Распечатать: Украсим родину садами? РаспечататьОставить комментарий: Украсим родину садами? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Украсим родину садами? Посмотреть комментарии

24 июля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

Украсим родину садами?

    По статистике, посещать детские сады в Кыргызстане могут только 12 % детей. Государственные детские сады постепенно вытесняются тоже детскими, но только общинными, и называются они не садиками, а центрами. Появляются эти учреждения в основном в регионах. Балом здесь правит ЮНИСЕФ. Именно под эгидой этой организации и рождаются садики, именуемые в простонародье "общаковскими". Что из себя представляют общинные садики? Достойная ли это конкуренция государственным садам и приживутся ли они в Кыргызстане? Плюсы и минусы нового института дошкольного образования объясняют читателям "МСН" наши эксперты. Люди, съевшие на садиках не одну собаку.

Тим ШАФФТЕР, представитель ЮНИСЕФ в Кыргызстане

    Работе детских садов мешают кроватки

    - Основная задача общинного садика - предоставить всем детям дошкольного возраста в сообществе равные возможности как для интеллектуального, так и для социального развития. Известно, что важнейшим в развитии ребенка является возраст с момента рождения до 6 лет. Ученые и исследователи доказали, что когда ребенку исполняется шесть лет, самые лучшие годы для развития его потенциала уже миновали, поэтому так важно стимулировать ребенка в раннем возрасте. Советская модель садика имеет качественно иную цель - забота о ребенке в течение полного дня, чтобы родители могли работать. Поскольку дети пребывают в таких садиках полный день, большая часть садика занята кроватками, поэтому лишь ограниченное количество ребятишек в сообществе могут посещать такие дошкольные учреждения. Эксперты называют такие садики "элитной" моделью, поскольку она покрывает потребности лишь небольшого процента детей в сообществе.

    Предназначение общинного садика в том, чтобы все дети сообщества могли посещать его, но не для того, чтобы спать там, а чтобы участвовать в образовательных программах. Более того, если в садике работает сменная система, то есть половина малышей села приходит на занятия утром, а другая половина после обеда и все пространство садика используется для занятий и игр с детьми, это приводит к тому, что практически все дети дошкольного возраста могут получать равные возможности развития и крайне необходимые для дальнейшей жизни навыки. Если привести самое простое сравнение преимуществ сменной системы общинного садика с привычной советской моделью, можно просто представить, что из-за одной кроватки, стоящей в садике, дошкольное учреждение не могут посещать три ребенка.

    В Жаны-Баке, отдаленном селе Баткенской области, в общинный садик ходят 90 процентов детей дошкольного возраста. Садик открылся в прошлом году, но родители уже почувствовали изменения, которые наблюдаются в поведении детей. Они стали более любопытными, задают больше вопросов и больше говорят сами. Международные исследования показывают, что даже если ребенок приходит в садик на полдня 3 или 4 раза в неделю, этого достаточно для полного развития интеллектуального потенциала малыша.

    В селе Бозадыр, также в Баткене, учителя начальных классов в начале учебного года с первого взгляда могут отличить первоклассников, которые ходили в общинный садик. Дети более внимательные на уроках, более усидчивые и лучше учатся. То есть явно отличаются от тех, кто не посещал дошкольные учреждения. Эти успехи будут проявляться не только в начальных классах, ребенок будет лучше учиться на протяжении всего времени в школе. Более того, потенциал, который он получает в дошкольном возрасте, оказывает положительное влияние на протяжении всей оставшейся жизни. Когда родители в Бозадыре увидели изменения, которые происходят с ребятишками, все семьи в селе пожелали, чтобы их дети ходили в общинный садик и обратились в айыл окмоту с просьбой о помощи в создании еще одного дошкольного учреждения.

    Позиция ЮНИСЕФ остается неизменной - все дети дошкольного возраста в Кыргызстане должны получить возможность посещать дошкольные учреждения, чтобы в полной мере развивать свой потенциал и приходить в школу подготовленными.

    Что касается конкуренции форм и моделей дошкольных учреждений, таковой нет и пока не может быть, поскольку по-прежнему всего лишь 12 процентов детей в Кыргызстане могут посещать детский садик. При этом важно, чтобы модель была приемлемой для страны, соответствовала ее экономическим возможностям и отвечала современным требованиям для дошкольных учреждений.

Гульнара ДЕРБИШЕВА, депутат ЖК от фракции "Ак Жол"

    Общинный центр - дешево и не сердито

    - В детский садик не могут устроить своих детей, как правило, родители, чей доход не попадает вровень с потребительской корзиной. Не по карману оплатить трехразовое питание. Более того, садик, где имеются кроватки, то есть где предусмотрен "тихий час", может принять не более 25 детей, центр же рассчитан на пятьдесят ребят.

    Единственная проблема - воспитатели и нянечки в общинных садах не получают зарплату, следовательно, не могут оформить пенсию. Поэтому и не найти желающих идти бесплатно воспитывать чужих отпрысков.

    Но в этом году мы приняли подзаконный акт к Закону КР "О дошкольном образовании". В одобренных нами изменениях как раз и говорится о детских садах альтернативного типа и о персонале, работающем там. Чтобы начисляли оклад по той же тарифной сетке, что и в государственных детсадиках.

    Теперь о конкуренции. Общинный центр - сильный соперник государственного детсада. Посудите сами: устроить ребенка в муниципальное детское дошкольное учреждение с трехразовым питанием и с обязательным сном после обеда очень сложно и дорого.

    В то же время специалисты старой формации утверждают, что садик без элементов прошлого, то есть кормежки три раза в день и кроваток, - это "обрезанный" садик и он проиграет в итоге садику традиционному. Но мы, то есть депутаты, которые разрабатывали этот акт, и наши партнеры из ЮНИСЕФ уверены: общинный центр - наиболее удобоваримая форма для Кыргызстана, где проживает много социально уязвимых семей. Особенно в регионах.

Чинара АХМЕДОВА, координатор проекта ЮНИСЕФ в Баткенской области

    Закон должен быть эффективным

    - Общинные детские сады в Баткенском районе, открытые при технической поддержке Детского фонда ООН ЮНИСЕФ, в своей деятельности руководствуются следующими принципами:

    - добровольность: каждый родитель или лицо, заменяющее его, все, кому небезразлична судьба их ребенка, без принуждения, на добровольной основе могут приводить его в образовательный центр;

    - равный доступ к услугам: каждый ребенок, независимо от его социального статуса, национальности, веро-исповедания должен и имеет право пользоваться всеми услугами ухода и воспитания. Особыми благами пользуются дети из социально уязвимых слоев населения;

    - открытость и прозрачность: все, кому интересна деятельность детского центра, имеют полное право получить любую информацию о нем по любым интересующим вопросам и при необходимости информировать сообщество по тому или иному вопросу, касающемуся деятельности общинного детского сада или предшкольного класса.

    С развалом бывшего Союза, как и по всей республике, в Баткенском районе резко сократилось количество дошкольных учреждений в результате продажи, приватизации или же передачи зданий бывших детских садов с баланса одного ведомства на баланс другого. Если обратиться к статистике, то в 80-е годы в районе функционировало около двадцати дошкольных учреждений, а в постсоветское время их осталось всего два.

    Все это очень негативно повлияло на качество дошкольного образования, создались огромные трудности как для родителей, так и для школы. Уровень подготовки детей к школе, особенно в сельской местности, практически достиг нулевой отметки. С 2006 года Баткенский район вошел в число пилотных районов, где стала осуществляться проектная деятельность ЮНИСЕФ. Местным сообществом в числе приоритетных проблем была названа необходимость технической поддержки в открытии общинных детских садов. Эта идея была полностью поддержана органами местной власти. Так появился общественный фонд "Айжан", директором которого я являюсь. И на сегодня в Баткенском районе в рамках проекта ЮНИСЕФ действует 11 общинных детских центров. В рамках этого же проекта в 9 школах района открыты подготовительные классы. Всего общинные детские центры и подготовительные классы посещают около тысячи детей. Конечно, в любой работе, особенно в начальной стадии, не обошлось без трудностей и проблем. Самая большая проблема, с которой мы столкнулись на первом этапе деятельности, подбор подходящих помещений под будущие детские центры.

    Другая проблема, на мой взгляд, самая важная - отсутствие специалистов в сфере дошкольного образования. Ведь многие из прежних сотрудников после закрытия детских садов были вынуждены сменить профессию или же выехали за пределы республики в поисках более высокооплачиваемой работы. Многие родители поначалу с недоверием относились к идее создания детских центров. Дело в том, что большинство жителей района - это малообеспеченные и неплатежеспособные семьи. Кроме того, экономические возможности айыл окмоту в выделении штатных единиц на содержание сотрудников общинных детских садов в районе неодинаковы. Остается только мечтать о нестандартных спортивных сооружениях, детских площадках и беседках, где дети могли бы отдыхать в летнее время.

    Нас очень радует проект Закона КР "О дошкольном образовании". Но любой закон, каким бы он ни был хорошим, должен работать на практике. Это в полной мере относится и к вышеуказанному законопроекту. А чтобы закон стал действенным, обязательно нужно финансовое подкрепление. Ведь ни для кого не секрет, сколько замечательных идей, заложенных в Законе КР "Об образовании", осталось на бумаге. Немаловажно, чтобы государство контролировало исполнение принятого закона. Наконец, в его успешной реализации важную роль играет фактор тесного взаимодействия органов образования с органами местной власти.

Дарья МАЛЕВАНАЯ, спецкорреспондент "МСН"

    Ой, не отдай меня, мать!

    Не знаю, как у остальных, а у меня само словосочетание "детский сад" вызывает нервную икоту и временный паралич нижних конечностей. Слава Богу, в детстве меня миновала "счастливая" участь ходить в сад, давиться подгоревшей манной кашей с комками и изо всех сил пытаться заснуть на продавленном матрасе, укрывшись фланелевым, тонким, как промокашка, одеялом, боясь получить подзатыльник от не слишком чадолюбивой воспитательницы.

    Поэтому всех прелестей детсадовской жизни я не познала. Воспитывали меня бабушка и дедушка, иногда родители. Но о детсадовских приключениях мне с удовольствием рассказывала вихрастая соседка по лестничной площадке Полинка.

    От нее, собственно, я и наслушалась историй про сон в "тихий час", "здоровый" завтрак, "добрых и ласковых" воспитательниц и куклу Настю, которой нянечка, старая и глухая как пень в бифокольных очках на носу тетя Рая, зачем-то тупыми ножницами обрезала капроновые кудри.

    Вот, собственно, и все. Но детский садик - это суровая необходимость, продиктованная временем. Не у всех матерей есть возможность сидеть с ребенком, пока чадушко не поступит в институт. Платить бешеные деньги нянькам - тем более не всем по карману, а бабушки и дедушки не всегда горят желанием взращивать любимых внуков с пеленок. Иные предпочитают вспоминать о наличии малышей только по праздникам - в день рождения и на Новый год.

    В советское время садики были прикреплены к какому-нибудь учреждению и считались ведомственными. Содержались они также за счет конторы.

    Естественно, что дети сотрудников ходили в сад бесплатно. Бывало, отдавали в садик по месту жительства. Платили сущие копейки. Ребенок питался три раза в день, обязательно спал или делал вид, но формальность так или иначе была соблюдена, а вечером его забирали родители.

    Сейчас тоже можно пристроить чадо в садик. Если семья существует на скромную зарплату бюджетников, то к вашим услугам редкие, как растительность на лысом черепе, садики муниципальные. За соответствующую грошовую оплату - соответствующие условия.

    Для состоятельных граждан, желающих воспитывать дитя в коллективе, имеются садики так называемого премиум-класса. Здесь вашего отпрыска окружат приторной, как шербет, заботой, научат щебетать по-английски и играть собачий вальс одним пальцем на фоно. Есть детские сады среднего уровня, они по карману, понятно, семьям со средним доходом.

    Но это, ясное дело, в столицах - в Бишкеке и местами в Оше. А вот в селах и малых городах картина иная - здесь если и есть государственные садики, то любящая свое дитя мать никогда не отдаст туда малыша. А так называемые сады на дому - дорогое удовольствие.

    Единственный выход - пристроить ребенка в общинный садик или центр. Здесь за ним и присмотрят, и научат читать, считать и писать.

    Может быть, модель "государственный детсад" уже себя изжила, пора уступить место новой формации? Решить бы только кадровый вопрос. А то наблюдается дефицит профессионалов. Специалисты не хотят идти работать за спасибо, а зарплату, равно как и пенсию, им платить никто не собирается - садик-то на общественных началах. Вот и приходится перекраивать Закон "О дошкольном образовании". Переписать параграфы законодательства одно, а вот изыскать средства - другое. Лишних денег нет. Проект ЮНИСЕФ рассчитан на год, а дальше - сами. Пока это только эксперимент, и желательно, чтобы он закончился удачно. Хватит травмировать неокрепшие детские души.

    Дарья МАЛЕВАНАЯ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28691/


Распечатать: Украсим родину садами? РаспечататьОставить комментарий: Украсим родину садами? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Украсим родину садами? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007