Распечатать: Легко брать, а как отдавать не хочется РаспечататьОставить комментарий: Легко брать, а как отдавать не хочется Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Легко брать, а как отдавать не хочется Посмотреть комментарии

27 января 2012

ЭКОНОМИКА

Легко брать, а как отдавать не хочется

    На протяжении всей новейшей истории независимого Кыргызстана финансовый вопрос был главным. Каждое новое правительство начинало свою деятельность с того, что задавалось вопросом: где взять деньги? Вот и нынешнее во главе с премьер–министром Омурбеком Бабановым считает сейчас, сколько может страна сама заработать, сколько нужно просить взаймы.

    Политика обращения за внешней помощью к многосторонним донорам и отдельным странам сохранится. Кабмину некуда деваться, даже его амбициозные планы вдвое по сравнению с прошлым годом увеличить доходную часть бюджета вряд ли существенно повлияют на состояние внешнего долга. Мы-то знаем: чем больше в казне денег, тем сильнее аппетиты власть имущих их потратить. Как правило, расходы растут более высокими темпами, чем доходы. Да и потом, сегодня это лишь обещания и призывы к бизнесу выйти из тени, поработать ударно на благо родины.

    А посему новый год новое правительство начало со старой песни — необходимости прямых иностранных инвестиций и получения льготных кредитов и грантов. Оно приступило к переговорам о новых кредитах со Всемирным банком, продолжает работать с Евразийским банком развития.

    Что интересно, депутатский корпус тоже решил внести свою лепту в этот процесс. Уже даже сформирована группа парламентариев, которая будет следить, как правительство намерено просить деньги и на каких условиях.

    В Жогорку Кенеше давно идут толки, что переговорщики не отстаивают должным образом национальные интересы, когда подписывают соглашения с донорами. Видимо, в целях прозрачности  депутаты решили сами отследить весь переговорный процесс.

    Вот только бы дров не наломали своим вмешательством в тонкую дипломатическую сферу. Чтобы на равных говорить с представителями финансовых институтов, ссужающих деньгами весь  мир, нужно быть не только экономистом, но и дипломатом. Просить тоже нужно умеючи, чтобы и результатов добиться, и лица не потерять.

    Между тем объем внешнего долга продолжает увеличиваться. В Минфине утверждают, что его размер достиг 2,8 миллиарда долларов. Некоторые эксперты говорят о сумме, превышающей 3 миллиарда.

    Детальный разбор состояния государственного долга провел комитет по бюджету и финансам. Благодаря парламентским слушаниям, в которых участвовали бизнесмены, независимые эксперты, члены ОНС (Общественных наблюдательных советов), депутаты, правозащитники и СМИ, картина несколько прояснилась.

    Общественности стало понятно, как управляло заемными средствами правительство, как оно обслуживает внешний долг. В то же время, что отрадно, экспертное сообщество дало свою оценку и рекомендации власти. Тем самым демонстрируя, что не дремлет и само отслеживает ситуацию.

    Другое дело, что пока не может повлиять на решение, на какие цели нужно брать кредиты и куда их направлять. Но это до поры до времени. Если так пойдет и дальше, активность общественных организаций контролировать и мониторить правительство не спадет, исполнительной власти придется считаться с мнением общественности, которую все больше пугает перспектива стать второй Грецией. При том что на нас нет Евросоюза.

    Итак, на конец декабря прошлого года, по информации заместителя министра финансов Мирлана Байгончокова, государственный долг страны составил свыше 3,020 миллиарда долларов, из них внутренний — около 250 миллионов, внешний — почти 2,8 миллиарда.

    Более 1,5 миллиарда долларов Кыргызстан задолжал многосторонним кредиторам — Всемирному банку (ВБ), Азиатскому банку развития (АБР) и Международному валютному фонду (МВФ). Как показывает история сотрудничества нашей страны, начиная со дня независимости, с этими финансовыми гигантами, только ВБ и АБР одалживали республике свыше миллиарда долларов каждый. На различные цели и по разному поводу — структурные преобразования, реформы в отдельных сферах, развитие инфраструктуры, поддержку бюджета и т. д.

    Двусторонние кредиты тоже по размеру превышают 1,2 миллиарда долларов. На республике висит долговое бремя перед Россией, Германией, Китаем, Японией. Из всего объема двусторонней помощи на РФ приходится около 17,7 процента. Это не считая, что в свое время бакиевское окружение разворовало 150 миллионов долларов грантовых средств, выданных Россией нашей стране в качестве безвозмездной помощи.

    По словам Байгончокова, Минфин предпринимает определенные усилия, чтобы списать или реструктуризировать долги. Так, в минувшем году Турция по доброй воле списала нам 49,2 миллиона долларов. В обмен на реализацию инфраструктурного проекта немецкий банк KFW дал согласие простить Кыргызстану 5 миллионов евро. А если мы выполним их условия, касающиеся экологии, то спишет еще 8 миллионов евро.

    Но стоит заметить, что особого вклада в этих двух достижениях самого Минфина нет. Как известно, турецкие власти пошли нам навстречу, чтобы в первую очередь поддержать только что выигравшего президентскую гонку Алмазбека Атамбаева, к которому давно благоволят. Да и наш глава государства оказался не промах. При первой же удобной возможности попросил о большем одолжении турецкого коллегу.

    Что касается возможности списания долга германскому банку, то здесь заслуга АРИС и лично ее главы Эльмиры Ибраимовой. Насколько известно, она была инициатором и двигателем процесса. Это один из немногих примеров, как отдельные чиновники могут работать на благо своей страны.

    Как правило, меньше внимания уделяется анализу внутреннего долга. Это и понятно, ведь по сравнению с внешними заимствованиями он занимает сравнительно меньший объем в общем долговом пироге. В основном правительство должно ответить по долгосрочным ценным бумагам — казначейским обязательствам, облигациям, векселям и индексации сбережений населения. Всего на сумму около 11,4 миллиарда сомов.

    В целом, как показывает статистика, госдолг к ВВП принимал самые угрожающие размеры в 2005 году — 84,17 процента. После мартовских событий, когда развитие страны откатилось на несколько лет назад. Самым благоприятным был 2008 год — 48,63 процента. Этот показатель сразу подскочил после очередной революции — 62 процента.

    Если бы в то время Кыргызстан получил от доноров хоть треть из 3 миллиардов обещанных на восстановление республики денег, то мы бы с головой оказались в долговой яме. А сегодня, можно считать, увязли только по пояс. В 2011 году соотношение внешнего долга к ВВП составило около 53 процентов.

    В Минфине заверяют, что это не порог, доходы бюджета позволяют обслуживать внешний долг. Дефолт нам пока не грозит. Такие утешительные прогнозы открывают шлюзы правительству Бабанова для новых заимствований.

    И об этом с тревогой говорят другие. А именно — независимые эксперты, отдельные депутаты и правозащитники. Так, о необходимости развития рынка ценных бумаг и поддержки в этом государства говорил президент Кыргызской фондовой биржи (КФБ) Айбек Толубаев.

    Вообще, стоит заметить, участники фондового рынка занимают достаточно активную позицию, чтобы быть заметными. Они уже не один год лоббируют перенос торгов государственных ценных бумаг на площадку биржи. Это откроет доступ к облигациям, долговым ценным бумагам населению, сделает процесс купли-продажи более прозрачным.

    Однако на этот шаг не хотят идти Нацбанк и Минфин. Они ссылаются, что КФБ не готова к проведению подобных операций и аукционов.

    — Уже 20 лет мы ведем диалог на эту тему с госструктурами, однако воз и ныне там, — заявила глава компании “Сенти” Нелли Симонова. — Наше государство не интересуется развитием фондового рынка, хотя его состояние — это показатель всей экономики.

    Лейтмотив выступлений бизнесменов понятен и они его не скрывают. У населения есть свободные деньги, которые оно не знает, во что и куда вложить. Использование этого ресурса при умелом управлении могло бы принести пользу всем: правительство бы получило солидные инвестиции от граждан, те, в свою очередь, участвовали в развитии страны.

    На рынке появились бы реальные деньги, которых так не хватает реальному сектору. Фондовый рынок наконец-то бы сдвинулся и начал играть существенную роль в экономике. Да и сам процесс торгов и аукционов стал понятен и прозрачен.

    Почему в основном коммерческие банки зарабатывают на операциях с ценными бумагами правительства? В минувшем году их доходы составили свыше 800 миллионов сомов. Правозащитница Наталья Аблова убеждена, что необходимо запретить правительству брать деньги взаймы якобы для реформ в госуправлении и под бизнес, а только под инфраструктуру. И ее посыл понятен. Правительство менее всего любит отчитываться именно по таким проектам. Недавние скандалы, связанные с реализацией проектов в Налоговой службе, казначействе — тому доказательство.

    По мнению экс-министра финансов Таалайбека Койчуманова, “многовато кредитов набрало правительство за последний год”. Он считает, что если так и дальше пойдет, не заметим, как увеличим внешний долг еще на миллиард. Эксперт считает, что для нашей экономики достаточно 60—70 миллионов долларов от доноров.

    На обслуживание внешнего долга в нынешнем году необходимо будет заложить в бюджете свыше 106 миллионов долларов, в следующем — уже около 111 и в 2014 году — 123,5 миллиона долларов. Такой большой рост объясняется началом выплат по основной сумме долга.

    Сегодня даже некоторые противники вхождения страны в программу ХИПИК с сожалением говорят об упущенных возможностях. Тогда был реальный шанс для страны списать половину долга. Об этом нет-нет да напомнит нынешний министр финансов Акылбек Жапаров.

    Впрочем, что жалеть о том, чего уже не вернешь. Ситуация с обслуживанием внешнего долга потому еще достаточно тревожна, что у нас нет запасных выходов в виде переговоров в Парижском клубе. Мы этот лимит использовали по полной.

    Будучи депутатом Жапаров призывал Минфин использовать другие варианты и методы для реструктуризации долга. Рекомендовал заемные средства пускать на развитие, а не стабилизацию бюджета. Он предложил правительству брать с разработчика Кумтора плату за ресурсы не деньгами, а золотом, которое нынче в особой цене.

    Как говорят, флаг ему в руки. Став у руля Минфина, он может попытаться реализовать эти рекомендации. Ну а мы будем внимательно следить, чтобы его слова не расходились с делами.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/36872/


Распечатать: Легко брать, а как отдавать не хочется РаспечататьОставить комментарий: Легко брать, а как отдавать не хочется Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Легко брать, а как отдавать не хочется Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8080

EUR 81.1487

RUB   1.0386

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007