Распечатать: Примирение во спасение РаспечататьОставить комментарий: Примирение во спасение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Примирение во спасение Посмотреть комментарии

5 мая 2011

ТРАГЕДИЯ

Примирение во спасение

    3 мая глава Международной независимой исследовательской комиссии (IIC) Киммо Кильюнен назвал основные причины июньской трагедии на юге Кыргызстана. По мнению иностранных экспертов, погромы и убийства стали следствием политического фанатизма и этнонационализма, имеющих место в данном регионе. Причем предугадать конфликт можно было уже в апреле, когда в стране образовался политический вакуум, однако члены временного правительства "не до конца оценили масштабы надвигающейся беды".

    - Во время июньских событий 2010 года были совершены сотни, а возможно, и тысячи преступлений, представляющих собой нарушения законов Кыргызстана, - сообщил Киммо Кильюнен. - Если расследование этих преступлений и возбуждение уголовных дел по ним не станут более справедливыми и беспристрастными, правосудие утеряет легитимность. Если сообщения о правонарушениях, совершенных во время нападений на узбекские махалли, с достаточной степенью вероятности подтвердятся в суде, то эти деяния будут приравнены к преступлениям против человечности. Властям следует провести тщательное и беспристрастное расследование независимо от этничности преступников, обеспечив при этом соответствие судебных преследований международным стандартам справедливого суда.

    По данным IIC, жертвами конфликта стали 470 человек, причем 74 процента из них - этнические узбеки. Без крыши над головой также в большинстве остались представители этой национальности. Но утверждать, что это был геноцид узбекского населения, международные эксперты не собираются.

    - С точки зрения международного права некоторые деяния, совершенные во время июньских событий 2010 года, можно квалифицировать как преступления против человечности, - высказал мнение Киммо Кильюнен. - Правительству следует включить в Уголовный кодекс республики это понятие. Сведения о сексуальном насилии и насилии на гендерной почве, происходивших во время этих событий, являются неполными и по большей части отрицаются властями. Руководству Кыргызстана следует признать, что насилие против женщин представляет собой серьезное преступление, а также создать подход, гарантирующий лучший учет гендерного фактора при реакции правоохранительных органов и судебное наказание лиц, совершивших сексуальное насилие в южном регионе. Также стоит обеспечить финансовую и другие формы помощи жертвам насилия на гендерной почве, включая гарантию доступа к адекватной медицинской и психологической помощи. Имели место и многочисленные нарушения прав человека, к сожалению, они продолжались и после июня 2010 года. Расследования и суды носили избирательный характер и фокусировались в основном на гражданах узбекской национальности. Около 80 процентов привлеченных к ответственности - этнические узбеки, несмотря на то, что большинство пострадавших - представители того же этноса.

    По мнению экспертов IIC, Кыргызстан должен занять серьезную позицию в борьбе с проявлениями национализма и этнической исключительности. Специалисты рекомендуют властям признать узбекский язык в той или иной форме речью с локальным использованием в регионе, а мэру Оша и губернатору области - создать должность советника по этническим вопросам. СМИ советуют принять кодекс поведения, который будет способствовать развитию национального многообразия.

    - Мы не говорим, что узбекский язык должен быть официальным, - отметил Кильюнен. - Считаем, что должна быть признана его особая роль в определенных районах юга республики. Это было бы разумно, тем самым правительство признает этническое разнообразие страны. Узбекское сообщество стало более активным в тот период, пыталось участвовать в политической жизни страны. У него было желание улучшить ситуацию, усилить свою роль в жизни Кыргызстана. Ни в одном из выступлений лидера узбекской диаспоры Кадыржана Батырова не было призывов к созданию автономии на юге КР. Батыров - один из ключевых лидеров узбекского сообщества. Мы провели с ним интервью, услышали его точку зрения, исследовали вопрос о его участии. Призывы сепаратистского толка - слухи.

    Также Кильюнен отметил: комиссия не нашла доказательств, что к июньским событиям причастны другие государства или международные террористы, вопрос о третьих силах, дескать, изучался.

    - Очень обширная тема - действия органов безопасности и вооруженных сил страны, которые во время событий не получили инструкций и не были использованы для контроля ситуации. Известно, что на тот момент в южном регионе в распоряжении правительства было две тысячи военных, - отметил эксперт. - В данном случае прослеживается неспособность вооруженных сил обеспечить безопасность своей техники и оружия. Необходимо провести тщательное расследование фактов захвата и пропажи военного имущества.

    По мнению экспертов IIC, необходимо при международной поддержке создать комиссию по установлению истины и примирению с привлечением специалистов извне и местных сообществ. Необходимо, чтобы Верховный комиссар ООН по правам человека и комиссар по делам нацменьшинств ОБСЕ принимали участие в наблюдении за этим процессом.

    - Отчет по июньским событиям я подготовил настолько объективно, насколько смог, - подчеркнул Кильюнен. - Очень серьезно отнесся к поставленной задаче, не выяснял, какая из сторон виновата. Я называл факты и говорил, что если есть этническая напряженность в стране, это может привести к печальным последствиям. Фанатизм и этнонационализм - проблема всех стран мира. Мы хотим вам помочь. Помните, что в КР есть меньшинства и у них есть право жить в этой стране.

    Со стороны виднее

    Мирослав НИЯЗОВ, экс-секретарь Совета безопасности КР

    - Если власть Кыргызстана боится ответственности в связи с расследованием июньских событий, то она опасна для страны. Проблема нашей новейшей истории заключается в том, что все млеют от почета, но боятся ответственности. Это началось с Акаева и продолжается нынешним правительством. Власти не хотят признавать, что на них лежит вся ответственность за происшедшее. Я сам свидетель июньских событий. Временное правительство на юге легкомысленно заигрывало с электоратом, чтобы заручиться его поддержкой. Так что выводы комиссии в целом правильные: необходимо интернационализировать правоохранительную систему и государственную службу, в противном случае часть граждан будут чувствовать себя изгоями. Я думаю, что историки дадут более глубокий анализ тех событий. Нам же надо извлечь из них урок, ведь за 20 лет это в Кыргызстане уже второе по счету масштабное межэтническое кровопролитие.

    Марс САРИЕВ, политолог

    - Отчет Международной независимой исследовательской комиссии по июньским событиям в Кыргызстане неоднозначен. Отрывки из него, опубликованные в СМИ, создают впечатление слабой методологии и однобокого видения ситуации. Не хватает объективности. Примечательно, что IIC не наделена мандатом Организации Объединенных Наций или Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Практика показывает, что подобные комиссии, как правило, становятся на сторону национальных меньшинств. Следует критически относиться к таким отчетам. В любом случае Кыргызстан - единственная страна в Центральной Азии, которая не отказалась от проведения расследования. Узбекистан, Китай, Иран в свое время не допустили к такой работе международные комиссии. Это прецедент, и он говорит об открытости нашей страны.

    Равшан ЖЭЭНБЕКОВ, депутат от фракции "Ата Мекен"

    - Экспертам Международной независимой комиссии надо было сделать больший упор на вину госорганов Кыргызстана. Ведь они не смогли сработать на упреждение. В частности, МВД и ГКНБ. Стоит отметить некую схожесть итогов национальной комиссии с выводами международной. Обе выделили примерно одинаковых виновников ошских событий. Отличие в том, что группа во главе с Абдыганы Эркебаевым озвучила гораздо меньшее число виновников и рекомендаций. При этом международная комиссия дает рекомендации о введении в Уголовный кодекс такого понятия, как "преступление против человечности". Это говорит о серьезности происшедших событий и о том, что в последующем правительства должны нести уголовную ответственность за допущение или бездействие в межэтнических конфликтах. Но даже если эти изменения не будут внесены в УК КР, отдельным членам правительства может не поздоровиться. Кыргызстан является членом многих организаций по защите прав граждан. Стоит какой-либо правозащитной организации или физическому лицу направить иск в Гаагский трибунал, замолчать преступления станет невозможно.

    Токтогул КАКЧЕКЕЕВ, политолог

    - Все чиновники, замешанные в июньских событиях на юге Кыргызстана в 2010 году, обязаны покинуть свои посты после прочтения итогового отчета Международной независимой исследовательской комиссии. Этим власти покажут пример своему народу и всему миру. Все действия причастных к конфликту лиц должны получить правовую и политическую оценку. Силовиков, которые палец о палец не ударили для предотвращения кровопролития, нужно привлечь к уголовной ответственности. А некоторых я бы передал Гаагскому суду, чтобы их судили по всей строгости закона. Люди еще верят в справедливость, и, в конце концов, надо доказать, что Кыргызстан - это демократичное, правовое, светское государство.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/35070/


Распечатать: Примирение во спасение РаспечататьОставить комментарий: Примирение во спасение Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Примирение во спасение Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007