Распечатать: Троллейбусная линия жизни РаспечататьОставить комментарий: Троллейбусная линия жизни Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Троллейбусная линия жизни Посмотреть комментарии

12 марта 2015

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Троллейбусная линия жизни

    Женщины за рулём городских троллейбусов. С олимпийским спокойствием они, минуя пробки, ежедневно курсируют по Бишкеку на своей технике, которая имеет 10 тонн веса и 12-метровую длину!

    Вот уже 10 лет, как водит такую машину Разгуль Сулайманова. Её пассажиры — это в основном пожилые люди, школьники, студенты и инвалиды с правом на бесплатный проезд по билету. Она работает на маршруте наравне с мужчинами и не скрывает, что получает от своего труда огромное удовольствие.

    Ежедневно за смену её троллейбус совершает четыре круга по маршруту от Восточного автовокзала до микрорайона Асанбай и обратно. Мы встретились с Разгуль перед её выходом в смену на конечной остановке транспорта в микрорайоне Асанбай. Она как раз ждала из рейса свою напарницу Жыпару.

    — Я решила стать водителем еще в детстве. Помните, раньше, когда еще не появилось такое огромное количество маршруток, троллейбусы в большом почете были? Народ брал салоны штурмом, — рассказывает Разгуль. — Но когда после окончания школы пришла в училище, меня просто не взяли. При своем невысоком росте я тогда была совсем худенькой девчонкой. Наверное, преподаватели, увидев меня, побоялись, что с такой махиной не управлюсь. Я очень расстроилась, и по совету родителей пошла учиться на бухгалтера. Потом вышла замуж, родила детей и, когда они немного выросли, вновь пришла в троллейбусное управление. Вот тогда меня взяли на обучение. Так и сбылась моя мечта.

    — А муж не был против, что жена сядет за баранку?

    — Ему, конечно, эта идея совсем не понравилась. Да и все домашние сначала выступили против. Родители по-прежнему хотели видеть меня в бухгалтерии, но я настояла на своём. И все смирились. Видимо, увидели, с каким интересом я хожу на работу. Первые два года пролетели незаметно, я даже отпуск не брала, вспомнила про него, когда уже начальство стало предлагать.

    — Многие женщины в принципе боятся сесть за руль. Не страшно ли было вам?

    — А я вожу и обычную машину, но в троллейбусе мне легче и спокойнее. Однако с ними не все справятся, — говорит Разгуль. — К примеру, каждая штанга 10 килограммов, тут нужна сноровка. Хорошо помню первое ДТП, без них в городе обойтись сложно. Вообще первый год был очень тяжелый. Было много аварий, но уходить и сдаваться я и не думала. Приноровилась и сейчас я уже спокойна за рулём.

    Оказывается, управлять “рогатой” машиной — не на легковушке гонять. Тут особая подготовка нужна. Разгуль говорит, что условия на дороге сложные. Разумеется, находятся “умники”, которые подрезают, обгоняют, не уступают дорогу, видя женщину за рулём. Заторы, пробки — всё это мешает движению. Транспорт габаритный. А его водитель не может позволить себе, как прочие автомобилисты, отступить от заданного маршрута, ведь накрепко привязан к проводам — своему источнику питания. Нужно мастерство, чтобы втиснуться между машинами, так что сложности случаются.

    — Я люблю свою работу. Мне не хватает только уважительного отношения со стороны других участников движения и пассажиров. Далеко не все городские улицы приспособлены для плотного движения. В первую очередь это опыт, а также терпение и спокойствие, — продолжает свой рассказ Разгуль. — А доходы? Их легко подсчитать. Цифры, сами понимаете, низкие. А рабочий день у водителей начинается с раннего утра и в жару, и в мороз. Обычная смена начинается около 6 утра, длится до 14 часов, в другую смену водители работают с 14 до 22 часов. К сожалению, молодежь сейчас к нам не стремится — маленькие заплаты и отсутствие общежития. В основном в коллективе остаются люди предпенсионного возраста, которые привыкли и не могут сейчас куда-то сорваться. А молодым нужно семьи кормить и обеспечивать жильем, вот и уходят в поисках лучших заработков…

    В этот момент на конечную подплыл троллейбус. Разгуль по привычке заняла место в просторной кабине водителя и… корреспонденты “МСН” не стали задерживать ее — график есть график.

    Проблемы “рогатых”

    Наша столица как никогда сегодня нуждается в транспорте большой вместимости. Но с ним дела обстоят из рук вон плохо. Например, китайские автобусы, приобретенные в 2010 году, уже порядком износились и практически разваливаются на ходу. Мэрии не по карману содержать их.

    В Бишкеке ежедневно на столичные улицы выходят 100 троллейбусов, 180 автобусов и около 2,5 тысячи маршруток. Между тем, по данным Агентства развития столицы, для Бишкека нужно еще минимум 600 автобусов. Однако реально городские власти могут восстановить только 85. В прошлом году в столицу прибыло 79 новых троллейбусов, приобретенных на средства Европейского банка реконструкции и развития. Но этого недостаточно для города-миллионника.

    Водители троллейбусов отмечают, что стало совершенно невозможно конкурировать с маршрутками. Причем даже новенькой технике, поскольку горожане предпочитают забитые микроавтобусы, поскольку те ездят быстрее и добраться на них можно в любой район города.

    Но проблема не только в транспорте. То и дело в СМИ появляется информация о том, что Бишкек может остаться без троллейбусов из-за долгов за свет. Опытных водителей тоже не хватает. Водители жалуются на низкие зарплаты. Однако при существующих тарифах на проезд увеличение заработной платы невозможно. Тарифы были установлены с учетом потребностей социально уязвимых слоев населения. В настоящее время троллейбусное управление бесплатно обслуживает 5 категорий льготников. Расходы за перевозку пенсионеров и инвалидов субсидируются из городского бюджета. Собственный ежемесячный доход управления составляет 12 миллионов сомов. Этих средств едва хватает на зарплату и выплату налогов.

    Впрочем, городские власти надеются на помощь зарубежных доноров. На днях стало известно, что мэр столицы Кубанычбек Кулматов вновь встречался с представителями Европейского банка реконструкции и развития. Решался вопрос о реализации второй фазы проекта “Развитие общественного транспорта города Бишкек”, привлечении инвестиций для обновления парка Бишкекского троллейбусного управления, дополнительном приобретении троллейбусов и развитии соответствующих инженерных сетей.

    Обсуждена возможность оказания донорами технической помощи на разработку концепции организации общественного транспорта города в соответствии с генеральным планом до 2025 года и планировании маршрутов городского общественного транспорта.

    Более полувека на службе

    Троллейбусная система в Кыргызстане стала третьей по счету в Средней Азии (после Алматы и Ташкента).

    Решение о строительстве троллейбусных линий в Бишкеке было принято Совмином Киргизии 13 августа 1946 года. В том же году началось строительство троллейбусного парка. 13 января 1951 года первая очередь была запущена. Протяжённость линий составляла 8,4 км. 4 троллейбуса открыли движение по двум маршрутам: № 1 “Вокзал — Улица Свердлова” и № 2 “Вокзал — Проспект Ленина”.

    В последующие годы троллейбусная сеть стала разрастаться. Апогей развития троллейбусного движения был достигнут в 1991 году. После этого, несмотря на то что развитие троллейбусной системы продолжалось, численность маршрутов и подвижного состава начала сокращаться. Причины — изношенность парка, нехватка рабочих кадров и конкуренция со стороны маршрутных такси. Горожане помнят, что закрыли некоторые маршруты — 1, 2, 3, 5, 6, 7, 12, 13, 15, 16, 18. Несколько из них все же вернули, но остальные так и остались забыты из-за неукомплектованности троллейбусного парка.

    Берегись автомобиля

    Многие горожане наверняка замечали странную закономерность: среди водителей троллейбусов много женщин, а среди водителей автобусов их нет.

    Такая традиция сложилась ещё с советских времён. Дело в том, что техническое обслуживание автобусов раньше осуществлялось с участием водителей, а подобная работа зачастую требует серьёзных физических усилий, поэтому для работы на автобусах раньше приглашали мужчин. При этом техобслуживанием троллейбусов с самого начала занимались специальные технические бригады, водители к этой работе не привлекались, поэтому водить троллейбус могли и женщины.

    Замечательная актриса Ольга Аросева особенно запомнилась в фильме Рязанова “Берегись автомобиля”. Для роли Любы, подруги Деточкина, она овладела профессией водителя троллейбуса, окончив специальные курсы, и во время съемок сама водила троллейбус по Садовому кольцу.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья КРАЙНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/43739/


Распечатать: Троллейбусная линия жизни РаспечататьОставить комментарий: Троллейбусная линия жизни Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Троллейбусная линия жизни Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.0754

EUR 81.2361

RUB   1.0494

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007