Распечатать: Поэт — явление неслучайное РаспечататьОставить комментарий: Поэт — явление неслучайное Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поэт — явление неслучайное Посмотреть комментарии

17 января 2013

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Поэт — явление неслучайное

    На днях с некоторым удивлением обнаружил, что с марта 2005 года по декабрь 2011-го я написал 11 рецензий на сборники стихотворений, поэм, переводов и палиндромонов известного бишкекского поэта Александра Никитенко. Обнаружилось же это благодаря его новой книге “Мостовая времен”, увидевшей свет в самые первые дни 2013 года. В ней автор обнародовал скрупулезно составленную личную библиографию за последние 40 лет. В солидном перечне — наименования 16 изданных ранее поэтических книг и 51 газетной или журнальной рецензии, статьи, заметки о его творчестве.

    Казалось бы, 11 статей, посвященных творениям моего собрата по газетному цеху и просто доброго и верного приятеля, достаточно весомый фактор, чтобы сказать все, ну или почти все о его творчестве и о том, что хотел выразить по этому поводу. И все же всякий раз, знакомясь с новой книгой Никитенко, не перестаю поражаться и восхищаться его поэтическим даром.

    Убежден: научиться писать стихи — дело, в общем-то, нехитрое. Можно сочинять гладкие рифмованные строки, усвоив ряд стихотворных приемов и научившись укладывать слова в заданный стихотворный размер. Ведь даже Владимир Маяковский в полемическом задоре призывал “делать стихи”, не дожидаясь, пока вдохновение “сойдет на голову поэта в виде гуся или страуса”. Однако уметь писать стихи, соблюдая размер и рифму (для этого существуют даже специальные словари), вовсе не означает быть поэтом. Чтобы быть поэтом, необходим особый дар, нужен талант. Здесь уместно вспомнить утверждение Александра Блока: “Кто такой поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно, он пишет стихами, потому что он поэт, потому что он приводит в гармонию слова и звуки…”. Стать поэтом случайно нельзя. Поэтом нужно родиться.

    Название нового сборника А. Никитенко очень точно отражает его суть и содержание. Под одной обложкой собраны стихотворения, написанные не просто в разные годы, но в периоды, которые характеризуют перемены как в становлении самого автора, так и в непредсказуемом течении времени. Новая книга служит своеобразной связующей нитью времен. Но есть у этого названия и иной смысл: к сожалению, бывает и так, что мостовая времен превращается в реку забвения, погребая под собой травы нашего детства, впрочем, как и нас самих.

    Открывает книгу стихотворение Viva voce (“Живым голосом” — лат.), написанное в июне прошлого года. Стихотворение в какой-то мере исповедальное, как бы подводящее пусть предварительные, но очень важные итоги. Похоже, многим настоящим поэтам свойственно с достижением определенного возрастного рубежа обращать свои потайные, гнездящиеся глубоко внутри мысли и чаяния к Творцу.

    Принял много меда я и яда.

    Боль свою и соль дала мне явь.

    Господи, мне ничего не надо,

    только не покинь и не оставь.

    Примерно в тех же летах, что сегодня Александр Никитенко, Давид Самойлов взывал:

    Когда уже надежды нет,

    И опостылел белый свет,

    И невозможно жить с людьми,

    О, Господи, подай любви.

    Будучи всего лишь на год с небольшим младше этих лет, Евгений Евтушенко написал “Молитву”:

    Помоги, Господь,

    все перебороть,

    звезд не прячь в окошке,

    подари, Господь,

    хлебушка ломоть —

    голубям на крошки.

    Много раньше свою “Молитву” высказал Булат Окуджава. Заканчивалась она словами: “Господи мой, Боже, зеленоглазый мой!”

    Пока Земля еще вертится,

    и это ей странно самой,

    пока ей еще хватает времени и огня,

    дай же ты всем понемногу…

    И не забудь про меня.

    Но вот ведь какая в нашем случае закавыка. Точно предвосхищая и предупреждая подобные сравнения, обладая даром провидца, наш поэт, полвека “отмудривший на лире”, высказал еще одно свое сокровенное:

    Но как сравненьями ни тенькай

    С фигурой славною любой,

    дай Бог остаться Никитенкой

    и пребывать самим собой.

    Думается, прошение, хотя и искреннее, выстраданное, все же излишнее. Оставаться и пребывать самим собой ему удается вполне. Во всяком случае все те немалые годы, что мы идем с ним рядом по жизни.

    Не открою секрета, если скажу что наступивший год — юбилейный для Александра. В апреле ему исполняется 65. Видимо, ностальгией по босоногому лебединовскому детству, бесшабашной молодости во многом объясняется то, что в сборник включены многие ранее написанные стихи, посвященные той поре.

    Я жил в бараках.

    Жили вы в бараках?

    Я — жил. Я вам свидетельствую:

    жил.

    И славу несдающегося в драках

    я в драках кулаками заслужил.

    О времени после распада Союза, последовавшим за этим суверенитетом Кыргызстана и периодом небывалой творческой активности и издания книг героя этих заметок сказано достаточно много различными рецензентами и исследователями творчества поэта. Именно эти соображения удерживают меня от более подробного анализа сборника “Мостовая времен”. Закончить же эти заметки считаю необходимым и важным признанием самого Александра, которое он обозначил как “Самоотзыв”:

    Высоким светом бытия

    я полню солнечную лиру,

    и вся поэзия моя

    жива доверчивостью к миру.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/38947/


Распечатать: Поэт — явление неслучайное РаспечататьОставить комментарий: Поэт — явление неслучайное Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Поэт — явление неслучайное Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007