Распечатать: Оценить беспристрастно РаспечататьОставить комментарий: Оценить беспристрастно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Оценить беспристрастно Посмотреть комментарии

5 апреля 2005

РЕГИОН

Оценить беспристрастно

    Страсти вокруг народной революции и смены руководства страны после 25 марта улеглись, и политические эмоции пошли на убыль. Теперь как раз наступает время, когда можно спокойно анализировать прошедший период, высказаться напрямую, чтобы извлечь уроки из пройденного и, еще главнее, акцентировать внимание людей на будущие дела.
    Конечно же, 15 лет правления страной одним режимом войдут в нашу историю особой страницей. 15 лет — это немалый срок для маленькой страны, которая только в недавнем считалась наиболее благополучной и спокойной. И этот отрезок времени мы должны оценить беспристрастно, по большому счету, не вдаваясь в детали. Ведь история обязательно расставит все по своим местам.
    Каждый человек имеет право на объективную оценку пройденного, тем более люди, знающие прежнюю систему не со стороны, а изнутри. Как бы нам горько ни было, нам надо признать, что это время было временем повального пофигизма на всех уровнях социального организма, временем беззастенчивой имитации позитивных результатов посредством манипуляции цифрами, общественным сознанием. Годами серое выдавалось за белое, на фоне которого у определенной части общества развился политический дальтонизм.
    Прожитые годы оказались для целого народа потерянными, и это очень жалко. Мы сегодня имеем самое отвратительное социальное самочувствие граждан, они унижены и подавлены. Абсолютное большинство людей, не имея постоянной работы, потеряли главное — человеческое достоинство. Мародерство, массовые грабежи, скотокрадство, пьянство и самоубийства — результат этого. Население страны долго ждало, а затем потеряло надежду на то, что будет какая–то помощь от правителей.
    Таким образом руководители страны утратили авторитет и доверие народа. К тому же они не знали, с какой стороны подойти к проблемам, оказались неспособными решать их. В последние годы акаевского правления неприязнь к нему высказывалась практически везде, во всех слоях общества, на всех политических тусовках. Зная об этом, президент свой третий срок не завершил актом добровольной досрочной отставки. Для этого нужно было иметь простую смелость и политическое мужество.
    В этой ситуации наша интеллигенция, национальная элита Кыргызстана не смогли занять более высокую нравственную позицию по отношению к происходящему в стране. Хотя были отдельные голоса, которых никто не слышал.
    Особенно это было видно на наших чиновниках. Многие руководители государственных органов на местах никакой проблемы не решали, ибо перед ними никто конкретную задачу не ставил. Большинство их хорошо усвоило, что надо просто присутствовать при этой системе, сохранять бодрый вид и говорить в основном гладкие слова. Видя, что беспредел и беззаконие идут на всех уровнях, многие чиновники сами встали на путь прямого присвоения и выколачивания больших средств для своего кармана в выверенной им системе. Если социальный блок министерств и ведомств что–то решал, а экономический блок государственных органов и контролирующая система практически не старались изменить опасную ситуацию. Об этом, наверное, еще скажут свое слово аналитики, простые люди, граждане, мало–мальски понимающие общественную жизнь страны. Надо об этом говорить еще и потому, что свежие, пришедшие к власти сейчас, знали об этом. Никто не должен занимать государственный пост, если он не способен изменить ситуацию к лучшему, если он не может принимать решения, не заложит основы для будущих успехов. Это касается и тех, кто может попасть на это место благодаря обстоятельству, а не по общественному признанию. Руководителей у нас очень много, но жизнь выбирает из них тех, кто способен сегодня нести тяжелую ношу. Мы должны установить такой порядок, при котором распределяются не должности, а работа.
    Состояние нашего общества определяется словом “кризис”. Его глубину и пугающую перспективу ощущает каждый. Что интересно, общество начало его воспринимать как неизбежное, как наказание за какие–то наши прежние грехи. Но на самом деле было не так. Общество имело реальный шанс избежать кризиса и жить уже сегодня совсем по–иному. Почему этот шанс не был использован?
    Всем было ясно, нужную экономическую политику мы не проводили, в противовес развалу существующей экономики ничего толкового не предпринимали. Экономическая часть общества никем не управлялась, она не поддавалась общему порядку. Правительство не могло изменить ситуацию, поскольку ведущие отрасли экономики были захвачены и управлялись другими. Они, конечно, действовали по–своему. Под эти правила начали “танцевать” все фискальные структуры и органы, которые выдавали необходимые нормативно–правовые и другие разрешительные документы. Крупные, стратегически важные предприятия и отрасли, составляющие спинной хребет экономики республики, приватизированы за бесценок или захвачены узким кругом людей.
    Парадоксально, что в Кыргызстане фактически было три правительства. Первое правительство — это Семья и приближенные к ней люди. Второе — это администрация президента, полностью претендующая на роль правителя страны и захватившая управленческую и экономико–регулирующую функции. Третье — это официальное правительство, по сути беспомощное, которое работало в основном на исполнение неугомонной прихоти и амбиций двух вышеназванных правительств. Надо было видеть бездарность этой власти и опасность свободы при безвластии.
    Теперь наше общество потребует, наверное, четких законодательных актов, направленных на исключение смешения функций администрации президента и официального правительства. Мне иногда кажется, что эта администрация изначально была придумана в противовес правительству. Нужна ли сейчас вообще администрация президента? Если она нужна, то надо ее функции ограничить до предела. И не менее важно, чтобы в законодательном порядке было запрещено и влияние жены главы государства на политико–экономическую сферу страны, строгий запрет должен быть сделан и членам семьи и родственникам президента. Мы же крупно попались на этом.
    Мы должны осознать то, что многие граждане перестали связывать свое будущее, будущее своих детей, свое благополучие с собственной Родиной — Кыргызстаном. Из маленькой страны с пятимиллионным населением уехали более миллиона человек. При том, что это самая лучшая, способная часть населения. Разбежались по всему миру молодые и умные юноши и девушки. Они сегодня в Северной Америке, Африке, любой европейской стране. От Калининграда до Магадана нет города, где бы не было вещевого рынка без наших кыргызстанцев. Они там давно в поиске хлеба насущного. Это очень печально, но факт!
    Прошло уже около пяти лет, но я никак не могу забыть поздравление одного парня–кыргыза, опубликованное на страницах тогдашней газеты “Слово Кыргызстана” по поводу последнего так называемого “всенародного избрания” президента на третий срок от имени 19–тысячной диаспоры кыргызов, проживающих в Екатеринбурге. Между строками текста поздравления любой мог прочитать, какую горечь и социальную тоску несут они на своих плечах вдали от Родины. И никто из окружения президента не понял этого подтекста поздравления, не мог уразуметь, почему они поздравляют президента из далекой России. В стране сложилась ситуация, при которой нищий народ благодарил своего вождя за счастливую жизнь. Другого здесь не скажешь.
    Когда же мы вернем разбежавшихся по всему миру наших соотечественников? Вернутся ли они вообще на свою Родину? Ведь они там нашли себя, живут сегодня лучше, чем мы.
    Несмотря на широко пропагандируемые национальные программы и реформы, никто не ощутил на себе результаты этих непонятных народу преобразований. Так называемые матрицы, комплексная основа развития, национальная стратегия по сокращению бедности, добросовестное управление и другие просто заболтали суть простых проблем, затуманили сознание людей и отвлекли их от тяжелых житейских дел. Профессиональное дилетантство возобладало над четкими и разумными решениями в стране. Сегодня у нас практически нет никакой стоящей отрасли, все разобрано и уничтожено. Судьба уготовила нам создавать все заново. И мы должны его создать в цивилизованном порядке и со временем войти в нормальный режим развития.
    Главным в нашей жизни по–прежнему является аграрный сектор, где задействовано большинство населения республики. Мы должны решить проблему с сельхозтехникой, навесным оборудованием к ней не половинчатыми и разовыми мерами, а окончательно, в полную потребность. Эта техника должна быть доступна всем крестьянам, объединенным хозяйствам. Вся эта техника выпускается рядом с нами, в Казахстане, России, Белоруссии и Узбекистане.
    Горько сознавать, что за 15 лет мы ничего не создали в отрасли переработки, что свидетельствует о бездарности экономической политики. Хотя бы взять переработку фруктов и овощей, которую успешно решили наши соседи. Они сегодня выпускают из них в большом количестве натуральные соки. Инвесторы должны прийти к нам, чтобы создать современное производство концентратов из извечно выращиваемых у нас в огромном количестве абрикосов, персиков, яблок, черешни, винограда, смородины и томатов и поставлять во многие страны. Мы просто обязаны разработать и выполнить специальную государственную программу овоще–фруктовой переработки. Это золотой прииск нашей экономики.
    Государство и его правительство должны заниматься первоочередным делом — созданием крупных семеноводческих хозяйств и хозяйств племенного животноводства, которые обеспечат наш аграрный сектор, сегодня ничего не имеющий, сортовыми семенами и продуктивным крупным рогатым скотом, овцами, лошадьми и птицей. Ни один международный проект для создания этих хозяйств в свое время не был использован нами.
    Крупные инвесторы в свое время ходили вокруг нас, чтобы создать на базе существующих крупные предприятия по выращиванию птицы с ее полной переработкой. Однако мы даже палец о палец не ударили, чтобы открыть им нашу дверь. Я надеюсь, что они еще придут, убедившись, что наши намерения теперь чисты и цивилизованны.
    Не укладывается в сознании нормальных людей размер зарплаты учителей, врачей, работников детских домов, домов престарелых и инвалидов — 500–600 сомов, а медсестры, санитары и уборщицы получают по 200 сомов. Это оскорбительно. О размере пенсии наших стариков говорить стыдно. Конечно, они зависят от состояния и пополняемости государственного бюджета, который собирался и расходовался по непонятной схеме. В Казахстане, например, государственный бюджет примерно удваивается в течение двух лет, в России и Белоруссии — в течение трех лет, Узбекистане — полутора лет, а в Таджикистане сейчас обеспечивается ежегодное увеличение бюджета на 160–170 процентов. А наше Министерство финансов в течение десяти лет “устойчиво” увеличивало доходную часть бюджета ежегодно от 4 до 12 процентов. Составлялось на деле два бюджета. Один — для Жогорку Кенеша, то есть для утверждения, другой — для Минфина. Правительство практически не знало, куда идут деньги. Значительная часть работников министерств и ведомств, государственных агентств и комиссий республики ежедневно находилась в Минфине в надежде выбить в этом аппарате предусмотренные по бюджету деньги. И еще немало людей ежедневно занимались здесь по бизнесу взаимозачета. Каков был порядок взаимозачета, знали все.
    Мы не могли навести элементарный порядок в сборе налогов, о налоговой культуре говорить не приходилось. Налогообразующими субъектами выступали в основном коммерческие структуры, рестораны, кафе, ночные увеселительные заведения, игорный бизнес и рынки. В силу того, что каждый из них имел свою “твердую крышу” над головой, они платили совокупный налог в несколько раз меньше, чем полагалось. Руководители налоговых служб района, республики каждому устанавливали фиксированный ежемесячный совокупный налог, например 17 тыс. сомов в месяц, тогда как нужно было платить 170 тыс. Это на примере одного популярного кафе в центре города. А несогласные с этим беззаконием молодые работники налоговых служб после первого же посещения таких крышуемых налогоплательщиков отстранялись от работы.
    Сотни успешных коммерческих предприятий и бизнесменов зарегистрировались в свободных экономических зонах, чтобы не платить НДС и таможенные платежи. Таким образом уводили из госбюджета ежемесячно до 500 млн. сомов. И никому не было дела. Мы никогда не убеждали налогоплательщиков, что государственные доходы — это часть, честно выделяемая каждым из своего дохода и имущества, чтобы спокойно пользоваться остальным. Предприниматель должен хорошо знать, что неуплата налогов, положенных по закону, — это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Скажем ли мы сегодня нашим преуспевающим коммерсантам и бизнесменам: хватит, пришло другое время, мы будем строить правовое государство и будем работать с апреля этого года с чистого листа, будем платить налоги сполна, по закону, а налоговые службы в течение месяца безболезненно разберутся с каждым, как платить налоги? Я думаю, они поймут нас. Новый министр финансов А.Жапаров, который в течение пяти лет сам был в центре бюджетной чехарды, должен справиться с этой задачей. Результатом его героических поступков и усилий должно быть двухкратное увеличение доходной части бюджета за 2005 год. Если он этого не сделает, то он не состоялся как министр, как специалист. Попытки сохранить прежние порядки — это наша гибель.
    Мы обязаны говорить о путях восстановления традиционной легкой промышленности, сахарной отрасли. Как не говорить о возобновлении производства табачного сырья, в одночасье прекратившего свое существование, оставившего более 200 тыс. трудоспособного населения, особенно женщин, без работы и доходов? Разве можно молчать, когда все угольные разрезы перестали добывать уголь, не стало “кочегара Центральной Азии”, а энергетический уголь для Бишкекской ТЭЦ наши горе–руководители покупают за валюту в Казахстане? Конечно же, мы будем говорить, как кыргызская электроэнергетика из своего блеска превратилась в ее нищету и 15–й год не может позволить себе строить Камбаратинские ГЭС.
    Будут разбираться, как мы “успешно” руководили гражданской авиацией, чтобы не летали самолеты в Талас, Баткен, Каракол, Нарын, Казарман, Кербен, Кызыл–Кию, Исфану и другие внутренние аэропорты, и мы сегодня остались практически без самолетов.
    И еще — как мы руководили национальным объединением “Кыргызгаз” и Кыргызской железной дорогой. За многолетние долги Казахстан готов забрать их с потрохами. Будем говорить обязательно и о других отраслях экономики, которые бездарно погибли за это время.
    Да! К сожалению, оказывается, мы быстро ко всему привыкаем! Неужто мудрый Пифагор был прав, однажды заметив, что привычка и с рабством примиряет!
    Базарбай Мамбетов, постоянный представитель Кыргызской Республики при Евразийском экономическом сообществе.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/9866/


Распечатать: Оценить беспристрастно РаспечататьОставить комментарий: Оценить беспристрастно Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Оценить беспристрастно Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007