Распечатать: Обмен в розницу и оптом РаспечататьОставить комментарий: Обмен в розницу и оптом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Обмен в розницу и оптом Посмотреть комментарии

31 октября 2013

ПОТРЕБСОВЕТ

Обмен в розницу и оптом

    Обвес и обман на уличных рынках — дело обычное и давно никого не удивляет. И даже с приходом в нашу жизнь супермаркетов и гипермаркетов ничего не изменилось В отдел по защите прав потребителей и развитию потребительского рынка мэрии Бишкека поступают жалобы на сетевые супермаркеты, где можно нарваться не только на некачественный товар, но и обсчет и обвес. Разберемся, как можно обезопасить себя от уловок торговцев.

    Базар без прикрас

    Долгие годы визитной карточкой Бишкека был восточный базар — действительно, яркое, шумное торжище. Сегодня на наших рынках нарушаются не только нормы безопасности, но и градостроительное и земельное законодательство. Взятая в аренду земля зачастую используется не по назначению, а стихийная торговля процветает даже на подъездных путях и тротуарах. Кроме того, идут самовольные реконструкция или строительство торговых объектов, на которых не соблюдаются строительные нормы.

    Большинство жителей Кыргызстана все еще предпочитают покупать продукты на базаре, а не в супермаркете. Дело в том, что многие по-прежнему пребывают в уверенности, что на рынке продукты не только свежее, но и дешевле. К сожалению, на практике оказывается по-другому: здесь многое зависит от порядочности продавца и внимательности покупателя.

    Мы поговорили с несколькими работниками торговли, только двое из них на правах анонимности согласились поделиться своим опытом.

    — Если бы мы выкидывали все испортившиеся продукты, просто бы разорились, — говорит реализатор продуктовой палатки. — Тут немаловажно, как выстроен свет на витринах, чтобы продукты казались привлекательными. На обозрение покупателей выкладывают красивые, свежие фрукты и овощи, а клиенту из ящиков набирают товар, какой попадется: и мятый, и лежалый, и с гнильцой. Поэтому опытные покупатели не стесняются требовать самим выбирать для себя овощи и фрукты. В кондитерских палатках перемешивают свежие печенье и конфеты с такими же, но просроченными. Тут важно соблюдать меру — если покупателю попадется много старых экземпляров, он может и скандал устроить. Если же ему попались пара-тройка несвежих конфет, он, скорее всего, спишет это на случайность.

    На днях Государственная инспекция по ветеринарной и фитосанитарной безопасности проверила пять рынков Бишкека, в том числе Аламединский и Орто-Сайский. В итоге больше всего нарушений выявлено в отделах, где торгуют мясом и молочной продукцией. В рыночных павильонах царит антисанитария. Торговцев мало заботят условия, в которых хранится и реализуется товар. В частности, не хватает холодильников. Специалисты ветеринарной службы обеспокоены отсутствием условий для лабораторных исследований мясных туш. Проще говоря, о качестве мяса судят по результатам визуального осмотра.

    Метрологи, участвующие в рейде, установили, что у большинства предпринимателей еще и весы оказались непроверенными. Всего по итогам проведенных мероприятий выписано 27 предписаний об устранении нарушений ветеринарно-санитарных правил и наложено штрафов на сумму 4000 сомов.

    Цивилизованный дурман

    В  отличие от рынков и ларьков супермаркеты кажутся островками цивилизованной торговли, однако и здесь могут обмануть с не меньшим размахом, чем на базаре. Новые технологии хитростей ежедневно изобретаются кассирами, охранниками, а также самой администрацией супермаркетов.

    Согласно соцопросам, 51 процент покупателей хоть раз да обнаруживали среди покупок покрывшуюся плесенью сметану, уже запахшую дурно колбасу или творог не первой свежести. В таких случаях администрация магазинов уверяет, что это происходит из-за сильной загруженности сотрудников, которые просто не успевают постоянно прочесывать все полки с товарами, убирая “просрочку”. Но на самом деле с полок просроченная еда не исчезает совсем по другой причине. Убирать ее экономически невыгодно. Да и не факт, что “засекут”. По статистике, около 70 процентов покупателей не возвращают просроченную еду (лень обратно идти в магазин, неохота скандалить), то есть продавец получает выручку за нее как за свежую.

    При посещении супермаркета и выборе товара следует также учитывать раскладку продуктов. Сегодня уже каждый бывалый покупатель знает, что самые свежие продукты обычно выкладываются на полках сзади. Еще один нюанс: почти никогда не найдете просроченного или некондиционного товара на полках, расположенных на уровне глаз и рук по периметру зала, — эти места, как правило, оплачены конкретным производителем, и представители компании жестко следят за своей продукцией.

    Остальные методы обмана, увы, вполне в рамках закона — они основаны на невнимательности клиента. Например, пробивание в чеке “незаметных” товаров. Чем длиннее чек, тем бдительнее надо быть покупателю. Традиционны случаи, когда вместо двух баночек пива пробивают три или приплюсовывают уже оплаченную покупку предыдущего покупателя вам. Последнее нарушение, чаще всего, происходит, когда предыдущий покупатель не берет чек, а кассир случайно или намеренно не сбрасывает информацию с компьютера. Таким образом, покупатель берет одну пачку чая, а человек, стоящий за ним с полной тележкой, также вынужден оплачивать “случайно пробитую” эту же пачку чая из своего кошелька.

    Еще один популярный метод развода покупателей — путаница с ценниками. Делается это так: на полку ставят 10 наименований йогуртов, но ценники под ними расположены вразнобой. Вы выбираете самый дешевый, но только из чека узнаете, что он-то и был самым дорогим!

    Или трюк с разницей на ценниках и в кассе. К примеру, на прилавке написано, что килограмм сахара стоит 56 сомов, а на кассе он уже дорожает на 1—2 сома. Пусть для вас лишние 2 сома к чеку погоды и не делают, но в рамках дневной выручки магазина это большие деньги, полученные обманом.

    Заходя в супермаркет, вы оказываетесь во власти (извините за невольный каламбур) маркетинга, мерчендайзинга и других передовых психологических приемов продвижения товара на рынке. Музыка, звучащая в зале — это метод психологического воздействия на покупателей. Товары повседневного спроса, такие как хлеб, молоко, расположены в самой глубине торговой площади. То есть добраться до буханки хлеба, а затем подойти к кассе можно, только обойдя по кругу вдоль стеллажей, витрин, прилавков и холодильников весь зал.

    Чек — гарантия

     Проверьте чек, не выходя из магазина. Если вы обнаружили лишние позиции, за которые уже заплатили, обращайтесь к администратору. Ему нужно продемонстрировать чек и купленные товары. После чего разница в цене должна быть возвращена. Увы, если вы уже вышли из магазина с покупками или наткнулись на сюрприз в чеке только дома, рассчитывать на возврат денег нельзя. Всегда берите чек, он обеспечивает реализацию вашего права на возврат (или замену) товара. К тому же привычка сохранять чеки упрощает подсчет расходов.

     Не стесняйтесь идти в магазин со списком того, что действительно необходимо.

     Даже в дорогом супермаркете всегда найдутся аналогичные товары по меньшей цене — они лежат на полках ниже уровня глаз.

     Не забывайте внимательно смотреть на монитор кассы (если нет монитора покупателя, то и монитор продавца обычно прекрасно виден покупателю).

     Старайтесь избегать покупок в кулинарии. Для приготовления блюд там нередко используют муку из порванных пакетов, битые яйца, подгнившие овощи, заплесневелый сыр и т. д.

     Активное “продвижение” просроченного товара начинается перед праздниками. По этой причине знающие люди советуют избегать новогодних конфетных подарков: свежие конфеты в них перемешаны со старыми.

    Нагрянула проверка

    При Советском Союзе санэпидслужба могла осуществлять проверки учреждений торговли и общепита в любое время, а по итогам — закрывать или штрафовать их. Сегодня по закону сотрудники Центра госсанэпиднадзора имеют право раз в год проверить кафе, ресторан, столовую, магазин, предварительно уведомив их владельцев о своем приходе за 10 дней.

    — За это время там успевают подготовиться, и проверки теряют свой смысл. Первое время такая норма себя оправдывала как поддержка среднего и малого бизнеса, однако сейчас это фарс. Давно назрела необходимость пересмотреть систему проверок, — считает главный врач Республиканской инфекционной больницы Гульжигит Аалиев.

    И только после того как в нескольких кафе Бишкека произошли массовые отравления, премьер-министр распорядился организовать, что называется, крупномасштабную внеплановую “зачистку”. Эта инициатива стала полным сюрпризом для владельцев большинства заведений, которые не успели спрятать свои огрехи. В итоге проверяющие выявили массовые нарушения. Вообще по стране было проверено почти 5 тысяч точек общественного питания, в столице — более 700. Сотрудники Бишкекского центра госсанэпидназора вынесли 516 постановлений на закрытие в столице кафе и столовых. 65 из них были закрыты совсем, остальные — временно до устранения выявленных нарушений.

    — Более 500 владельцев пунктов общественного питания оштрафованы за вопиющие нарушения санитарных норм и требований почти на миллион сомов, — сказал заведующий отделом гигиены питания Бишкекского центра госсанэпиднадзора Махаммадхалил Мурзашев. — Когда же мы проводим плановые проверки, то такую сумму штрафов собираем месяцев за семь. А в данном случае — всего за три недели внеплановых рейдов.

    Специалисты отмечают, что все заведения грешат одними и теми же нарушениями. Например, владельцы кафе, принимают на работу людей без медосмотров и наличия санкнижек. Разделочный инвентарь не промаркирован, используется не по назначению, не соблюдаются правила мытья посуды, товарное соседство при хранении продуктов не соблюдается, нарушаются требования технологии приготовления пищи. Спецодеждой работники не обеспечены, отсутствуют подтоварники для хранения продуктов. Своевременно не вывозятся пищевые и бытовые отходы.

    В магазинах и продуктовых павильонах не соблюдаются правила хранения скоропортящихся продуктов и товарное соседство. Рядом разложены пищевые продукты и средства бытовой химии. А некоторые бизнесмены ухитряются в объектах облегченного типа ставить столы и продавать фастфуд, не имея водоснабжения и канализации.

    Результаты проверки рассмотрят на заседании правительства. Однако, скорее всего, большинство горе-бизнесменов предпочтут заплатить штраф, который по закону составляет максимум 2 тысячи сомов, а после этого вернутся к работе по старым схемам. Пока что законодательная база больше защищает интересы предпринимателей, чем потребителей, что и приводит к массовым отравлениям.

    В торговлю с головой

     Нечистоплотные продавцы издалека чувствуют простофиль, поэтому будьте в себе уверены и внимательны. Разговор с продавцом на рынке лучше начинать с цены. Покажите, что вас интересует не товар, а цена. В этом случае вам, скорее всего, сделают скидку.

     Продавцы чаще всего обсчитывают покупателей в праздничные дни. На многолюдных рынках надо быть особенно бдительными.

     Если не хотите, чтобы вас обманули, внимательно следите за действиями продавца. Причем зачастую уже достаточно самой демонстрации внимания, ведь торговец наблюдает за вами и чутко реагирует на ваше поведение. Если при покупке вы оглядываетесь по сторонам, разговариваете по сотовому телефону, роетесь в сумке, то есть мысли заняты совсем не показаниями весов и манипуляциями торговца, вас наверняка обманут.

     Не покупайте сразу все продукты в одной палатке. Лучше купить огурцы в одном месте, помидоры в другом, а яблоки в третьем. Так продавцам будет сложнее вас обсчитать. Вы потеряете лишних 10 минут, но, как говорится, время — деньги.

     В случае обмана нужно обращаться к администрации базара (хотя найти ее будет трудновато). С жалобой можно зайти и в местный милицейский опорный пункт.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/40728/


Распечатать: Обмен в розницу и оптом РаспечататьОставить комментарий: Обмен в розницу и оптом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Обмен в розницу и оптом Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007