Распечатать: Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт РаспечататьОставить комментарий: Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт Посмотреть комментарии

15 апреля 2011

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт

В столице планируется модернизировать Национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева. Протянуть руку помощи отечественному искусству решили турецкие меценаты - через Центр тюркоязычных стран они выделяют 7 миллионов долларов. Ремонтные работы начнутся уже в конце апреля, а закончатся аккурат к 80-летию музея, осенью 2012 года.

    На днях в Бишкек прибыл официальный представитель Центра тюркоязычных стран Джан Севен, чтобы обсудить детали предстоящего проекта. Работники музея провели гостя по своим владениям,  познакомили с работами, которые хранятся в запасниках. Визитер был поражен. По его словам, из восьми десятков стран, в которых он побывал, нигде еще не встречал такого плачевного состояния храма культуры. 

    Мы решили посетить вслед за иностранным гостем наш музей. Сотрудники встретили нас доброжелательно, а бдительные бабули на вахте строго потребовали предъявить удостоверения. Понятно, ведь они несут материальную ответственность за национальное богатство. Посетителей в просторных тихих залах крайне мало, хотя цены на билеты демократичны: 40 сомов для взрослых, 20 - для студентов и школьников. Причем посмотреть есть на что: наша коллекция считается одной из лучших в Центрально-Азиатском регионе, из года в год ценность шедевров возрастает. Но сможем ли мы сохранить это богатство - большой вопрос. Полотна Шишкина, Сурикова, Репина, Фалька, Лентулова, Кончаловского, Левитана, Айвазовского и основоположников кыргызского изобразительного искусства переживают нелегкие дни.

    - С 1974 года, когда музей переехал из галереи в Дубовом парке в свое нынешнее здание, здесь ни разу не проводился ремонт, - с порога сообщил директор Юристанбек Шыгаев. - Наша первая проблема - состояние  агрегатов, поддерживающих температурно-влажностный режим. В советское время их регулярно ремонтировали, делали профилактику. Сегодня это оборудование производства ГДР работает, что называется, на честном слове, и давно исчерпало свои ресурсы. На покупку нового нужно по меньшей мере два миллиона долларов. 

    В сопровождении замдиректора Михаила Шевчука, который трудится в музее уже около 40 лет, мы спустились в подвальное помещение. Там сердце здания - машинное отделение. Кондиционеры представляют собой огромные металлические шкафы и объемные трубы. Отсюда должен подаваться воздух в залы, но сейчас техника бездействует.  

    - Все это оборудование используется лишь на 30 процентов, а во время межсезонья вообще останавливается, - сообщил Михаил Александрович. - Зимой работа кондиционеров зависит от температуры в помещении - по нормативам температура в трубах центрального отопления должна составлять 90 градусов, но столичная ТЭЦ  дает лишь 60. От этого постоянные сбои. А летом система охлаждения запускается, только если есть возможность подавать воду в технический бассейн. Сейчас у нас перегорел один из двигателей, а значит, кондиционер не может работать. Необходимо продумать систему отопления и охлаждения, чтобы мы не зависели от ТЭЦ.

    Из подвала поднимаемся в выставочные залы. В одном из них замечаем на потолке огромное коричневое пятно.

    - Здесь крыша течет с прошлого года, кровля прохудилась, - объясняет замдиректора.

    Конечно, невозможно обойти стороной хранилище, где "живут" бессмертные ценности. В собрании Кыргызского национального музея изобразительных искусств около девяти тысяч экспонатов, из них 7 тысяч картин и графических произведений, почти тысяча скульптур и две тысячи изделий декоративно-прикладного творчества.

    - У нас только подлинники, лишь картины мастеров западного искусства представлены репродукциями, но и те выполнены в XVIII-XIX веках, они, по сути, тоже давно стали ценными экземплярами, - сказала нам заведующая отделом живописи Татьяна Попова. - Очень важно сохранять не только определенный температурно-влажностный режим, но и вовремя определить характер повреждений. Холсты со временем могут растянуться или, наоборот, сильно натянуться. Мы присматриваем за картинами, содержим картотеку. Но пыль проникает через все щели, поэтому первое, что надо сделать, - заменить окна.

    Картины,  как люди, тоже с возрастом болеют. И если человек может себе позволить обратиться к врачу, то картины лечить просто некому. Нет реставраторов. Из бюджета деньги выделяются только на мизерную зарплату музейным сотрудникам. В каждом из четырех отделов музея по штатному расписанию должны работать по 4-5 человек, фактически же в них осталось по одному сотруднику, замещающему всех за оклад одного человека. Средняя зарплата работников музеев - хранителей национального достояния - 4 тысячи сомов. Молодежь отказывается работать за такое вознаграждение. Дошло до того, что за последние годы в республике факультеты искусствоведения не выпустили ни одного реставратора.

    - У нас был реставратор, но он ушел работать на таможню, там платят больше, - сообщил нам директор Юристанбек Шыгаев. - Сейчас мы  отправили двоих студентов на учебу в Москву, надеемся, что, когда они вернутся, сможем предложить им достойные условия. Реставратор, как врач, - возвращает к жизни бесценные произведения искусства, кропотливо, по крупицам оживляя творения великих мастеров. Такой труд должен быть хорошо оплачиваемым.

    По словам музейных работников, в последние десятилетия они столкнулись с проблемой комплектования фондов. Деньги выделяются только на оклады. Закупки произведений искусства снизились до минимума. Если в советское время музей ежегодно получал и приобретал 300-400 работ, то сейчас коллекция пополняется лишь произведениями отечественных живописцев. Да и то в качестве подарка от авторов. 

    Еще одна головная боль - безопасность здания.  В первый раз с этой проблемой столкнулись во время организации выставки русских авангардистов из коллекции российских музеев, которая прошла в 2008 году. Тогда российские искусствоведы поставили жесткие условия: обеспечить температурный режим и безопасность для сохранности ценных полотен стоимостью в миллионы долларов. Пришлось меценатам за свой счет делать ремонт в одном из залов и устанавливать там современную сигнализацию, видеонаблюдение. 

    Второй раз ценителей прекрасного заставили поволноваться события 7 апреля прошлого года - тогда в СМИ прошла информация, что под шумок из музея выносятся полотна Шишкина и Айвазовского. К счастью, слухи о разграблении храма искусства оказались ложными. Мародеры пощадили музей, а может быть, просто по невежеству прошли мимо. Сейчас здание оснащено сигнализацией, но попытки незаконно проникнуть в него предпринимаются регулярно. В большинстве случаев, правда, делают это не опытные охотники за произведениями искусства, а хулиганы.

    - Нам необходимо установить тройные стеклопакеты, усилить охрану и видеонаблюдение, ведь наши бабушки-билетерши не смогут дать отпора в случае серьезной угрозы, - считает директор. - Из бюджета нам выделяется всего 200 тысяч сомов в год, собственный фонд музея составляет еще 600-700 тысяч, собранных за счет аренды. Самостоятельно мы не осилим даже самых необходимых мероприятий и ремонтных работ. На моей памяти было много компаний-инвесторов, которые обещали помочь, но дальше слов дело не шло. Надеюсь, обещания главы Центра тюркоязычных стран не окажутся пустыми. Поживем - увидим.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Наталья ФИЛОНОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/34934/


Распечатать: Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт РаспечататьОставить комментарий: Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Шишкина и Айвазовского закроют на ремонт Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007