Распечатать: Не тарифом единым РаспечататьОставить комментарий: Не тарифом единым Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не тарифом единым Посмотреть комментарии

9 октября 2009

ДВА АВТОРА

Не тарифом единым

Недавно столичные власти добились увеличения размеров тарифов на вывоз и утилизацию отходов. Убежден, что такой подход для решения проблемы в корне неправилен. Прежде чем идти на этот шаг, следовало бы вначале обеспечить полный сбор денег со всех проживающих в городе. Пока же за мусор в лучшем случае платит треть населения.

При предыдущем повышении тарифа с 6 до 10 сомов мы подсчитали, что если добиться хотя бы 90-процентного сбора денег, то нужды отрасли были бы полностью обеспечены даже при ставке тарифа в 6 сомов. Вместо того чтобы менять саму систему управления отходами, власти пытаются переложить проблемы на плечи добросовестных плательщиков. Не уверен, что этим можно добиться положительного эффекта, ведь давно отмечена тенденция: чем выше размеры тарифов, тем меньше желающих платить по счетам. Многие из тех, для кого прежний тариф в 10 сомов был еще приемлемым, платить 15 сомов уже не будут, а постараются всеми правдами и неправдами избежать этого.

Если у телефонных или энергетических компаний имеется инструмент борьбы со злостными неплательщиками (их можно просто отключить), то в ситуации с мусором подобного рычага воздействия нет. Для полноценного сбора средств мы предлагаем ввести такой механизм, как единая биллинговая система. Она позволяет одновременно учитывать платежи за предоставление разнородных услуг. При единой системе оплаты вне зависимости от того, за что ты задолжал, тебя могут наказать по всем остальным пунктам. К примеру, не заплатил за мусор или воду, тебе отключат свет или телефон.

Стоит отметить еще один важный момент. Муниципальное предприятие "Тазалык" не заключает договоров с потребителями на предоставление услуг. Следовательно, никто не может проверить, сколько абонентов оно в действительности обслуживает. Нет договоров - нет и конкретной налогооблагаемой базы, которую можно сверить с реальным поступлением денег.

Ставки тарифов сегодня носят скорее политический, нежели экономический характер. Они устанавливаются по принципу: "десять сомов мало, двадцать - много. Давай сделаем пятнадцать". Необходимость повышения тарифов представители мэрии мотивировали тем, что в других городах Кыргызстана и за рубежом их размеры намного выше. Но ведь это неверный подход. Тарифы в разных населенных пунктах всегда будут разными, и причесывать их под одну гребенку нельзя. Все зависит от реальных затрат, численности населения и компактности его проживания. Любые расчеты должны основываться на статданных. Поскольку их сегодня нет, то и говорить о прозрачности процесса не приходится. Методика расчета тарифов разработана нашим проектом и представлена мэрии.

Проблема также в том, что мэрия и муниципальное предприятие "Тазалык", по сути, являются одновременно и заказчиками, и исполнителями работ. А это поле для недобросовестного подхода. Всем ясно, что тот, кто выполняет работу, нормально проконтролировать себя не сможет, а будет всегда находить оправдание.

Выход из ситуации - введение частного бизнеса. За положительными примерами не нужно ходить далеко. В Канте работает частное предприятие, которое умудряется убирать мусор даже в столичном микрорайоне "Аламедин-1". Выходит, им это выгодно. Хорошо поставлена работа в Алматы, там действует более 70 частных предприятий по уборке и вывозу мусора и около 40 - по переработке. Тамошняя мэрия только проводит тендеры и следит за добросовестным исполнением взятых обязательств. Конкуренция очень высока, тем не менее множество компаний стремится заняться этим бизнесом. Большой плюс в том, что частник - активный налогоплательщик в отличие от муниципального предприятия, сидящего на дотациях. У частника никогда не возникает проблем с собираемостью оплаты с населения за вывоз отходов.

Мэрия обосновывает увеличение тарифов необходимостью привлечения инвесторов, которые построили бы в Бишкеке мусороперерабатывающий завод. Но это несколько разные вещи. Прежде чем браться за создание подобного предприятия, нужно наладить систему раздельного сбора мусора. Без подготовки соответствующей инфраструктуры и проведения предварительной масштабной информационно-агитационной работы с населением этого не добиться. Необходимо создать систему поощрения и наказания. К примеру, если ты рассортировал свой мусор, то должен получить за это деньги либо платить меньше. В одном из районов столицы местные власти провели эксперимент: установили разноцветные баки для раздельного сбора отходов. Жители сортировали мусор по разным контейнерам, но затем приезжали уборщики и сваливали все в одну машину. Наши исследования показали, что строить в Бишкеке крупный мусороперерабатывающий завод нерентабельно. Об этом свидетельствует опыт Алматы, где построили такое предприятие, но оно загружено всего на 40 процентов своей мощности. В наших условиях выгоднее создавать небольшие мусоросортировочные и перегрузочные станции. Их работа позволит существенно уменьшить объем захораниваемых отходов за счет отделения ценных фракций и прессования не пригодных для дальнейшего использования. Это существенно сократит пробег автомашин, создаст новые рабочие места и поможет вывести бизнес из тени. В столице уже действует несколько частных служб по вывозу мусора, обслуживающих элитные дома, но их деятельность носит скрытый характер.

Говоря о трудности наведения порядка на улицах, у нас принято ссылаться на менталитет. Но дело, скорее всего, не в этом, просто нам никто не дает примера хорошего сбора отходов. Если ввести жесткие меры наказания, то все сразу встанет на свои места. Такой путь в свое время прошли многие европейские страны, ныне являющиеся лидерами по сортировке мусора. Скажите, кто раньше у нас пользовался ремнем безопасности в автомобиле? После ужесточения санкций это правило соблюдают практически все. Кстати, мы недавно провели социсследование, так вот подавляющее число опрошенных в Бишкеке и Оше видят выход из создавшегося положения во введении жесткой штрафной системы.

Повышением тарифов качество санитарной очистки города не улучшить. Это проблема многоплановая, требующая системного подхода. Нашим проектом сегодня разрабатывается Национальная стратегия управления отходами, которая будет включать в себя комплекс мер по совершенствованию природоохранного, административного и налогового законодательств. Без привлечения в отрасль частного бизнеса и создания здоровой конкуренции наивно надеяться на повышение качества обслуживания клиентов, на прозрачность и обоснованность тарифов и появление дополнительных сервисных услуг.

    Омурбек ЭЛЕМАНОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/29546/


Распечатать: Не тарифом единым РаспечататьОставить комментарий: Не тарифом единым Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Не тарифом единым Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007