Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
21 сентября 2007 | ПЕРЕКРЕСТОК |
Беспредел на водеВ этом году количество гидроциклов на Иссык-Куле увеличилось по сравнению с прошлым сезоном. Депутаты и общественность забили тревогу и в Закон "Об охране озера Иссык-Куль" внесли статью о запрете моторных лодок и гидроциклов на нашей жемчужине. Но президент законопроект не подписал. Однако, по словам парламентариев, вопрос на рассмотрение будет вынесен вновь. Что думает по этому поводу общественность? Четырехтактный мотор - загрязнения нет - В нашем обществе более семидесяти процентов судовладельцев. В этом году появилось дополнительно более ста гидроциклов. Понимаем, что на Иссык-Куле происходит бардак. Но проблема легко решаема. Необходимо, чтобы депутаты запретили использование гидроциклов с двухтактным мотором (масло добавляется в бензин и при сгорании около тридцати процентов выбрасывается наружу), которые десять лет назад исчезли с вод Европы и Америки и раскупаются порой за бесценок нашими людьми. Если проехаться в безветренную погоду, то на поверхности воды можно заметить масляную пленку. Хотя производители разработали биологически разлагаемое масло, но оно дороже в два раза. Альтернатива этому водные мотоциклы с четырехтактным мотором по высокой цене, которые не загрязняют окружающую среду. Теплоход "Москва", работающий на солярке, примерно в сотни раз больше приносит вреда, чем водные мотоциклы. Я, к примеру, распродал всю свою двухтактную технику. Но что делать тем, кто в этом году закупил гидроциклы? Тогда пусть государство их выкупит, если разрешило ввезти. Чтобы растаможить одну единицу, платим минимум 500 долларов США. Использовать гидроциклы на других озерах мы не можем, потому как они частные. А водохранилище недалеко от города у нас одно - Ала-Арчинское. Поэтому мы за то, чтобы запрет ввели не сразу, а дали срок на продажу. От введения пункта закона пострадают в первую очередь иссыккульцы - на сегодня они основные судовладельцы. Из всего количества гидроциклов процентов двадцать - четырехтактные. Вторая проблема - безопасность. Инспекторами для каждого пансионата были разработаны места отхода и подхода техники, но правила не соблюдаются, поэтому - ежегодные травмы. Мы ждем, когда компетентные органы установят контроль, предоставят выход катания, огражденный буями, между которыми будут натянуты дорожки. Это все только в разработках, но не в реальности. Третья проблема - налоги. С одной единицы техники взимается более двадцати тысяч сомов за месяц плюс по шестьсот сомов за экологические выбросы. Точно знаю, что оплачено тридцать процентов, остальные нет. Куда идут эти деньги, неизвестно. И если будет закон, будут ли его исполнять? Появится очередная кормушка: разрешения будут выдаваться за деньги. Полный запрет - значит, упадет привлекательность страны. К нам едет молодежь - двадцать процентов россияне и восемьдесят казахстанцы, последних в этом году в два раза меньше, так как турфирмы Казахстана манят отдыхающих на турецкое побережье. Развивать парусный спорт можно не везде - основная база, где регулярный ветер, в Балыкчы. Единственный выход - гидроцикл с четырехтактным мотором и сокращение их количества на Иссык-Куле, которое должны установить водная полиция при Минтрансе, инспекция по маломерным судам. Другой вопрос, если бы это соблюдалось. В "Золотых песках" на берегу было тридцать, на воде двадцать гидроциклов, где-то шесть из них разбились - нет правильного выхода в море. Сергей ВИХОРЕВ, член Федерации водно-моторного, парусного спорта и туризма КР, первый завез импортную водную технику на Иссык-Куль. Катера и теплоходы - необходимо и выгодно - В 1999 году туристические компании создали у нас первую ассоциацию представителей туристического бизнеса. На сегодня КАТО самая крупная организация, защищающая интересы туроператоров Кыргызстана, включающая сорок четыре компании и три университета. Кыргызстан - уникальная страна, представляющая практически все виды туризма круглый год и располагающая современной развивающейся инфраструктурой. К сожалению, говоря о нашей стране, бывшие союзные республики (Казахстан, Россия, Узбекистан) помнят только Иссык-Куль. И из этого числа отдыхающих восемьдесят процентов россияне и казахстанцы. Наша ассоциация продвигает въездной туризм для развитых стран - путешествие по Шелковому пути, экологический туризм (путешествия с целью глубокого понимания местной культуры и природной среды, которые не нарушают целостность экосистем, при этом делают охрану природных ресурсов выгодной для местных жителей). Тем самым туристы помогают населению, которое выступает, к примеру, в роли гидов и получает за это деньги. На Иссык-Куль такие туристы заезжают на один день, и они не пользуются гидроциклами. На международных выставках мы говорим о разных видах туризма у нас, а не только об Иссык-Куле. Перспектив в этой области много. Что касается способов передвижения по озеру, то туристы чаще всего используют катера и теплоходы - это необходимо и выгодно. Гидроциклы, по моему мнению, особо опасны для детей. Необходим соответствующий контроль. И нельзя забывать об экологии и сохранении озера. Нуржан ЭРНЕСОВА, исполнительный директор Кыргызской ассоциации туроператоров (КАТО). Защита бизнес-интересов, и ничего больше ЮНЕСКО признала Иссык-Куль биосферной зоной. В поддержку этого для сохранения озера парламентарии 29 июня этого года приняли Закон "Об охране озера Иссык-Куль". Один из его пунктов запрещает эксплуатацию плавательных средств с использованием горюче-смазочных материалов. Проблема назревала давно и особенно острой стала теперь, когда, пролетая над озером на самолете или вертолете, можно видеть белые или желтоватые большие пятна, свидетельствующие о наличии ГСМ. Самое опасное то, что отходы от работы моторов и двигателей, а также пролитые ГСМ только накапливаются. Они не испаряются и Иссык-Кулем не перерабатываются. Более того, из него не вытекает ни одна река и загрязнение с каждым годом только усиливается. Последствия этого - минимизация видов рыб, произрастание водорослей, что приводит к заболачиванию. Одним словом, губим флору. Я катался на гидроцикле в Тихом океане, но океан огромен и частично способен нейтрализовать выбросы. Вывод: только запрет для того, чтобы оставить чистое озеро следующим поколениям. Тревогу, кстати, начали бить и часть туроператоров, и часть населения. Поэтому совместно с Госагентством по туризму мы подготовили законопроект, обсудили в парламенте и 46 депутатов проголосовали "за". К сожалению, президент, основываясь на несущественных и необоснованных доводах правительства, наложил на него вето. Думаю, что на этот шаг повлияли некоторые члены правительства (возможно, через их близких родственников, друзей, купивших гидроциклы, катерные лодки), заинтересованные в сохранении этого бизнеса. Получается, они готовы потерять Иссык-Куль ради своих корыстных интересов. Ведь если они и говорят, что эти моторизованные средства не представляют угрозы, то это всего лишь их защитный рефлекс. Известно, что при заливании горючего (неосторожное движение, волна ударит) часть его проливается в озеро. В любом случае, несмотря на "возраст" моторизованных средств, включая и новые, есть выбросы отработанных масел. По регламенту работы Жогорку Кенеша возражение президента будет рассмотрено. Чтобы его преодолеть, нужно не меньше пятидесяти голосов депутатов. Тогда уже глава государства обязан подписать документ. Нам понятно беспокойство хозяев плавательных средств, которые вложили в них энную сумму. В случае принятия закона у них есть возможность их продать и перевести на другие виды энергии, как, например, газ, ветер, электричество. К примеру, есть электрические скутера примерно такой же стоимости. Еще одна альтернатива - катание на парусниках. Этот вид отдыха и спорта надо активно развивать на Иссык-Куле. Также хочу заметить, что разрешение на использование моторизованных лодок с использованием ГСМ будет выдано спецслужбам - экологам, спасателям и т.п. Беспокоит и безопасность езды на скутерах и катерах. Много случаев, когда отдыхающие, мирно плавая в воде, получали от резвого гидроциклиста травмы и ушибы. В этом году было происшествие с летальным исходом. А сколько таких, которые не фиксируются? Почему на воде мы даем право вождения любому, кто только пожелает, и даже трехлетнему ребенку без соответствующего допуска? Нонсенс. Не зная правил, не сдавая никакого экзамена, он становится водителем на воде. Разве это допустимо? Я думаю, что при использовании скутеров и других плавательных средств отдыхающие должны проходить небольшой курс обучения непосредственно в пансионатах, домах отдыха, санаториях и получать сертификат. Может быть, помощь в этом окажет МВД в лице ГАИ. Сохранение Иссык-Куля - основополагающий фактор. Это единственное наше сокровище. Люди, порой не зная, где находится Кыргызстан, знают, где находится озеро Иссык-Куль. Поэтому мы обязаны сохранить Иссык-Куль, а значит, сохранить Кыргызстан. Новая техника - выход из положения - Должны быть не бэушные моторные лодки, а новые в пределах допустимого количества. В июле превышения предельной нормы загрязнения по всему Иссык-Кулю не было. В августе - неизвестно. Всем иссык-кульским здравницам предложили вывесить правила езды на гидроциклах. Претензии о несоблюдении нужно предъявлять Иссык-Кульской райадминистрации, сельской управе. Айткул БУРХАНОВ, зам.директора Госагентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству при правительстве КР. Закон не терпит голословия - Природоохранное законодательство содержит около трехсот нормативно-правовых актов (НПА). В частности, существует более десяти НПА в области сохранения ихтиофауны озера Иссык-Куль. В этой связи при внедрении нового закона необходимы анализ действующего законодательства, его экологическая экспертиза и экономическая обоснованность, потому что может возникнуть проблема дублирования смежных законодательных актов, что предполагает разночтения и нарушения законодательства. Жылдыз УЗАКБАЕВА, эколог. Юлия СУШКОВА. Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/20070/ |
Распечатать | Оставить комментарий | Посмотреть комментарии |
Оставить комментарий
MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна
Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007