Распечатать: Доение — залог учения РаспечататьОставить комментарий: Доение — залог учения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Доение — залог учения Посмотреть комментарии

19 ноября 2010

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Доение — залог учения

Бесплатное образование приказало долго жить. Факт давно известный всем родителям школьников. Теперь этот факт готовы официально признать и в Министерстве образования и науки КР.

    Долгие годы родители учеников жаловались на то, что им приходится платить за учебники, ремонт, обустройство территории, наглядные пособия... Буквально за все. Директора учебных заведений утверждали, что без родительской помощи школы можно будет просто закрыть. Однако чиновники от образования продолжали делать вид, что государство обеспечивает учеников и учителей всем необходимым. Еще в марте этого года министр образования (тогда им был Абдылда Мусаев) издал приказ, запрещающий какие-либо денежные взносы в школах. Конечно, в образовательной пирамиде, в основании которой оказались родители, удерживающие на своих плечах всю шаткую конструкцию, ничего не изменилось: родители продолжали платить. Но главное, что приказ был.

    Сейчас расстановка сил может измениться. На этот раз никто не предлагает отменить поборы или школьные взносы. Напротив, их предлагают узаконить. На круглом столе "Проблемы прозрачности школьных бюджетов" заместитель министра образования и науки КР Гульжигит Сооронкулов заявил:  "Если мы хотим, чтобы наши дети были грамотными, родители должны помогать школам... Без родительской сооплаты система образования не выживет".

    И это правда. Государство выделяет деньги только на зарплату учителям, оплату коммунальных услуг и частичный ремонт зданий. Охрана в школах не предусмотрена вовсе, уборка - фактически тоже. Ставка технички - 503 сома в месяц. Плюс государство предусмотрело доплату за уборку туалетов. В обычной школе их шесть. Так вот, человек, который будет ежедневно убирать их все, за месяц получит 12 сомов 70 тыйынов! Государство не предусмотрело средства на подписку на периодические издания, покупку методической литературы, классных журналов, мела и тряпок для школьных досок. Школы только на 40 процентов обеспечены необходимыми учебниками. Что касается ремонта, то из бюджета выделяются средства только на косметический ремонт мест общего пользования, то есть коридоров, столовой, актового и спортивного залов. Покраска-побелка классных комнат должна осуществляться из так называемых спецсредств, поиск которых возложен на администрацию школ.

    Повторим, все это правда. Однако не вся. По данным независимого исследования, около 700 тысяч детей в Кыргызстане живут в семьях, где уровень дохода не превышает порога бедности. При этом более 45 тысяч маленьких граждан воспитываются без отцов, матери в одиночку тянут все заботы по дому. В селах вообще аховая ситуация, здесь только 30 процентов родителей имеют постоянную работу, остальные в лучшем случае заняты подсобным хозяйством или сезонными работами по найму. Безработные родители не в состоянии одеть и обуть детей. Даже в относительно благополучном Бишкеке 31 процент семей не может позволить себе купить новую одежду, их дохода хватает только на питание.

    МОиН предлагает сделать школьные взносы законными. Однако в стране, где не менее 30 процентов граждан живут за чертой бедности, не чревато ли такое решение ростом безграмотности? Ведь уже сегодня тысячи маленьких кыргызстанцев не посещают школу, потому что их родителям не на что купить обязательную школьную форму и канцелярские товары.

    Конечно, пока МОиН не предлагает сделать все образование платным. Речь идет исключительно о прозрачности поступления и расходования средств. Но во-первых, труден только первый шаг. Напомним, два года назад кабмин вполне серьезно обсуждал возможность ввести обязательный взнос в копилку школы. Во-вторых, "прозрачность" расходования денежных средств вовсе не означает, что школьный бюджет станет понятен родителям. Просто удлинится цепочка контролирующих органов, и теперь на законных основаниях ее возглавит МОиН.

    Значит, пора перестраиваться. Давайте говорить начистоту: равенства в нашем обществе давно нет. Те, у кого есть деньги, будут платить за то, чтобы ребенок занимался в современно оборудованном классе, учился у хорошего педагога по современной методике. Малообеспеченные семьи не смогут себе этого позволить. Денег государства хватит только на то, чтобы им посочувствовать. Не более.

    Особое мнение

    А. Я., учитель бишкекской средней школы

    - Не нужно называть моего имени. Причем боюсь я не за себя, а за директора нашей школы да и за саму школу. Директору представители Министерства образования сделают замечание по поводу того, что он плохо работает с педагогическим коллективом. Потом это мое интервью припомнят во время очередной проверки или при дележе стимулирующих грантов. Но под моим выступлением подпишутся абсолютное большинство педагогов и особенно представителей школьной администрации.

    Школы - только орудие вымогательства в руках государства вообще и Министерства образования в частности. И дело даже не в тех нищенских зарплатах, которые положены педагогам. Простой пример: в этом году в новостройке "Кара-Жигач" открыли школу. На церемонии присутствовала президент, которой с восторгом показывали новую мебель, библиотеку, оборудованные кабинеты. Мэрия рассказывала, сколько денег было потрачено из республиканского и местного бюджетов. Однако никто не сказал, что государство выделило финансы только на само здание. Оборудовали школу другие школы. То есть директоров средних учебных заведений вызвали в МОиН и в "добровольно-принудительном" порядке велели оборудовать конкретный кабинет.

    Я уже не говорю о том, что педагогов заставляют подписываться на периодические издания, например, правительственную газету "Слово Кыргызстана", развешивать в классах наглядную агитацию: гимн, флаг и герб республики, естественно, не выделяя на эти цели ни копейки.

    Компетентно

    Назгуль Турдубекова, глава Лиги защитников прав ребенка

    - В уставах многих школ содержатся пункты, определяющие право оказывать различные дополнительные образовательные услуги только на платной основе. Это противоречит типовому положению об общеобразовательном учреждении, которым регламентировано право обучающихся на получение как платных, так и бесплатных дополнительных образовательных услуг. А так называемые общественные фонды создаются зачастую для легализации взимания незаконных сборов в учебных заведениях. При этом, как только мы беремся отстаивать права какого-нибудь ученика, его сразу же начинают выживать из школы. Причем в таких гонениях участвуют не только педагоги, но и представители родительского комитета.

    По адресу

    В Кыргызстане нет единого закона, охватывающего все детские права. О различных юридических нормах, защищающих интересы  юных кыргызстанцев, говорится в Конституции КР, Законе "Об образовании", Законе "О дошкольном образовании", Кодексе "О детях", Семейном кодексе, различных указах и постановлениях. Кроме того, Кыргызстан подписал ряд международных документов, защищающих основные права детей.

    Практически все эти документы есть на сайте www.baldar.kg на странице "Дети и право".

    Но, к сожалению, большинство этих прав реализуется только на словах. Ведь и в Конституции, и в Законе "Об образовании" однозначно указано: "Государство обеспечивает реализацию права граждан на получение в государственных и муниципальных учебных заведениях бесплатного общего среднего образования на уровне государственных образовательных стандартов".

    На свой аршин

    Государственные школы в штате Огайо (США) финансируются из налогов, которыми облагаются домовладельцы в округе, где находится школа. А они исчисляются исходя из стоимости дома. Получается, что в областях, где живет больше обеспеченных людей, лучшие школы. У них больше средств на образование детей. Кроме того, школа получает какие-то средства от штата. Проблемы бывают, средств хватает не всегда. Тогда вопросы касательно бюджета ставятся на голосование. И налогоплательщики решают, будут ли они платить больше или нет. Когда денег не хватает, школьный округ избавляется от имущества, например, автобусов или спортивного инвентаря. Если проблемы с финансами сохраняются, учителям не повышают зарплату, может поменяться содержание их страховки. Но главное правило не нарушается: школа всегда должна оставаться в состоянии оплачивать все самое необходимое.

    По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, 47 процентов родителей учащихся вынуждены нести расходы на охрану школы, 59 процентов платят за учебно-методические материалы, 28 процентов - за дополнительные занятия по основным предметам. Более половины родителей делают взносы на ремонт школ, а более трети доплачивают за техническое оснащение классов. При этом только 28 процентов опрошенных россиян считают, что такие расходы должно нести исключительно государство, остальные готовы доплачивать.

    Бич всех туркменских школ - поборы. Кроме того, в республике активно используется детский труд. Все дети без исключения трудятся на еженедельных субботниках, а также на сельхозработах. Кроме того, школьники в обязательном порядке участвуют в официальных мероприятиях в качестве "живого щита".

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/33867/


Распечатать: Доение — залог учения РаспечататьОставить комментарий: Доение — залог учения Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Доение — залог учения Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 79.4752

RUB   1.0437

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007