Пекин после Афин
Вниманию читателей мы предлагаем завершающую часть спортивного обозрения (начало см. в номере за 15 сентября 2004 года).
И еще
Финансы, конечно, финансами, но дело и в принципе, в нашем случае — остаточном: спортсмены подождут. И это на том фоне, который я уже не раз приводил на страницах газеты. Напомню вкратце. За все годы суверенитета у нас не возведено ни единого спортивного госсооружения. Мало того, антинародные (по–другому не скажешь) липкие щупальца наших скороспелых недальновидных капиталистов с согласия верхов лишили общественность спортбазы “Алги”, стрелкового тира, стадионов “Инструментальщик” (ау, турки с супер–пупер отелем!), “Сельмашевец”, малой спортивной арены (отдана в аренду различным владельцам), ряда теннисных кортов и т.д. и т.п. Никто, конечно, за это не ответил и никогда не ответит. Зачем? Ведь это чревато признанием своих крупных былых ошибок! Почти 180 по–настоящему развитых и оснащенных спортшкол было у нас в советское время. Где они? Совсем недавно, когда закрывали школу современного пятиборья, кто, кроме ее директора Малика Галимзяновича Мухамедвалеева сотоварищи и газеты “МСН”, ударил в набат? Да никто. А вот, к примеру, китайцы, взявшие на вооружение былую сверхславную советскую систему спортподготовки молодежи, по словам Эшима Кутманалиева, имеют 320 тысяч таких учебных заведений, во многом похожих на наше нынешнее (единственное!) училище олимпийского резерва. Вот где истоки их успехов в Афинах, принесших КНР 32 только золотые награды.
За ряд последних лет сменилось уже полдесятка шефов Госкомтурспорта. Уважаемый Окмотбек Мукашевич Алмакучуков — на моей памяти пятый по счету. При этом все время меняются замы, до минимума сокращены ведущие спортивные спецы, набраны нужные новые штаты туруправленцев, руководителей молодежной политикой. Кадровая чехарда в самом правительстве (кажется, у нас уже девятом по счету) находит отражение в главном спортведомстве. Мало того (эту тему я поднимал еще в “Неолимпийских играх в Бишкеке”), каждый из этих министров (за исключением ныне покойного светлой памяти Шералы Матеновича Сыдыкова) встает в конфронтацию к НОК во главе с академиком Эшимом Кутманалиевым. Вообще эта негосударственная организация у нас вместе со своим шефом все больше загоняется в тень ( ее лишили даже былого тесного офиса по ул.Фрунзе, ныне олимпийцы ютятся в здании Госкомтурспорта, в комнатах, где все прискорбно говорит об истинном отношении государства к спортсменам вообще и к нашему олимпийскому движению в частности). Кутманалиев — последний из могикан, лично знакомый с бывшим президентом МОК маркизом Самаранчем и нынешним верховным олимпийцем Жаком Рогге — держится изо всех сил, не жалуется, старается не подавать виду. Он, например, провел свой альтернативный “Олимпийский бал” в Бишкеке (на государственный его даже не пригласили, равно как и на Центральноазиатские игры в Душанбе, хотя именно он был одним из тех, кто вместе с Хуаном–Антонио Самаранчем инициировал проведение олимпиад в нашем регионе). Он с 2003 года через МОК ежемесячно поддерживал более 20 отечественных спортсменов, помог нашим олимпийцам с экипировкой, безукоризненно (по отзывам членов нашей афинской делегации) провел подготовку к отлету в Афины, организовал через греческих шефов размещение, питание, пребывание кыргызстанцев в олимпийской деревне, отправку из греческой столицы и т.д. Словом, как истинный функционер–олимпиец достойно исполнил свою миссию. Что еще?
На пресс–конференции в “Кабаре” Эшим Кутманалиев, в частности, сказал:
— Мне вот теперь говорят: “Что ты без медалей приехал?”. Медали на дороге не валяются. Уже после Сиднея мы должны были готовиться к Афинам. К сожалению, подготовка была не надлежащей, планы сборных команд не выполнены. 30 миллионов долларов тратится в США на подготовку одного атлета в течение четырехлетнего предолимпийского цикла. У нас таких средств нет, хотя достойные спортсмены есть...
Подчеркнув, что НОК ничего не получает от государства как общественная организация, Эшим Кутманалиевич отметил, что все средства, выделяемые на развитие спорта в Кыргызстане, находятся в ведении Госкомтурспорта. Из–за их отсутствия атлеты своевременно не в состоянии набрать свои лучшие кондиции, до конца раскрыть свой потенциал. Как результат — провал в Душанбе, пролет мимо афинских медалей.
— Если так пойдет дальше (а куда уже дальше! — А.Н.), то наш родной спорт падет совсем низко. И, поверьте, подняться вновь нам будет очень трудно, — огорчился главный олимпиец.
Кстати, коснулся Кутманалиев и спонсорства, меценатства. Ударом для олимпийцев, к примеру, стало то, что, кроме комитета по доходам Минфина, никто не поддержал участников Олимпиады. А вот те же узбекистанцы не стесняются вкладывать солидные долларовые суммы в будущие победы своих единоборцев. (А я тут припомнил рассказ одного из наших боксеров: когда серебряный призер Сиднея — казахстанский мастер ринга — пришел к родному тренеру поделиться “президентскими” призовыми (50 тысяч долларов), известный наставник сказал ему: “Спасибо, мне уже братва принесла”. Я тут ни к чему не призываю и ничего не подчеркиваю. Мне просто по–человечески приятно, что есть, оказывается, на свете люди, любящие спорт и спортсменов, считающие делом чести не отставать от главы государства в поощрении народных любимцев. Жаль, что у нас таковых что–то не находится, да и олимпийских призеров нет). Зато у нас юный снайпер Руслан Исмаилов в компании хорошо оснащенных стрелковых асов смог на “голяке” — с поршневой винтовкой — совершить подвиг и взять “золото” в Душанбе (позже он стал бронзовым призером чемпионата Азии). Сейчас Руслану, как сказал тренер Тахир Исмаилов, наконец–то(!) купили подобающее оружие, он готовится к своим главным стартам, ему надо выезжать на турниры, а... денег нет! К тому же вечные проблемы с патронами... А что же Госкомтурспорт?
Тише, ниже, слабее
Окмотбек Алмакучуков сообщил в газете “Аргументы и факты — Кыргызстан” (N 36, 2004 год):
— Разбор полетов (имеются в виду Афины. — А.Н.) состоится в конце сентября на расширенной коллегии Госкомитета по туризму, спорту и молодежной политике с участием премьер–министра страны Николая Танаева. Сегодня я могу лишь... констатировать, что пока ситуация со спортом только ухудшается. Причин много: это и отсутствие финансирования, это и разрушение прежней системы физического воспитания детей и отсутствие новой. Необходимо передать те же детские и юношеские спортшколы в ведение Госкомитета по туризму и спорту, централизовать подготовку наших спортсменов. Мы уже начали делать шаги в этом направлении... Конечно, и общий уровень подготовки тренеров оставляет желать лучшего. Словом, вся система физической культуры и спорта нуждается в мощной поддержке государства...
Вот и мы о том же, причем уже очень и очень давно. Сомнения берут только в части взятия под крышу спортшкол. Сейчас, когда в Госкомтурспорте “акча жок”, их персонал получает хоть какую–то зарплату из других ведомств (скажем, по линии профсоюзов). Можно представить, что их ждет при алмакучуковской “централизации”. Дров наломать, особенно неспециалисту, тут легко. Скажем, в незабвенную свою бытность зам.председателя Госкомтурспорта нынешний зам.главы МЭ и ЧС Канат Джанузаков упорно гнул линию (не от хорошей, конечно, жизни) на так называемые (не) приоритетные виды спорта. Так, с его легкой подачи мы потеряли всех игровиков, конников, велосипедистов, фехтовальщиков, пловцов... Неперспективно (по мнению Каната Чыныбаевича), и все тут! Афины показали, что и то, на что еще хоть как–то нацеливал тот же Джанузаков, тоже не дало республике медальных дивидендов. Так, может, прикрыть и это все — борьбу, бокс, легкую атлетику, дзюдо, плавание, современное пятиборье? Я уже высказывал как–то в печати “крамольную” мысль: чем больше вымрет видов спорта, тем легче Госкомтурспорту — забот меньше.
А что касается пресловутого разбора полетов, то что тут разбирать, кого винить на коллегии? За что? Зачем? Стрелочника искать не нужно — это явно не спортсмены, не тренеры, не НОК. У Госкомтурспорта хватило сил лишь на то, чтоб наши спортсмены завоевали по белу свету 30 олимпийских лицензий. Все! О том, чтобы после этого они могли поддерживать свой высокий класс и способность побороться (кое–где) за медали, не стоит и речь вести. Слабые мы, слабые... “Быстрее! Выше! Сильнее!” — девиз Олимпиад. Нам больше подходит: “Тише! Ниже! Слабее!”. Да будет так?
И вот мы, наконец, дожились: материализовалось в слова то, что долго исподволь витало в воздухе.
— Нам пора перестать жить старыми, хотя и приятными, воспоминаниями, — сказал президент Федерации современного пятиборья КР и большой умница Валерий Новиков. — Да, были и у нас олимпийские чемпионы. И что? Нынче и наши результаты в Афинах, где “медалеемкой” оказалась лишь 75 стран из 202 участниц Олимпиады, можно признать неплохими. Конкуренция была жесткой, ребята выступили в свою силу. Но в будущем нам пристало быть более честолюбивыми.
Так что ругать, дорогие сограждане, никого не стоит. Надо окончательно признать: новой спортивной госстратегии у нас нет, желания ее строить и воплощать в жизнь тоже мало и уже почти некому это делать. Денег под это, увы, нет. Когда они будут, спорта уже не будет. Так что нечего и огород городить да еще и премьер–министра сюда подтягивать, который, если б мог, давно свою теннисную федерацию поднял на высочайший уровень. Не может. Не сможет и тут. К тому же он волей судьбы пока в роли такого же временщика, что и его подчиненный — очередной председатель Госкомтурспорта. А о таких руководителях–профессионалах, каким был незабвенный Долен Омурзаков, возглавлявший наше спортведомство десятки лет, остается лишь мечтать. “Другие придут, сменив уют на риск и непомерный труд”? Сомнительно... Вот вам и Пекин после Афин.
Александр Никитенко.
P.S. 17 сентября в Доме правительства председатель Госкомтурспорта КР Окмотбек Алмакучуков провел пресс–конференцию по итогам IV Международных иссык–кульских спортивных игр. Кыргызстанцы по общему количеству наград (73) вышли на первое место, обойдя казахстанцев (60) и россиян (58). Это, по словам Окмотбека Мукашевича, свидетельствует о солидном нашем потенциале в области массового спортивного движения, и уже в ближайшее время должен быть готов проект указа президента страны о той самой долгожданной концепции государственного развития у нас физической культуры и спорта.
Вообще же, заявил О.Алмакучуков, цифра в 18 млн. сомов, фигурировавшая недавно на пресс–конференции в “Кабаре” в связи с Олимпиадой в Афинах и в этом контексте IV иссык–кульскими играми, неверна. А всего из ведомственного бюджета в этом году ушло 1 миллион 750 тысяч сомов — на оргмоменты иссык–кульских игр. Остальные расходы ( питание, проживание команд и т. п.) были автономными и госбюджета не касались.
Отрадно, что пальма первенства в проведении международных состязаний в Чолпон–Ате принадлежит в СНГ именно нам. Преимущество их в том, что они (в отличие, например, от спартакиады Содружества, имеющей двухгодичную периодичность) проходят в курортной зоне ежегодно. Мало того, жизнь показала, что иссык–кульские игры стали и своего рода общественно–политическим мероприятием, если вспомнить о присутствии на них высоких персон из Кыргызстана и России. Поэтому уже сейчас мы нацелены на обязательное проведение таких игр в 2005 году. Причем намечается значительное расширение состава стран — участниц соревнований ( скорее всего, к нам приедут посланцы Индии, Пакистана, Китая, Афганистана, Турции…). Есть и намерение войти с предложением в МОК с тем, чтобы включить иссык–кульские игры в календарный план Международного олимпийского комитета. Словом, эти игры уже общепризнанный факт на азиатских просторах, имеющий свою достойную историю и пиар–кампанию. И Госкомтурспорт намерен и дальше повышать их статус, в связи с чем, например, должна совершенствоваться структура спортбаз на Иссык–Куле (возведение нового стадиона в Чолпон–Ате и т. п.).
Столь четкую гослинию О.Алмакучукова, естественно, уверенно поддержал заведующий отделом социально–культурного развития аппарата премьер–министра КР Асанбек Сарыбаев: надо и дальше формировать и укреплять устойчивый имидж иссык–кульских игр. Это важно для нас именно в социально–политическом ключе.
Все верно, конечно. Значение игр в плане массового спорта для всех, туристического подъема Прииссыккулья и страны в целом трудно переоценить. А вот когда журналисты стали задавать отдельные “болевые” вопросы по участию нашей спортивной делегации в афинской Олимпиаде, то выяснилось, что к такому разговору ведущие пресс–конференцию не готовы, поскольку в последнее время все только и были заняты подведением итогов иссык–кульских игр...
Что ж, по–моему, такой перекос в отношении оценки значимости для страны региональных (но наших родных!) и всемирных состязаний в Афинах лишний раз говорит сам за себя. И потому наше олимпийское будущее, в котором мы будем (?) иметь полноценную опеку государства, кровно заинтересованного в своем именно всеолимпийском, а не региональном имидже, к сожалению, все так же туманно и неясно.
Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/7944/