Создатель звезд

    Садык Шер–Нияз, президент фонда поддержки акынов–импровизаторов «Айтыш», сегодня известен так же, как и его старший брат Болот Шерниязов, президент международной федерации «Кєк–Бору» и депутат ЗС ЖК. Младший брат Баткен также пошел по стопам своих старших братьев, основав фонд поддержки сказителей кыргызского эпоса «Манас Мурас».
    По словам Чингиза Айтматова, сказанным в адрес Садыка Шер–Нияза во время приема его в Ассамблею деятелей культуры Кыргызстана, “он является ярким представителем нового поколения кыргызов, которые достигли не только больших успехов в сфере предпринимательства, но и заявили о себе как носители древней духовной культуры нации”.
    Благодаря самоотверженной деятельности его старшего брата по развитию и пропаганде “Кєк–Бору”, кыргызской национальной игре, более известной русскоязычным читателям как улак или козлодрание, этот древний вид спорта не только приобрел цивилизованные формы, но и способствует объединению народов Центральной Азии, Турции, Китая и России — то есть тех стран, в которых проживают народы, близкие по духу к кыргызам и издревле знакомые с этой захватывающей игрой. В то же время Садык Шер–Нияз на наших глазах возрождает древнее искусство акынов–импровизаторов путем создания уникальной школы “Айтыш”, двери которой открыты для всех способных к импровизации акынов и импровизаторов. Здесь с молодыми талантами такие опытные аксакалы–акыны, как Тууганбай Абдиев, Аширали Айталиев и другие, регулярно занимаются на профессиональном уровне: ставят голос, оттачивают технику игры на комузе и импровизации, постоянно — раз в десять дней — проводят интенсивные мини–состязания по айтышу.
    Говорят, деятельность любой школы или даже академии можно оценить по ее выпускникам. В этом плане фонд “Айтыш” за три года своего существования вполне оправдал себя, его по эффективности работы даже сравнивают с Царскосельским лицеем в России в первой половине XIX века. В какой–то степени это сравнение является уместным, потому как на сегодня в стране появилась замечательная плеяда талантливых акынов–импровизаторов, таких, как Элмирбек Иманалиев, Женишбек Токтобеков, Амантай Кутманалиев, Азамат Болгонбаев, Аалы Туткучев. Конечно, время покажет, насколько оправданны подобного рода сравнения и параллели, однако неоспоримо то, что для проявления выдающихся талантов и даже гениев необходимо как минимум общественное внимание, поддержка и забота их сферы деятельности — в данном случае поэтического искусства.
    — Садыку Шер–Ниязу удалось, — говорит заслуженный деятель культуры Кыргызстана, искусствовед Балбай Алагушев, — именно воссоздать этот общественный интерес в самом начале третьего тысячелетия спустя 70 лет застоя творчества импровизаторов, после того, как в начале XX века ушли в небытие великие кыргызские акыны Женижок, Токтогул, Барпы, Тоголок Молдо. В советские годы импровизаторы были единичным явлением. Сегодня же мы как бы постоянно видим рождение новых звезд и стремительный рост профессионализма и мастерства в этой области.
    Сайт фонда “Айтыш” www.aitysh.kg является уникальным в том смысле, что здесь публикуются импровизации акынов. После того, как на НТВ был показан сюжет, рассказывающий о деятельности фонда и древнем искусстве, на этот сайт обрушился шквал писем от жителей всего СНГ и даже многих других частей планеты. И этот поток электронных писем до сих не прекращается. Так что теперь Садык подумывает о создании англоязычного блока в дополнение к русскоязычному и кыргызскоязычному.
    Но как все–таки удается финансировать эти многочисленные конкурсы, презентации, айтышы, в том числе и издания книг акынов, монографии искусствоведов, сборники поэм, исследования?
    На этот вопрос, так же, как и его старший брат Болот Шерниязов, Садык отвечает: “Культура — это самое ценное достояние народа. Бизнес и все остальные сферы деятельности должны так или иначе служить культуре. Конечно, из–за недостатка средств нам не удается реализовать многие проекты, но мы радуемся тому, что мы своим примером способствуем тому, что привлекаем бизнесструктуры и общественность к этим извечным ценностям”.
    Конечно же, этот человек является преуспевающим в материальном плане бизнесменом, его проекты и культурные инициативы поддерживаются сетью коммерческих структур, но одному ему вряд ли удалось бы проводить ежегодно такие масштабные акции, как республиканские состязания по айтышу. К счастью, благодаря неустанной пропагандистской работе из года в год ширится круг спонсоров, которые понимают важность этих начинаний. И хотя до сих пор, по его словам, Кыргызстан заметно уступает Казахстану в плане материальной поддержки народного творчества, тем не менее у нас тоже происходят большие перемены.
    Естественно, Садык не ограничивает свою меценаторскую деятельность лишь сферой акынов–импровизаторов. Активно работает он и с эстрадными звездами, писателями, поэтами.
    В этом плане крупнейшим достижением этого года Садык Шер–Нияз считает создание содружества общественных фондов “Улут–Ордо”, который объединил свыше сорока общественных организаций, специализирующихся в сфере исследования духовных и культурных ценностей и истоков.
    Он является партнером, другом и менеджером своих акынов, пока что только вкладывая огромные средства в последних и, скорее всего, никогда не достигнет материальной отдачи от этих акций. Но что может быть лучше возрождения древнего искусства, когда концертные залы, стадионы, Дворец спорта заполняются толпами любителей поэзии, а на подмостках происходят захватывающие поединки выдающихся поэтических талантов всего Центральноазиатского региона? Когда в приступе вдохновения поэты открывают друг перед другом и аудиторией тьму высоких истин и прозрений, бичуя пороки, взывая к доброте, милосердию, когда древнее прошлое сливается с настоящим и мы начинаем прозревать будущее, как будто само небо разговаривает с нами. Разве все это не является нашим бесценным и вечным достоянием — свидетельством подлинного возрождения кыргызского народа, его духа и бессмертной сути?
    — Вы делаете свое дело, развивая демократию, гласность и свободу слова в стране, — говорит Садык Шер–Нияз, обращаясь ко мне как корреспонденту “МСН”, — стремясь к финансовой независимости. То же самое в своей сфере делаем и мы. Кыргызская поэзия импровизаторов — это мощный инструмент просветительства и пробуждения критического сознания и принципов свободы слова и демократии. Вы обличаете пороки нашего общества — наши акыны делают то же самое. И мы также хотим, чтобы в нашем обществе сложилась такая ситуация, когда всякий талантливый поэт или акын, опираясь на народное признание, мог не только творить и выступать свободно и непринужденно, но и при этом достиг бы материальной независимости. Чтобы талант не был в чьем–либо услужении, а творил всегда в интересах народа и общества.
    Замир Осоров.

Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/7914/