Распечатать: Джазовый апрель РаспечататьОставить комментарий: Джазовый апрель Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Джазовый апрель Посмотреть комментарии

19 апреля 2012

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Джазовый апрель

    Элла Фицджеральд, Дюк Эллингтон, Билли Холидэй, Гэрри Маллиган, Тито Пуэнте. Эти мировые звезды джаза родились в апреле. Поэтому с 2002 года этот месяц провозглашен джазовым.

    В нашей республике тоже немало поклонников данного музыкального направления, по крайней мере это показал успех прошедшего в минувшие выходные ежегодного Бишкекского международного джаз-фестиваля. В Бишкек приехали музыканты из Узбекистана, Таджикистана, США, Германии, Австрии, Швейцарии, Норвегии и Турции.

    Большие концерты проходили в столичной филармонии, которая, кстати, выделила в честь события лучшие музыкальные инструменты, в том числе новый рояль фирмы “Ямаха”. В рамках фестиваля прошли мастер-классы в музыкальном училище имени Куренкеева и в консерватории, где мастера жанра поделились опытом с молодыми музыкантами. После основных концертов более узкий круг ценителей джаза смог принять участие в уютных джем-сессиях в одном из ночных клубов Бишкека, где все участники фестиваля в неформальной атмосфере создавали импровизации.

    В качестве специальных гостей к нам приехало трио из США вместе с чернокожей вокалисткой-дивой из Нью-Йорка Ив Корнелиус, и всего на сутки прилетел пианист Янн Гунер Хоф из Норвегии.

    В этом году участники не изменили отличительной особенности Бишкекского фестиваля — синтезу джаза и традиционной музыки. Конкурсанты должны исполнить свою аранжировку к знаменитому джазовому стандарту “Караван” Дюка Эллингтона. В этом конкурсе блеснули группы азиатского региона, которые к принятым саксофону, фортепиано, контрабасу и ударным добавили национальные — кыргызский комуз, узбекскую дойру и ритмичные ударные инструменты. От нашей республики выступили “Аура”, “Соленые орешки”, “Джаз-оркестр Викрама Рузахунова”, также к нам приехала группа “Курултай” из Узбекистана, Парвин Юсуфи и джаз-бэнд из Таджикистана.

    Мы искали не шмотки или колбасу, а джаз

    Ведущим вечеров по традиции стал один из самых авторитетных в СНГ знатоков и историков джаза, автор множества книг и статей, конферансье из Санкт-Петербурга Владимир Фейертаг. Корреспонденту “МСН” удалось побеседовать с этим необычным человеком.

    — Владимир Борисович, как вы относитесь к тому, что в Азии стремятся добавлять в джаз свои музыкальные традиции?

    — Это замечательно, я не знаю города в Росси, где занимались бы этно-джазом. Российские музыканты придерживаются американских традиционных стандартов. Здесь же, в Азии, чувствуются свои тенденции. Меня радует, что ваш фестиваль подстегивает музыкантов заранее продумывать драматургию своих выступлений и готовить интересные произведения.

    — Звучат ли национальные инструменты в джазе?

    — Джаз принимает любой инструмент. Например, я могу вот этим стулом играть, ритмично стучать. Я бывал в вашей республике в советские времена, на первых джазовых фестивалях, тогда здесь существовал свой клуб. Музыкальные традиции здесь всегда были благодаря культуре, которая была создана в XX веке. Думаю, Кыргызстан внес свой вклад в среднеазиатскую культуру.

    — Становление джаза в СССР было нелегким. Как вы пришли в это направление?

    — Трудно было всем, вы думаете, Шостаковичу жилось легко? Человеческие трагедии были связаны не с музыкой, это были трагедии всей страны. Специальных постановлений ЦК партии по поводу джаза не существовало. Но музыкальное направление попало под критический огонь, когда боролись с буржуазной культурой, с 1946-го по 1953-й. Считалось, если слушаешь эту музыку, то у тебя западный образ мысли. Моя школьная юность как раз попала на запретные годы. Я вырос в интеллигентной питерской семье, учился музыке, как обычный пай-мальчик. Мое поколение выросло на фильме “Серенада Солнечной долины”. Тогда я понял, что можно играть на слух, без нот. Танцевать подо что-то надо и поэтому пластинки оркестра Цфасмана или Скоморовского были в каждом доме. У нас были закрытые школьные вечера, когда мы пытались танцевать запретные фокстрот и танго. Повзрослев, мы искали не колбасу или шмотки, мы искали пластинки, ловили на приемниках западные станции.

    — Когда джаз был одобрен властью?

    — В самые застойные годы он получил государственное признание. В музыкальных училищах ввели даже эстрадно-джазовое образование. Это было время, когда поэты читали стихи на площади Маяковского, открылся Театр на Таганке. Предприятие “Мелодия” записывало пластинки миллионными тиражами. Однако успех джаза был неровный, власть то обращалась к нему, то шарахалась. В 70-е годы наверху поняли, что главная опасность исходит не от джаза, а от рока и бардов. И снова началась пропаганда джаза.

    — Как сейчас складывается судьба этого направления?

    — Нормально, но публики, готовой слушать джаз, в мире немного. Да, американцы законодатели моды, но там джаз прекращается, если отъедешь чуть дальше Нью-Йорка, зато в Европе очень много ценителей этой музыки. У европейцев вкус более развит, сказывается детское гуманитарное образование.

    — Всем понятен джаз?

    — Нет, слушатели делятся по психотипам. Не всем нравится, и это нормально — интересующийся этим направлением человек должен быть широких взглядов, свободолюбивым, терпеливым и терпимым. Невозможно насильно заставить любить музыку. В советское время были перегибы, когда симфонический оркестр, например, выступал в обеденный перерыв на сталелитейном заводе. Нужна ли была проголодавшимся рабочим симфония Шостаковича? Навряд ли. Другое дело, если человек придет на концерт специально, это уже другой уровень.

    — Возможен ли коммерческий успех джаза?

    — Конечно, но для этого должно быть чутье и дарование. Не у всех есть организационный талант, как у Бутмана, который раскрутил себя сам. Не все наделены такими способностями, но все желают сиюминутного успеха. Джазом занимаются мужчины, ведь это духовые и ударные. Сильному полу свойственно быть амбициозным. Это нормальный эгоизм, без которого невозможно развитие.

    — Что вы предпочитаете слушать на досуге?

    — Больше всего нравится старая музыка, на которой был воспитан. Я всеяден по долгу службы. А вообще за эти годы я устал от музыки, поэтому отдыхаю, когда читаю книги или смотрю фильмы.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/37446/


Распечатать: Джазовый апрель РаспечататьОставить комментарий: Джазовый апрель Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Джазовый апрель Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8473

EUR 78.4769

RUB   1.0320

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007