Распечатать: Честными и справедливыми признать нельзя РаспечататьОставить комментарий: Честными и справедливыми признать нельзя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Честными и справедливыми признать нельзя Посмотреть комментарии

1 марта 2005

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Честными и справедливыми признать нельзя

    Коалиция «За демократию и гражданское общество», неправительственная и внепартийная организация, для проведения широкомасштабной программы мониторинга выборов 27 февраля 2005 г. объединила усилия более 170 неправительственных организаций во всех областях республики. Мониторинг предвыборного периода парламентских выборов осуществлялся силами 120 долгосрочных наблюдателей. В день выборов около 1735 наблюдателей Коалиции следили за проведением процесса голосования и подсчета голосов в 59 избирательных округах. Коалиция также проводит параллельный подсчет голосов по копиям официальных протоколов результатов голосования на участках.

        КоалициЯ “За демократию и гражданское общество” заявляет, что целью проведения беспристрастного и независимого мониторинга выборов является восстановление и укрепление доверия граждан к избирательной системе Кыргызстана. Миссия независимых наблюдателей состоит не в фиксировании, а предотвращении и устранении нарушений. Само присутствие наблюдателей и представителей общественности на всех стадиях подготовки и проведения выборов способствует открытости и прозрачности избирательного процесса и созданию условий, затрудняющих или делающих невозможными фальсификацию и манипуляции голосами избирателей.

        Продолжая в настоящее время изучать отчеты независимых наблюдателей о прошедшем 27 февраля 2005 г. дне голосования и будучи удовлетворенной достаточно ровным прохождением его процедур, Коалиция “За демократию и гражданское общество” не может признать прошедшие парламентские выборы честными и справедливыми из–за целого ряда обстоятельств, характеризовавших предвыборный период и в особенности последние несколько дней до выборов:

        — Отсутствие равного доступа разных политических сил и кандидатов к государственной прессе, непрекращавшиеся кампании дискредитации и очернительства лидеров оппозиционных и независимых организаций. Пиком данной кампании стал выход в эфир по национальному телевидению целого ряда передач в запрещенный для агитации период накануне дня выборов 27 февраля.

        — Отсутствие в стране реальной свободы собраний и митингов и особенно принятие местными кенешами ряда областей и городов антиконституционных ограничительных постановлений.

        — Отказ в предоставлении FM и УКВ передатчиков радиостанции “Азаттык” — основному источнику достоверной информации о происходящих общественно–политических событиях для сотен тысяч избирателей по всей стране.

        — Прекращение подачи электричества независимой типографии, приведшее к срыву выхода газет и агитационных материалов ряда оппозиционных и независимых изданий. Арест тиражей нескольких газет.

        — Подтверждение Верховным судом КР заведомо неправосудных и несправедливых решений первичных судебных инстанций по делам отмены регистрации кандидатов в ряде округов.

        Среди нескольких положительных моментов выборного процесса, таких, как внедрение прозрачных урн, широкое сотрудничество избирательных властей с международными и местными неправительственными организациями, Коалиция отмечает применение впервые маркировки избирателей бесцветными чернилами. Как показал день выборов, избиратели приняли это нововведение с большим пониманием и готовностью к его применению. Также впервые в истории Кыргызстана в нашей стране в день выборов несколькими организациями была успешно апробирована методология экзит–полла — опросов на выходе.

        Коалицией был выявлен ряд нарушений на выборах парламента Кыргызстана:

        Нарушения, связанные с составом

        избирательных комиссий

        — в состав многих окружных избирательных комиссий в нарушение ст. 16.1 Кодекса о выборах включены депутаты местных кенешей;

        — большинство окружных и участковых избирательных комиссий было сформировано с нарушением требования ст.11.7 Кодекса о выборах, когда число государственных и муниципальных служащих значительно превышает одну треть от общего состава членов комиссии;

        — зафиксированы случаи принудительного участия в работе избирательных комиссий работников бюджетной сферы;

        — в подавляющем большинстве случаев председатели и секретари участковых избирательных комиссий назначены вышестоящими органами, а не избраны на первом заседании комиссии, как того требует Кодекс о выборах;

        — явный перевес представителей двух политических партий “Алга, Кыргызстан!” и “Адилет” в руководстве окружных избирательных комиссий.

        Неправомерный отказ

        в регистрации кандидатов

        — по меньшей мере четыре видных политика, находившихся в последние годы на государственной дипломатической службе за рубежом, были лишены права участия в парламентских выборах в качестве кандидатов в депутаты;

        — в случае с Р.Отунбаевой в Университетском округе N 1 первоначальное решение 6 января о ее регистрации в качестве кандидата было отменено в течение пяти часов в результате явного давления властей на членов окружной избирательной комиссии;

        — несмотря на то, что некоторые окружные избирательные комиссии иногда применяли излишне строгие требования к оформлению документов, предъявляемых кандидатами для регистрации, что приводило к задержкам в регистрации, по состоянию на 18 января Коалиции не известны случаи, где кандидатам было бы неправомерно отказано в регистрации, кроме упомянутых дипломатов.

        Отсутствие равного

         доступа к прессе

        — правительственная пресса и государственное телевидение в нарушение требований Кодекса о выборах проводят одностороннюю информационную линию, направленную на дискредитацию оппозиционных политических партий и их лидеров. Беспристрастные и информационно насыщенные материалы о деятельности всего спектра политических сил минимальны.

        Недопуск/ограничение прав

        независимых наблюдателей

        В целом Коалиция с удовлетворением отмечает, что по сравнению с прошлыми выборами резко сократились случаи недопуска наблюдателей на участки. Что касается создания необоснованных препятствий и барьеров в работе наблюдателей, как независимых, так и от кандидатов, то на многих участках такого рода проблемы по–прежнему сохраняются. Причем во множестве случаев, по всей видимости, речь идет об отсутствии адекватного обучения членов избирательных комиссий.

        — Каракольский округ N 72 на участок N 3623 СИЗО не пустили на участок независимых наблюдателей. Нарынский N 33 на УИК N 4059, 4046 не пустили наблюдателей от Коалиции;

        — наблюдателям чинились препятствия для полноценного обзора процесса голосования. На некоторых участках наблюдателей сажали в дальние углы, откуда невозможно было осуществлять наблюдение за регистрацией, маркировкой и проверкой маркировки избирателей.

        Низкое качество

        списков избирателей

        В целом по республике отмечено чрезвычайно низкое качество списков избирателей. Коалиция считает, что непосредственное значение имело то, что Центральная избирательная комиссия незаконно ограничивала доступ к спискам избирателей, через средства массовой информации активно продвигает ограничительное толкование ст.22, утверждая, что избиратель может проверить в списке избирателей наличие и качество только собственных данных. Руководствуясь устными выступлениями председателя ЦИК С.Иманбаева по телевидению и в прессе, начиная с 3–4 февраля многие участковые комиссии по всему Кыргызстану незаконно отказывали в доступе к спискам избирателей.

        Проблемы со списком избирателей привели к тому, что на некоторых участках большое количество избирателей не смогли проголосовать:

        — в пос.Токтогул на участке N 2238 к 19.30 в дополнительный список вошли 276 избирателей;

        — многие жители г.Нарын не попали в основной список и голосовали по дополнительному списку. Нарынский округ N 33 — итого 1252 избирателя по округу внесены в дополнительный список;

        — на избирательном участке Айкол

        N 13 Лейлекского округа в дополнительные списки включено до 21% избирателей от основного списка. Особенно грубые недостатки в списках были выявлены на избирательных участках N 8182, 8022, 8019 этого же округа, где из списков выпали целые махалли;

        — в Таласском округе N 55, участки

        N 111, 112 — в дополнительные списки внесены не менее 200 избирателей, участок N 113 — 553. В целом по Таласской области на избирательных участках отмечено плохое качество списков, что приводило к тому, что большинство избирателей не смогли принять участия в голосовании, чем выразили свое недовольство, что их лишили права голоса.

        Агитация в день голосования

        — 26 февраля 2005 года вечером по каналу КТР вышли в эфир несколько передач, которые преследовали цель дискредитации ведущих общественных и политических деятелей страны. В передачах содержались явные элементы предвыборной агитации против нескольких кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша (Кунай Шеримкулов по Университетскому округу N 1, Клара Ажыбекова по Тоголокмолдоскому округу N 7, Курманбек Бакиев по Караункурскому округу N 25, Турсунбек Акунов по Нарынскому округу N 33 и др.);

        — во многих округах поступали сообщения о подкупе голосов, продолжающемся и активизировавшемся в день голосования;

        — в Алыкулском избирательном округе N 68. В этом же округе отмечены многочисленные факты агитации за кандидата в депутаты Кангельдиева, которую проводили в основном работники органов власти;

        — в Кеминском районе был организован подвоз избирателей главой Кеминского а/о. Было задействовано более 20 микроавтобусов с указанными маршрутами и границами избирательных участков, к которым подвозили избирателей;

        — Лейлекский округ. Доверенное лицо кандидата Джураева М. по фамилии Туракулов Якубжон, имеющий статус члена участковой избирательной комиссии на избирательном участке Янгиабад N 8020 г. Исфана, раздавал вблизи школы по 50 сомов избирателям.

        Коалиция “За демократию и гражданское общество” в ближайшие дни представит расширенный отчет с конкретными рекомендациями в адрес всех участвующих в выборном процессе сторон.

        АКИpress.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/9553/


Распечатать: Честными и справедливыми признать нельзя РаспечататьОставить комментарий: Честными и справедливыми признать нельзя Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Честными и справедливыми признать нельзя Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007