Распечатать: Мультфильм: друг или враг РаспечататьОставить комментарий: Мультфильм: друг или враг Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мультфильм: друг или враг Посмотреть комментарии

11 декабря 2014

ДЕТСКАЯ КОМНАТА

Мультфильм: друг или враг

    Купить или нет малышу диск с мультфильмами, освободив себе часок на отдых, каждый из родителей решает сам. Между тем это только на первый взгляд кажется, что нет никакой разницы, какие мультики смотрит ребёнок. Детские психологи утверждают: весёлые и забавные западные мультики представляют серьёзную угрозу детской психике. Есть ли основания ограничить просмотр таких мультфильмов?

    Опасные картинки

    Многие из детей перед экраном телевизора или монитором компьютера проводят больше времени, чем в общении с родителями. Занятые мамы и папы с удовольствием включают своему ребёнку анимационные фильмы по первой его просьбе. Ведь это так удобно: ребёнок спокойно смотрит телевизор, не шалит, не разбрасывает игрушки, не пристаёт к маме с вопросами.

    Педагоги, воспитатели и родители много лет уже пытаются определить, как отражается на детской психике просмотр современных мультиков? Показывать чаду советские, российские, отечественные или западные мультфильмы? Способны ли они воспитывать подрастающее поколение? Не зомбируют ли мультипликационные герои, не вдалбливают ли они в юные головы искаженные идеалы?

    В старые, добрые советские времена выпускали много мультфильмов. Все они рассказывали о дружбе, взаимовыручке, доброте, детям прививали навыки гигиены, хорошего тона и правила дорожного движения. Времена меняются, но бывшие советские мальчишки и девчонки интуитивно жаждут, теперь для своих детей, похожих лент.

    — Маленькие дети воспринимают всё, что видят на экране телевизора, как жизненную правду. Они ещё не умеют анализировать, разделять поступки героев на хорошие и плохие, — говорит детский психолог Мария НЕСТЕРОВА. — Зато они быстро впитывают всю поступающую им информацию, перенимают и копируют модель поведения, предложенную создателями анимационных фильмов. А герои многих современных мультфильмов, особенно западных, ведут себя далеко не образцово.

    Вспомним хотя бы мультфильм о Шреке. Его мораль какова? Положительный герой Шрек зол на весь мир, воняет, живет в грязи… А принцесса Феона, вместо того, чтобы пожалеть птичку, убивает ее и жарит яйца.

    Маленьких детей привлекают яркие, живые картинки. Поэтому практически любые мультики они смотрят охотно и с удовольствием. Однако психологи также предупреждают о вреде чрезмерно ярких картинок, мелькающих перед глазами ребёнка. Они рекомендуют детям до 3-х лет показывать чёрно-белые варианты мультиков. Детский мозг ещё не готов обрабатывать информацию, которая поступает с экранов телевизоров со слишком большой скоростью.

    — Малыш, смотрящий телевизор, на самом деле не развлекается, а напряжённо работает, — считает детский психолог. — Если просмотр мультфильмов занимает у детей длительное время, то это грозит нарушением внимания, возможны проявления импульсивного поведения, неусидчивости, частые переключения с одного рода занятий на другие, забывчивость, гиперактивность.

    Западный образец

    Детские мультипликационные фильмы производства США пользуются огромной популярностью во всём мире.

    Ежегодно американские анимационные компании создают новые хиты, приносящие огромные доходы их авторам. Российские психологи решили провести эксперимент, чтобы точно определить вред зарубежных мультфильмов. Они пересмотрели все самые популярные американские мультики, которые чаще всего показывают по телевизору: “Шрек”, “Алладин”, “Красавица и Чудовище”, “Гуффи и друзья”, “Дональд Дак”, “Дятел Вуди”, “Золушка” и другие.

    В результате они пришли к выводу: большая часть всех этих анимационных произведений способствует искажённому восприятию материнства. Более того, они направлены на формирование у детей образа жизни, не предполагающего создание семьи и продолжение рода. Западные мульткрасавицы зачастую ведут себя не по-женски: они заправски дерутся, ругаются, легко справляются с мужской работой, демонстрируют свою физическую силу.

    По мнению российских психологов, такие героини способствуют формированию у детей неправильных стереотипов женского и мужского поведения. Им начинает казаться, что женщины должны быть сильными и самодостаточными, а мужчины — грубыми и безалаберными.

    К сожалению, современные российские мультфильмы всё больше напоминают зарубежную мультпродукцию.

    Простые истины

    Конечно, полностью исключить просмотр телевизора практически невозможно. Ведь есть и позитивный развивающий потенциал хороших мультлент. Хорошие мультфильмы — это в меру яркие, зрелищные, образные, с простым и добрым сюжетом, доступные детскому восприятию фильмы.

    — Хорошие ленты формируют у ребёнка первичные представления о добре и зле в контексте общечеловеческих ценностей, лучших образцов культурного наследия, — говорит Нестерова. — Через сравнение себя с положительными героями растущий человек должен иметь возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим.

    Любой родитель вполне может защитить своего малыша от негатива телевидения. Для этого нужно не так много.

    — Даже самый вредный мультфильм не отразится на психике ребёнка, если он будет смотреть его вместе с родителями, комментирующими происходящее на экране, — советует психолог. — Взрослые проговаривают непонятные места и отвечают на вопросы, которые, несомненно, появятся у маленького зрителя. К тому же родительская оценка поможет дошкольнику лучше понять, где в сказке выдумка, а где — отражение жизни.

    Совсем маленькому ребёнку, например, будет интересно и полезно посмотреть такие шедевры советской мультипликации, как “Трое из Простоквашино”, “Ну, погоди!”, “38 попугаев”, “Поросёнок Фунтик”, “Мама для мамонтёнка”, “Чебурашка”. Есть хорошие, поучительные мультфильмы и среди современных: “Лунтик”, “Уроки тётушки Совы”, “Фиксики”, “Барбоскины” и другие.

    Иллюзия развития

    Cпециалисты предупреждают, что нельзя допускать, чтобы телевизор полностью заменил ребёнку общение с родителями. Даже развивающие программы не принесут пользы, если нет практического воплощения.

    — Заняв чадо просмотром образовательного мультфильма, родителям не стоит тешить себя иллюзиями, что так ребенок научится считать, различать предметы и прочее. Телевизор — пассивный вид деятельности. Время, проведенное перед ним, никак не влияет на развитие, — подчеркивает психолог. — Механически полученная информация не учит ребенка мыслить. Не учит находить общие и различные признаки, обобщать и находить применение знаниям в своей жизни. Развить мышление можно только при общении со взрослыми. Кроме того, малышу нужно самостоятельно играть, конструировать, лепить и проводить различные эксперименты с предметами, то есть получать сенсорный опыт, без которого развитие невозможно.

    Некоторые родители мечтают вырастить “гения с пеленок”. В аннотациях к развивающим мультфильмам сказано, что их можно начинать смотреть с трех месяцев. Медики же в этом вопросе единодушны и категоричны: до трехлетнего возраста детям нельзя смотреть телевизор. ВОЗ призывает не покупать видеопродукцию для малышей до трех лет, несмотря на настойчивую рекламу производителей. Это убережет как физическое, так и психическое здоровье детей.

    Детям с трех до семи лет, по словам окулистов, безопасно смотреть телевизор 40—50 минут с перерывом. И это, по мнению специалистов, максимально допустимая норма, а не обычный режим просмотра.

    — Если ребенок выглядит вялым, заторможенным, рассеянным или, наоборот, перевозбужденным, агрессивным и капризным, просмотр видео следует немедленно прекратить, — советует специалист.

    Психологи рекомендуют вместо развивающих мультфильмов поиграть в развивающую игру. Например, мама “находит” красный кубик, красный мяч и красную шапку, и просит ребенка найти еще что-нибудь красное. Или мама “находит” красный деревянный кубик и серую шершавую коробку, и просит малыша отыскать что-нибудь, похожее на кубик. И только в качестве дополнения после игры можно просмотреть развивающее видео. Только тогда вероятность того, что ребенок запомнит информацию и научится применять ее, возрастет.

    Мнение психолога

    Невоспитанная Маша

    Вот уже пятый год популярный российский мультипликационный сериал “Маша и Медведь” не устает радовать своих поклонников новыми сериями. Трудно найти зрителя, не восхищающегося проделками непоседы Маши и терпению Медведя. Современный российский шедевр мультипликации, помимо трансляций в странах СНГ, может похвастать показами в Швейцарии, Канаде, Франции и Нидерландах. Многие родители взяли на вооружение надежное средство для мгновенного усмирения своих детей — включать именно этот мультик.

    Мультфильм сделан по законам детского восприятия и поэтому нравится детям. Однако далеко не всё, что нравится ребенку, ему полезно. Попробуем с психологом Марией Нестеровой разобраться, в чем заключается вред этого сериала.

    — Мы видим, что героине очень сложно определить границы своего поведения. Мы можем вспомнить старинную русскую сказку о Маше и медведе: придя в дом к медведям, героиня этой сказки не садится за стол на место папы-медведя, а выбирает адекватное своему возрасту место медвежонка, то есть — место младшего. К сожалению, героиня мультфильма ведет себя иначе, проявляя непочтительность по отношению к Медведю и постоянно безнаказанно нарушает социальные нормы. То есть, отец не является авторитетом, — говорит психолог.

    Спектр эмоций, которые демонстрирует Маша, очень ограничен — даже не самый развитый ребенок испытывает намного больше эмоций, чем героиня. Фактически, все её эмоции проявляются только в области когнитивных переживаний — ей что-то интересно, ее что-то удивляет, забавляет и она хочет что-то узнать. Это всё. Она не сочувствует никому и даже свою собственную боль, например, когда падает, она не переживает. Как биоробот, она не воспринимает критику, к состоянию окружающих относится равнодушно.

    — Показано типичное поведение избалованного ребенка-эгоиста “без ограничений и рамок”, где его родители являются только инструментом для добычи игрушек и развлечений, — считает Мария Нестерова. — Что видят дети, смотря его: что можно бесконтрольно вести себя и тебе за это ничего не будет. Наоборот, получишь сладости, подарки, исполнение желаний.

    Астра МОРОЗОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/43287/


Распечатать: Мультфильм: друг или враг РаспечататьОставить комментарий: Мультфильм: друг или враг Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Мультфильм: друг или враг Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007