Акжол БЕКБОЛОТОВ: В "Парзе" Я сыграл себя

    Отечественный кинематограф добрался до голландского Роттердама. Фильм "У нас все хорошо" режиссера Акжола Бекболотова примет участие в Международном кинофестивале в Нидерландах. Дипломная работа выпускника Кыргызско-Турецкого университета "Манас" уже завоевала награды нескольких кинофестивалей, в числе которых диплом Первого иссык-кульского кинофестиваля стран - участниц ШОС и первенство на межуниверситетском кинофоруме в Турции. Кроме того, многие кыргызстанцы узнают в молодом кинематографисте главного героя нашумевшего фильма "Парз" ("Долг") режиссера Темира Бирназарова, который также отмечен призами престижных кинофестивалей. Теперь короткометражке Бекболотова предстоит познакомить европейских кинокритиков с высоким творческим потенциалом молодого поколения кыргызстанских кинематографистов.

    - Насколько мне известно, кинофестиваль в Роттердаме - самый большой в Европе и самый неголливудский. Например, пять лет назад в нем участвовали около трехсот режиссеров и там не было ни одной кинозвезды. Получается, что этот кинофорум ориентирован на просмотр социальных и политически актуальных картин. Поверят ли европейцы тому, что "У нас все хорошо"?

    - Сказать честно, я не рассчитывал, что мой фильм обретет такой резонанс среди кинематографистов. Цель была одна - снять картину, за которую бы потом не пришлось краснеть. Моим дипломным руководителем в университете был режиссер Артыкбай Суюндуков, который и предложил мне попробовать поступить на режиссерские курсы, организованные инициативной группой кыргызстанских кинематографистов "10+" совместно с нашим вузом. Меня приняли, благодаря чему я с головой ушел в кино.

    - А как же полученная профессия? Разве работать телерадиожурналистом не увлекательно?

    - Здесь дело не в интересе. После первой практики я понял, что меня больше тянет к технической стороне журналистики, именно к камере. В общем-то, я всегда стремился быть на ты с техникой. Поэтому обрадовался, когда попал стажером на киностудию "Айтыш фильм", которая является в Кыргызстане одной из немногих, оснащенных современной кино- и видеотехникой.

    - А как получилось, что ты оказался перед объективом камеры?

    - Здесь нет ничего удивительного. Во время моей практики айтышевцы готовились к съемкам "Парза". Мне было поручено вести кастинг среди молодых артистов. Режиссеру Бирназарову никто не нравился. А однажды мы просто настраивали камеру. Чтобы не стоять истуканом перед объективом, я стал играть, ведь со сценарием фильма я был знаком. После просмотра отснятого материала Садык Шер-Нияз - продюсер этой картины - предложил съемочной группе сделать меня главным героем "Парза".

    - Сложно было вжиться в роль?

    - В фильме нет текста. Многие, кто посмотрел ленту, до сих пор недоумевают, в чем ее особенность. Изюминка - это сюжет, где все понятно без слов. За двадцать три минуты режиссер Бирназаров постарался рассказать о нелегкой судьбе сельского парня, который по воле судьбы оказался в тюрьме. По-моему, главная цель фильма - отразить сосуществование писаных и неписаных законов. Что касается роли, то она далась легко - образ главного героя мне близок. Можно сказать, я сыграл себя.

    - В одном из интервью Темир Бирназаров признался, что приглашенные им непрофессиональные актеры не играли на площадке, а жили. Кроме того, режиссер всегда пишет жизненные сценарии. А как родился сюжет к фильму "У нас все хорошо"?

    - Во мне, наверное, есть что-то и от журналиста. Если вижу какую-нибудь необычную историю на улице, на работе, то всегда записываю. Сценарий к "дипломке" написал на одном дыхании. Хотелось хоть как-то обратить внимание общественности на проблемы беспризорников. В нашем обществе бытует стереотип, что уличные дети - это будущие уголовники, но я считаю, что это не так. Вместе мы можем помочь им избежать этой участи. Спросите, как? Наверное, если каждый хотя бы на несколько минут избавится от своего безразличия к окружающему миру, начнутся перемены к лучшему. Ведь у нас действительно может быть все хорошо, нужно только постараться. Сейчас из уст госмужей постоянно звучит фраза "Молодежь - наше будущее", но реальных мер в поддержку молодого поколения никто не предпринимает. Отсюда и острая проблема нехватки профессиональных кадров, о которой в последнее время так много говорят. Не исключение и наш кинематограф. Пятнадцать лет в стране не только не снимали кино, но и не готовили специалистов. Самый молодой состоявшийся наш режиссер - Марат Алыкулов. После него в кыргызстанском кинематографе царит кадровый дефицит. Радует, что с недавних пор на съемочных площадках отечественных киностудий вновь закипела жизнь. Появились ребята, которые хотят снимать, и наше старшее поколение кинематографистов старается им в этом помочь. Я говорю о тех режиссерских курсах, организованных группой "10+", которые закончил сам. Оказавшись в тройке лучших из двадцати пяти, я получил возможность снять фильм. Думаю, главная причина моего успеха в том, что нам преподавали люди, целиком отдавшие себя профессии. Талип Ибраимов, Темир Бирназаров, Эрнест Абдыжапаров, Талгат Асыранкулов - это те кинематографисты, на которых я держу равнение. Также бесплатные курсы есть на киностудии "Айтыш фильм".

    - Отчего молодежь так неохотно идет в кинематографисты?

    - Из-за мизерной зарплаты. В среднем за один съемочный день платят триста сомов. Деньги небольшие, но меня привлекает сам процесс. Сейчас тружусь оператором-монтажером у айтышевцев. В планах - пройти стажировку у российских коллег. Ищу в Интернете информацию о двух-трехмесячных бесплатных операторских курсах. А дальше хочу учить молодежь этому мастерству. Я вообще с детства мечтал стать педагогом, только никак не мог определиться, что преподавать.

    - Значит, детская тема волновала с юности?

    - Можно сказать и так. Герои моего фильма - это дети с непростой судьбой, которым приходится самим зарабатывать на хлеб и нести ответственность друг за друга. Кажется, мне удалось смягчить тот стереотип, который так плотно сидит в нашем сознании. Я верю, что преступниками не рождаются, ими становятся. И мы должны дать детям шанс жить так, как они этого заслуживают. Нельзя со стеклянными глазами откупаться пятью сомами от проблем нашего общества.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/21681/