Распечатать: Блеск и нищета туристической Мекки РаспечататьОставить комментарий: Блеск и нищета туристической Мекки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Блеск и нищета туристической Мекки Посмотреть комментарии

15 июля 2011

ЭКОНОМИКА

Блеск и нищета туристической Мекки

    Объявив на заре суверенитета республику “второй Швейцарией”, власть сделала ставку на многомиллионные доходы от туризма. Однако очень скоро обнаружилось, что и высокогорная жемчужина Иссык-Куль, и красоты первозданной природы, и великолепные естественные условия для любителей экстремальных путешествий сами по себе мало что значат.

    

    Можно сколько угодно заявлять о стремлении сделать развитие туризма приоритетной государственной задачей, можно объявить Кыргызстан страной туризма или даже туристической Меккой, можно придать туризму статус экспортной и бюджетообразующей отрасли, но если весь запал уйдет в свисток и дальше громких деклараций и щедрых посулов дело не пойдет, туриста сюда не заманишь.

    Пустозвонство с высоких трибун

    22 декабря 2000 г. президент А. Акаев подписал указ об объявлении 2001 г. Годом поддержки и развития туризма. До сих пор теряюсь в сомнениях, чего было от этого указа больше, пользы или вреда. Поясню свою позицию.

    По официальным данным отечественного статкомитета, в 1999 г. Кыргызстан посетили немногим более 48 тысяч туристов. В Год туризма их число приблизилось к ста тысячам. В 2003 г. республика приняла уже 221 тысячу гостей. Но выступая в ноябре 2004 года на заседании координационного совета по туризму, председатель госкомитета КР по туризму, спорту и молодежной политике Окмотбек Алмакучуков объявил, что за 9 месяцев Кыргызстан посетили 1,4 млн туристов.

    Заявление явно пахло “липой”. Цифры были не просто завышены, но вполне осознанно и сильно искажены. Пришлось заглянуть в бюллетень Нацстаткомитета. Выяснилось, что в том 2004 году за 12 месяцев поездами дальнего сообщения были перевезены в обоих направлениях всего 244,5 тысячи человек, авиакомпаниями по международным линиям в Бишкек и из Бишкека — 138,1 тыс. Итого менее 383 тыс. Каким же непостижимым образом главный туроператор республики набрал 1,4 млн за девять месяцев? Понятно, надо было выслужиться перед президентом. И что с того, что, по тем же статданным, от каждого туриста в бюджет области не перепало даже одного доллара.

    Ворошу прошлое только потому, что своим выступлением бывший глава госкомитета установил планку. После этого стало как-то неприлично отчитываться о менее миллиона приезжих, отметившихся на Иссык-Куле за сезон. При этом мало кого смущает, что каждый турист оставляет в области в виде налогов 1—1,5 доллара. Хотя вывод тут напрашивается сам собой. С одной стороны, генералы от туризма сильно приукрашивают туристическую привлекательность Кыргызстана, вуалируют собственную некомпетентность и бездеятельность, а с другой — львиная доля средств, оставляемых иностранными гостями в республике, проходит мимо госказны.

    Появился ли туризм в Кыргызстане?

    Название данной статьи навеяно путевыми заметками 16-летней давности немецкого журналиста Дирка Бессерера, специализировавшегося на вопросах туризма.

    Летом 1995 года Бессерер побывал в Кыргызстане. Вернувшись в Германию, он поделился своими впечатлениями “об островке демократии” в Центральной Азии на страницах ряда ежедневных немецких газет. Одна из статей была переведена на русский язык и опубликована у нас в республике.

    Выражая, мягко говоря, недоумение относительно стоимости туристических услуг в сопоставлении с их набором и качеством, немецкий гость пришел к крайне неутешительному для нас выводу: “Нельзя сказать, что туризм в Кыргызстане влачит жалкое существование. Его там попросту нет”.

    Примерно в то же самое время первый президент страны Аскар Акаев в одном из выступлений заявил о том, что туризм и курортно-рекреационные услуги в ближайшем будущем станут ведущей бюджетообразующей отраслью в республике.

    С той поры немало воды утекло. За истекшие 16 лет о необходимости развивать туризм сказано с различных трибун, в том числе самых высоких, и написано в печатных СМИ сверх меры. Но вот сбылось ли пророчество первого главы суверенного Кыргызстана, появился ли, развился туризм в республике? Положительно на это вряд ли ответят даже самые неисправимые оптимисты.

    К сожалению, наблюдения показывают, что, как и в большинстве других отраслей экономики, в сфере туризма все еще больше говорится, нежели делается. Отечественные туроператоры с горечью констатируют, что государственные органы управления, призванные отвечать за это, по большей части только декларируют, что туризм является приоритетным сектором экономики. Практически же за последние годы в этой сфере кардинальных изменений и существенных подвижек не произошло.

    Самый простой, лежащий, что называется, на поверхности пример. Уже упоминавшийся выше немецкий журналист Бессерер к одному из серьезных сдерживающих развитие туризма факторов отнес то, что стоимость въездной визы в Кыргызстан почему-то в 5—6 раз дороже, чем в европейских странах. Из года в год отечественные туроператоры и зарубежные туристы сетуют на дороговизну и бюрократические сложности с оформлением въездных виз в нашу республику. Можно подумать, что интуристы просто рвутся к нам и их необходимо сдерживать, хотя бы таким вот способом.

    В связи с этим нелишне напомнить, что на экономическом форуме, состоявшемся в первой декаде мая текущего года в столице Казахстана Астане, генеральный директор Всемирной туристической организации ООН (ЮНВТО) Талебу Рифаи в одном из эксклюзивных интервью заметил, что в числе основных стимулов развития туризма в Центральной Азии должно стать снижение визовых формальностей и развитие инфраструктуры, чтобы до места отдыха или знакомства с достопримечательностями страны можно было легко и комфортно добраться.

    Казалось бы, всем понятно и совершенно очевидно, что туризм в состоянии приносить стране доходы, которые способны дать мощный толчок развитию ряда вспомогательных отраслей — гостиниц, кафе и ресторанов, увеселительных заведений, транспортного обслуживания, агропромышленного комплекса, перерабатывающих предприятий. Но для этого важны желание и воля заинтересованных структур. Нужно объединить усилия туристических фирм, парламента, правительства, выработать стратегию развития туризма, сделав его по-настоящему важным государственным делом.

    Природа не поскупилась, одаривая наш край. Люди едут к нам, чтобы полюбоваться красотой гор, окунуться в целебные воды Иссык-Куля и термальных минеральных источников. И при этом привозят свои деньги, создавая тысячи новых рабочих мест. Однако само по себе ничего не происходит. Красотами природы сыт не будешь. Нужно самим проявлять больше инициативы и энергии.

    Чем завлечь туриста?

    Не открою Америки, если скажу, что главной достопримечательностью Кыргызстана, привлекающей туристов из стран ближнего и дальнего зарубежья, является горная жемчужина — озеро Иссык-Куль. Сейчас здесь курортно-туристический сезон, который с огромной надеждой и большим нетерпением ждали жители Прииссыккулья, в самом разгаре.

    К огорчению, пока что он, похоже, приносит больше разочарований, нежели удовлетворения. И хотя нет в этом году перекрытия казахско-кыргызских и узбекско-кыргызских границ, как это происходило в связи с известными прошлогодними весенне-летними событиями в Кыргызстане, однако ожидаемого ажиотажного наплыва отдыхающих на солнечные пляжи Иссык-Куля что-то не наблюдается.

    Наши доморощенные генералы, офицеры и сержанты от туризма, пытаясь завлечь на свою территорию состоятельных зарубежных гостей, неизменно кладут на стол козырного туза: у нас великолепные горы, уникальные еловые и реликтовые орехово-плодовые леса, девственно чистые озера с неповторимым Иссык-Кулем. Но ведь на нашей не очень большой планете красивейших и по-своему неповторимых мест множество. Так что одними лишь горными пейзажами, лесными массивами, сапфирами и бирюзой горных озер заманить к нам избалованных интуристов — дело весьма проблематичное. К тому же следует учитывать, что нет у нас Дрезденской картинной галереи, парижского Лувра, мадридского Прадо, санкт-петербургского Эрмитажа, каналов Венеции, Золотого кольца России, узбекистанских Самарканда, Бухары, Хивы… Так чем же завлечь к нам туристов, что можно сделать, чтобы они хотели побывать у нас? То, что Сулейман-Тоо в Оше вошла в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, кардинально положение не меняет.

    Объективность такова, что пока, по большей части, весь туризм в стране сводится к отдыху приезжающих в пансионатах или в частном секторе на Иссык-Куле или же на турбазах Арслан-Боба, Кара-Алмы, Сары-Челека. Подавляющее большинство отдыхающих — люди не очень большого достатка, не слишком притязательные, с рублями, тенге или сумами в карманах. Более состоятельные туристы предпочитают и более фешенебельные отели, и более высокий уровень сервисных услуг.

    Исходя из собственных наблюдений и опыта могу сказать, что сам по себе Иссык-Куль таких туристов мало привлекает. Разумеется, они понимают, что и венгерский Балатон, и турецкое или болгарское Черноморье, даже Адриатика уступают Иссык-Кулю по чистоте и качеству воды. Но, во-первых, далеко не все гости из стран дальнего зарубежья (особенно женщины) в восторге от температуры иссык-кульской воды, которая даже в августе редко достигает 23 градусов. Тогда как на Адриатике и Черном море она в купальный сезон держится на уровне 25—27 градусов.

    А во-вторых, что, пожалуй, поважнее, в подавляющем большинстве пансионаты, дома отдыха, турбазы на всей территории республики не отвечают требованиям среднего европейца. Они привыкли к совершенно иному уровню и качеству жизни и обслуживания.

    Думаю, интересен и поучителен опыт приятеля, посвятившего два сезона привлечению к нам туристов из Германии и Франции. Вот, к примеру, как был организован отдых немцев. Прежде всего были учтены их интересы и пожелания. По их предложению была составлена следующая программа пребывания в турпоездке. Из аэропорта “Манас” группа сразу же отправилась на Иссык-Куль. После трехдневного отдыха на озере приезд в Бишкек, знакомство со столицей и на следующий день вылет в Джалал-Абад. День отдыха на местном курорте, два дня пребывания в Арслан-Бобе, один день — в Кара-Алме и переезд в Узбекистан, где было совершено 10-дневное путешествие по маршруту: Ташкент — Самарканд — Бухара — Хива — Ташкент.

    К удивлению приятеля, согласовать узбекскую часть вояжа с агентством “Узглавтур” оказалось крайне легко и просто. Сотрудники агентства без хлопот и проволочек оформили все документы с указанием точных дат (разумеется, по желанию гостей) пребывания, переездов, размещения в гостиницах в каждом из названных городов. И хотя путевки были выписаны за несколько месяцев вперед, в указанные дни места в гостиницах были забронированы и гостей везде ждали.

    Еще одна существенная и немаловажная деталь. На всех без исключения постах таможенники, пограничники, милиционеры едва узнавали, что иностранная группа находится в стране по приглашению “Узглавтура”, становились предупредительными, вежливыми, гостеприимными.

    Не знаю, признавался приятель, уж как они там договариваются между собой и перепадает ли что-либо силовикам от турфирмы, но людей, которые везут в Узбекистан конвертируемую валюту и обеспечивают работой местное население, там встречают с открытостью и радушием.

    Разговор этот к тому, что нашим соответствующим службам не грех бы поучиться у своих коллег-соседей, а нашим туроператорам решительнее устанавливать контакты с партнерами в странах Центральной Азии, создавать совместные маршруты. Это многократно повысит туристическую привлекательность Кыргызстана.

    Отвечая на вопрос, вынесенный в качестве подзаголовка, скажу: возможно, у кого-то есть более радикальный взгляд на это, но, мне кажется, необходимо, во-первых, значительно расширить сеть предлагаемых гостям услуг, во-вторых, кардинально повысить их качество, в-третьих, добиться, чтобы цены были сопоставимы с услугами и наоборот, и наконец в-четвертых, освободиться от грубости во всех точках обслуживания.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/35586/


Распечатать: Блеск и нищета туристической Мекки РаспечататьОставить комментарий: Блеск и нищета туристической Мекки Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Блеск и нищета туристической Мекки Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.0754

EUR 81.2361

RUB   1.0494

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007