСН”, пожалуй, чаще и больше других уделяет внимание освещению итогов и проблем отечественного большого спорта. У нас, в частности, помимо тематической оперативной информации, регулярно выходят в свет обширные публикации о ведущих атлетах, тренерах, других специалистах нашей индустрии рекордов и достижений. Вы не столь давно возглавили Госкомтурспорт, но, похоже, пришло время и вам рассказать читателям нашего издания о том, что вас волнует именно как главного спортсмена страны.
— Спасибо “МСН”, которая, на мой взгляд, обстоятельно и профессионально пишет о спорте высших достижений. Мы это ценим. Скажем, по итогам 2003 года корреспонденту этой газеты Госкомтурспорт и спортивная общественность отдали конкурсную республиканскую пальму первенства (вместе с двумя другими репортерами).
Наше ведомство отличается от многих прежде всего своей ежедневной динамичностью в силу предназначенной нам ответственной специфики. Корни нашей работы глубоко социальны: мы заняты в тонкой сфере нелегкой целенаправленной работы с молодыми амбициозными людьми, их многоопытными наставниками. Живые люди — живые эмоции, будь то в туризме, спорте, молодежной политике. Иногда эти самые эмоции хлещут через край...
— Окмотбек Мукашевич, поскольку я как спортивный репортер не разбираюсь глубоко в специфических тонкостях туризма и молодежной политики, хотелось бы ограничиться на первый раз чисто спортивными рамками. Иначе мы рискуем тут оказаться в роли тех, кто пытается объять необъятное...
— И все же туризм, спорт, молодежная политика — три больших, тесно взаимосвязанных блока работы, неотъемлемых от социальной, экономической госполитики. И тут в первую голову хочу подчеркнуть следующее. В нашей системе, в ведомстве, в федерациях многие сотрудники, тренеры поистине великие труженики, но они совершенно не умеют (да им и некогда) в нужном свете и вовремя подать, так сказать, свой товар лицом. Скромность вообще хорошее качество и оно особо превозносилось в советскую эпоху. Но сейчас другое время, когда достойный пиар в деле особенно важен, ибо от него многое зависит. Вот тут нам есть над чем работать вместе с вами. И в связи с этим начну все–таки с темы туризма.
Скажем, на страницах той же “МСН” не раз публиковались критические статьи, заметки по проблемам туристической отрасли. Мы их восприняли с пониманием, мало того, их авторов пригласили к нам, дали им возможность более детально вникнуть в суть вещей в частности и в нашу туристическую госполитику вообще. Поймите, конструктивный диалог прессы и Госкомтурспорта нам сейчас важнее взаимных претензий и выяснения отношений. Мы надеемся на помощь журналистов в большом деле, и когда действительно ее получаем, то, уверен, польза от этого очевидна. Ведь нам, обществу, стране в целом нужны именно со знанием дела выполненные публикации о тех самых подвижниках, о которых я сказал выше.
— Согласен, и, если можно, пожалуйста, ближе к теме.
— Пожалуйста. Я, например, считаю, что и в том же спорте мы нынче (несмотря на известное нелегкое наследство) трудимся умело, целенаправленно, вполне успешно. Но, опять же, в процессе ежедневной деловой текучки порой забываем о важном: своевременном контакте с прессой. Особо подчеркиваю: это не касается наших удачных свершений, поскольку ведь позитив как бы сам собой разумеется и прилагается при этом. А вот если накапливается, как говорят, ком каких–то нерешенных проблем, о которых все начинают вслух говорить, то пресса их, бывает, подхватывает в качестве “жареного” и выносит на суд в критическом ключе. И когда мы тут не дорабатываем, у общественности складывается стойкое мнение: в Госкомтурспорте всё негативно. Уверяю (и готов подтвердить конкретными выкладками), это далеко не так.
— Есть возможность добиться большего позитива?
— Есть, и мы работаем в этом направлении. Да, широко известны наши спортивные успехи в советское время, о чем вы еще раз недавно подробно напомнили в “МСН”. Но нынче — другие времена. Разговор о большом спорте надо начинать с общенародной системы физвоспитания. Скажем, прежде в основе всего была массовость. Но в 1992 году наши функционеры из других областей жизни разрушили былую стройную систему, не думая о последствиях своих действий. Все это досталось теперь в наследство нам, и мы имеем то, что имеем. Например, спортсооружения, уцелевшие ДЮСШ относятся к различным ведомствам. В регионах под сокращение попали комитеты по физической культуре и спорту. На что, и на кого нам опираться на местах в подъеме своей отрасли? Естественно, получается, что если в республике нет былой четкой инфраструктуры такого явления, как большой спорт, то и соответственно его госфинансирование обретает совершенно иной характер! Это сегодняшние жизненные реалии. И при этом как, скажем, наши регионы традиционно богатые спортивными талантами, могут финансироваться из госбюджета? Ведь нынче, известно, упор сделан на местное самоуправление. А на местах спортсмены, не по своей воле потеряв все, в силу объективных причин не могут и не создали пока ничего, подо что можно было бы выбить средства в айыл окмоту, городских или областных администрациях... И вот выходит зачастую: “акча жок”. И мы не можем помочь. Все это следствие того иждивенческого отношения к былым советским госблагам, которые распространялись на всех и которыми все охотно пользовались, не задумываясь особо об их основе. По инерции, видимо, многие люди ждут и сегодня каких–то государственных поблажек для себя. Такую психологию трудно изменить сразу, но делать это надо. Ибо когда наши граждане вопреки духу времени ждут и в конце концов не получают ожидаемого, они разражаются гневными филиппиками в адрес того же государства, Госкомтурспорта. Мне, к примеру, звонят из областей: помоги в подготовке к очередной спартакиаде Кыргызстана. Что я могу ответить положительного? Ничего. И люди обижаются. В то же время я спрашиваю этих моих коллег из глубинки: “Нынешняя спартакиада свалилась как снег на вашу голову? Ведь заняться подготовкой к ней вам полагалось еще пару лет назад. То есть не надеяться на авось или дальнего доброго дядю, а у себя дома, в родных стенах просчитать все необходимое и добиваться финансирования на местном уровне. А если вам это не надо, то кто же будет делать все за вас?” Вот такая безынициативность — она, с одной стороны, результат неверия в собственные силы в регионах, а с другой, следствие отсутствия у нас строгой централизации — этакой госвертикали в системе физвоспитания и спорта. Пока нам не на кого опереться на местах и, соответственно, своевременно и жестко спросить с глубинки за провалы на том или ином участке работы. Я нынче ратую за такую централизацию с тем, чтобы постепенно исправить сложившееся ненормальное положение и добиться финансирования регионов по полной программе. Но для этого надо реанимировать на местах почти всю былую стройную активную систему функционирования спорта как такового.
— Например?
— В систему вертикали самым естественным образом должны войти ДЮСШ. Они сейчас почти дышат на ладан и в то же время все встают на дыбы, когда мы просим передать ДЮСШ нам. Что тут скажешь? Выходит, детско–юношеский спорт — не наша епархия и нам подобает заниматься только спортом высших достижений? Но это, мягко говоря, самообман, поскольку никому не надо доказывать их постоянную тесную взаимозависимость. Государственный подход к делу должен, думаю, быть выше межведомственных амбиций, и мы сейчас готовим проект указа президента страны по мощной господдержке наших физкультуры и спорта.
— Кстати, как в этом году финансово обеспечена спортивная отрасль?
— Когда я пришел в комитет, наш бюджет составлял 39 миллионов сомов. Постепенно мы добивались повышения финансовой планки. В 2004 году мы имеем уже 76 миллионов сомов.
— Много это или мало в наших условиях?
— В удельном весе государства — очень мало, но в спорте конкретно — достаточно по сравнению с нашими ближайшими соседями. Скажем, в России на одного олимпионика за четырехлетний цикл затрачено 100 тысяч долларов, а у нас, по нашим подсчетам, — 65 тысяч тех же “зеленых”.
— Недавно в местной прессе прозвучало немало нареканий в связи с тем, что у нас даже олимпийцы не были охвачены должным вниманием спортивных медиков.
— Такая проблема действительно есть в силу сложившихся обстоятельств, и она не от хорошей жизни. В ближайшее время мы решим вопрос о создании Центра спортивной медицины, о финансировании его из нашего госбюджета. Пока у нас многие функции спортивных медиков нередко берут на себя тренеры. Конечно, самые маститые и опытные из них за свою долгую карьеру в большом спорте худо–бедно освоили кое–какие азы спортивной медицины и могут дать ученикам элементарные советы в той или иной ситуации или, скажем, применить соответствующую массажную методику. Но все это, естественно, не может заменить атлетам опеки высококлассных спортивных медиков. Нынче, кстати, действующий Центр спортивной медицины находится при Минздраве КР. В основном он финансируется из горбюджета, и только где–то на десять процентов — из республиканского. Я в бытность депутатом горкенеша не раз ставил вопрос о передаче центра в республиканское ведение. Но депутаты горкенеша меня не поддержали. Их логика такова: зачем мы, хозяева центра, будем передавать его правительству? Тогда у меня встречный вопрос к уважаемым народным избранникам: по силам ли горкенешу должное финансирование, направленное на развитие дворовых площадок, по–настоящему массового физкультурного движения по месту жительства, регулярное проведение школьных и других спартакиад и так далее? Очевидно — нет. Значит, надо находить другие формы и методы совместной работы, вводить в практику, скажем, договор сервисного обслуживания. Город дает нам готовых спортсменов, а мы, так сказать, ведем их дальше по пути рекордов и достижений (ведь сейчас 80 процентов наших членов сборных команд — бишкекчане). Я готов нести за них ответственность, когда все они будут расти под нашим крылом, получая необходимое из нашего бюджета. А сейчас, к сожалению, мы вынуждены доказывать органам местного самоуправления, что большой спорт — это лицо всей страны и что по его развитию судят об экономическом состоянии государства. Тут, кстати, уместно добавить, что те самые 76 миллионов сомов — далеко не предел для Кыргызстана. Реальная планка — 100–120 миллионов сомов в год и больше, но для того, чтобы с этим нас поддержали в правительстве, мы должны иметь ту самую окончательно выверенную основу в виде структурной вертикали. Ведь когда есть прочная база, на которой все крепко строится, то с ходом жизни, с дальнейшим нашим развитием можно добиваться и роста необходимого финансирования.
— Кстати, насколько полно вы используете средства, выделенные на этот год?
— Как правило, мы осваиваем порядка 98 процентов выделяемой суммы. У нас, как вы помните, были серьезные задержки с выплатой госстипендий в 2003 году. Нынче такое тоже случается, но не дольше, чем на месяц. Кстати, наши ведущие атлеты получают до 15000 сомов в месяц. Куда они направляют эти деньги? В основном — на пропитание своих семей, а не на самих себя, как мы предусматриваем. Тут тоже есть о чем подумать. В частности, может быть, стоит вернуться к прежней талонной системе. Но в этом случае мы также нуждаемся в хорошем сервисе, в надежных партнерах, которые бы помогли нам кормить спортсменов... В связи с этим не менее остро встают вопросы условий быта спортсменов, социальных гарантий. Мы готовим проект изменений и дополнений в действующий Закон “О физической культуре и спорте”. Известно, спорт — удел молодых. Зачастую люди, уходя из большого спорта, с трудом адаптируются к реалиям жизни вне его. Необходимо сделать так, чтобы у наших национальных героев, высоко державших марку Кыргызстана на зарубежных спортивных аренах, не оставалось проблем с жильем, трудовым стажем, пенсионным обеспечением, устройством на работу. Все эти вопросы — главные для Госкомтурспорта. Надо также добиться, чтобы звания “Заслуженный тренер”, “Заслуженный мастер спорта Кыргызской Республики” обрели государственный статус со всеми вытекающими из этого социальными гарантиями. Президент Кыргызстана нас поддержал в этом плане, и уже готовится проект соответствующего указа.
— Окмотбек Мукашевич, а сколь плодотворно вы сотрудничаете с федерациями по видам спорта?
— Здесь есть над чем работать сообща. Эффект налицо там, где удалось (и удается) отладить полное взаимопонимание: спорт высших достижений служит подъему имиджа нашего государства. Скажем, Александр Воинов со своим неолимпийским видом единоборств, живущий и действующий совершенно самостоятельно, обращается к нам за помощью в части аренды и рекламы. И мы на паритетных условиях добиваемся известных успехов. А вот, к примеру, наши волейболисты, баскетболисты, дзюдоисты отошли от былых дружеских отношений и пришли к противостоянию, большой пользы от которого пока не видно. И в итоге неясно, зачем же они разделились на свои самостийные федерации, ассоциации. Результат? Вот на параде открытия Олимпиады в Афинах, когда наша делегация вышла на стадион, звучало сопровождающее сообщение о том, что в 2000 году в Сиднее кыргызстанцы завоевали бронзовую медаль в состязаниях по дзюдо. Приятно! Но в Афинах мы наград не добыли (не только в дзюдо, но и в других видах программы). И вот, представляете, через четыре года в Пекине пойдут наши олимпийцы на параде, а комментатору о нас, выступавших на земле Древней Эллады, сказать уже будет абсолютно нечего! Выходит на поверку: противостояние тренеров привело к отрицательному восприятию миром олимпизма целой страны. А теперь федералы винят нас в своих же ошибках... Но демократия, думаю, сильна не тем, что общественные формирования снизу “давят” на государство, а (в нашем случае) выходят с конкретными предложениями в госструктуру, ищут и находят тут мощную поддержку. С нашей стороны тут все ясно и прозрачно, но не могу назвать ни одну федерацию, которая бы дала нам точную картину того, насколько она профинансировала свой вид спорта и откуда эти средства. А в качестве примера конструктивного сотрудничества с нами могу привести Федерации плавания и борьбы и греко–римской борьбы. Скажем, у нас договор с Генрихом Баляном: пловцы дают столько–то, а мы — столько–то. Уверен, многие федералы не идут на подобное, потому что попросту сами не хотят этого. А вот борцы тоже действуют с большим пониманием важности общего государственного дела. Свидетельством тому служат их успехи на чемпионатах Азии, мира. Они вместе с нами недавно в Бишкеке провели кадетское азиатское первенство по греко–римской, вольной и женской борьбе. Честь им и хвала! А кто мешает другим федерациям подарить бишкекчанам и всему Кыргызстану такой же праздник, солидно повышающий спортивный имидж страны?..
В 2003 году, к слову, мы централизованно приобрели спортинвентарь, спорт-оборудование и стали отправлять по регионам. Но это была инициатива наша, а не снизу! На местах, так же, как и в федерациях, не хотят (или не могут) ходить по инстанциям, закладывать в бюджет расходы на свои потребности и тем самым оказать большую поддержку нам, у кого финансовый ресурс далеко не безразмерный. Вот и пишут в прессе, что государство не финансирует родной спорт. Это просто блеф! Мы сотрудничаем и готовы сотрудничать с федерациями, строящими свою работу глубоко по государственному — открыто и эффективно. И тут наш авторитет еще больше возрастет с воплощением в жизнь той самой системной ведомственной госвертикали, при которой наши структуры в регионах будут подотчетными нам и станут неукоснительно исполнять наши требования... Как видите, задач у нас немало, но те, о которых я сказал — первоочередные.
— И последний вопрос. Он касается ваших отношений с НОК...
— У меня с президентом НОК Эшимом Кутманалиевым самые дружественные отношения. Нам делить нечего, мы представляем одну страну. Я настраиваю всех на тесный деловой контакт с Национальным олимпийским комитетом. Но ведь за этим подразумевается несение ответственности на равных...
— Спасибо за интервью, и успехов вам в подъеме большого спорта.
Беседовал Александр Никитенко.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/8202/