Распечатать: Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане РаспечататьОставить комментарий: Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане Посмотреть комментарии

12 ноября 2010

КРИМИНАЛ

Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане

В последние пять лет международное усыновление в Кыргызстане стало очень прибыльным делом. Сей бизнес начал зарождаться в середине девяностых, а уже к их концу десятки малышей из нашей страны стали вывозить в США, Израиль, европейские страны. Официально рубить "бабло" на этом научились даже Минобраз и суды (до 20 тысяч долларов за одного ребенка), дававшие соответствующие разрешения. А соорганизовали эти и другие госструктуры cметливые кыргызстанцы, которые с помощью взяток или административных рычагов смогли взять под свой контроль все интернаты, родильные и детские дома. Именно они помогали иностранцам за умеренную оплату "договориться" с судьями, чиновниками и увезти из Кыргызстана сына или дочь.

    На произвол не судьбы, а усыновителей

    Впоследствии о дальнейшей судьбе вывезенных детей в Кыргызстане никто особо не заботился. Нашим консульским службам совершенно ничего не было известно о том, как живут вывезенные дети, живы ли они.

    Подобная, мягко говоря, халатность в других странах СНГ порой приводила к ужасным последствиям. Один из примеров - дело Джона Волтера Крюгера. В 2002-2003 годах этот американец усыновил на Украине троих мальчиков. Через год полиция установила факты сексуального издевательства "папочки" над приемными сыновьями. Только после этого дети были возвращены на Украину.

    А ведь полиция США еще в начале 90-х заподозрила Крюгера в сексуальных домогательствах. Более тщательная проверка информации об усыновителе и ужесточение законов об усыновлении помогли бы предотвратить насилие.

    Десятки аналогичных примеров всплывали и в России. Регистрировались даже случаи, когда пожилые американцы "усыновляли" детей для того, чтобы те ухаживали за ними, - сироты вместо семьи попадали в трудовое рабство.

    Согласно нашему законодательству, усыновить здоровых детей в Кыргызстане имеют право только сами кыргызстанцы. На долю иностранцев остаются малыши, имеющие серьезные заболевания. Это в теории.

    На практике же коррумпированность системы надзора за сиротами, в судах и других госструктурах легко позволяла обойти это ограничение и открывала широкое поле для деятельности всевозможных посредников, зарабатывавших большие деньги на вывозе даже здоровых сирот, а то и вовсе на малышах, имеющих родителей, у которых они были отобраны незаконно. Вот один из таких примеров.

    "Санта-Барбара" по-бишкекски

    Идеальной эту гражданскую чету (брак Николая Коновченко и Натальи Приходько официально не зарегистрирован), конечно, не назовешь. Николай вдвое старше Натальи, оба не имеют постоянной работы, хотя глава гражданской семьи утверждает (подтверждают и соседи), что регулярно работает по объявлениям электриком, имеет обширную клиентуру и стабильный заработок.

    Есть у него в Бишкеке также и собственная квартира, в которой он и приютил в 2002 году едва выпорхнувшую во взрослую жизнь и оказавшуюся в поисках счастья в столице девчонку из Прииссыккулья.

    О принце, высшем образовании, хорошей специальности и крепкой семье она, возможно, когда-то в детстве и мечтала, но суровые реалии жизни быстро сломали молодую женщину, заставили ее довольствоваться тем, что есть.

    Свою роль в том, что хрустальные замки быстро рухнули, похоже, сыграли и определенные черты ее характера, сформированные воспитанием. А проза жизни обернулась тем, что в 2003-м и 2004 годах у Натальи появились дети - погодки Сергей и Светлана.

    Ее гражданский муж Николай считает их своими, при случае всегда подчеркивает, мол, посмотрите, как на меня похож Сережка, и очень сильно их любит. Но любовь - это прежде всего обязательства! А вот с последними дело обстоит хуже некуда.

    Впрочем, сам Николай утверждает, что в его семье было все нормально - дети здоровы, всегда были сыты, одеты и обуты. А в том, что произошло впоследствии, он винит соседку по многоэтажке.

    По его словам, в свое время последняя предложила Наталье мыть подъезды в их доме. После отказа вспыхнула ссора, во время которой всесильная соседка, работавшая тогда в Октябрьской райгосадминистрации Бишкека в отделе по делам несовершеннолетних и поддержанию семьи, пригрозила, что Николай и Наталья пожалеют. И угрозу выполнила.

    В ноябре 2007 года в квартиру Николая нагрянули незваные гости - милиционер и сотрудница приюта "Ак-Жол". Хозяин жилья честно признает, что повод действительно был, но не такой, чтобы силой забрать детей в приют.

    Буквально со следующего дня последовали проверки, которые продолжались полгода. За это время многочисленные комиссии так и не смогли установить ни единого факта, как говаривали раньше, нарушения правил советского общежития, не составили ни одного протокола о каких-либо других правонарушениях. Наоборот, предпринимая отчаянные попытки вернуть детей, Николай расстался со скверными привычками и даже сделал в квартире ремонт. Пока шли строительные работы, образец добропорядочного поведения показала и Наталья. Она вернулась к своей матери в Чолпон-Ату и устроилась там на работу.

    Николай систематически навещал детей в приюте, но каждый раз представители администрации говорили ему, мол, зачем ходите сюда? Этим детям вы никто! Но в конце концов ему удалось установить контакт и с администрацией.

    Суть в том, что на тот момент, когда детей забирали в приют, у них не было свидетельств о рождении. Николай передал им свой паспорт и документы Натальи, а они пообещали, что внесут отца в свидетельства о рождении детей. Но все было оформлено под видом того, что Наталья является матерью-одиночкой.

    На возмущение отца доброхоты из "Ак-Жола" заявили, что сделано это было по распоряжению все той же всесильной чиновницы из Октябрьского акимиата столицы. При этом акжоловцы успокоили горожанина, мол, сделаете потом все по-своему, когда заберете детей.

    А затем последовал, что называется, удар под дых. Наталью вызвали в суд и... лишили материнства. На этот процесс она приехала из Чолпон-Аты вместе со своей дееспособной матерью, на руках у которой был весь пакет документов для принятия внуков на опекунство. Также все необходимые документы на опекунство были и у сестры Николая - Нины Коновченко. Но их не пустили в зал заседания, сославшись на то, что они посторонние люди.

    Сразу после вынесения вердикта о лишении материнства сестра Николая обратилась все к той же чиновнице из Октябрьского акимиата с просьбой об опекунстве или усыновлении детей, но получила категорический отказ, кстати, ничем не мотивированный.

    Потом последовала череда апелляций в судах, которые ни к чему не привели, а все это время дети продолжали оставаться в приюте. Самое парадоксальное было в том, что в это время в столице бродяжничали сотни настоящих сирот. Вот, казалось бы, в решение какой проблемы могли и должны были бы внести свой вклад благотворители из "Ак-Жола". Но они, можно предположить, что не бескорыстно, предпочитали воевать с родителями Сергея и Светланы и их родственниками, удерживая малышей у себя.

    Усыновление втемную

    Уже в августе 2008 года гражданскую супружескую чету ошарашило новое известие - Сергея и Светлану передали в Беловодский детский дом. Родители стали ездить к ним и туда. Пытаясь найти способ забрать детей, они разговаривали с директором приюта, обращались в Московский акимиат, продолжали писать заявления во все инстанции. Но везде чиновники отфутболивали их из кабинета в кабинет, не вникая в суть дела.

    В одно из таких посещений Николаю Коновченко все-таки удалось вырвать у акима Октябрьского района столицы резолюцию на заявление - "Усыновление приостановить до выяснения обстоятельств". Впрочем, никакой роли эта резолюция уже не сыграла.

    Когда Николай в очередной раз приехал в Беловодское на свидание, там сказали, мол, детей нет. Их якобы отправили в Джалал-Абад на лечение в санаторий. Сережка будто бы подхватил туберкулез в "Ак-Жоле".

    Тогда Коновченко выехал и на юг. В санатории детей не нашел. Обошел все джалал-абадские приюты, включая и сузакский - без результатов! Тогда подал заявление в Октябрьскую прокуратуру. Официального письменного ответа не получил до сих пор. Но в приватной беседе ему дали понять, что дергаться не нужно, что решением Московского райсуда дети усыновлены гражданами США, что малышам за бугром будет лучше, чем здесь...

    Верните мне сына и дочь!

    Может быть, и на самом деле в сытой и продвинутой Америке незаконно вывезенным детям будет лучше. Но ведь то, что произошло у нас, это больше, чем беспредел. И самое главное - данная история далеко не единичная! Счет таковых, до того как в стране разразился мощный скандал, шел уже на сотни.

    Свои, аналогичные заявлению Николая, направили в парламент и другие кыргызстанцы. Была создана комиссия, которая, копнув только то, что лежало на поверхности, пришла вначале в ужас, а потом и в ярость. После этого по настоянию парламента правительство было вынуждено ввести мораторий на международное усыновление сирот, который действует в стране уже почти три года, а Генпрокуратура - разгребать всю эту криминальную грязь.

    После изучения 206 гражданских дел по фактам международного усыновления следователями Генпрокуратуры было возбуждено 52 уголовных. По 190 из них выносились соответствующие представления в суд первой инстанции на предмет отмены решения, но и это не принесло должных результатов. Тогда уже сам генпрокурор был вынужден внести ходатайство в Верховный суд с просьбой рассмотреть вопрос отмены незаконных решений по усыновлению детей.

    Также по всем этим делам Генпрокуратура намерена добиться и привлечения к ответственности тех должностных лиц (сотрудники прокуратуры, Минобразования, Октябрьской райгосадминистрации, частные нотариусы), которые принимали участие в решении вопросов по усыновлению детей с нарушением существующего законодательства. Но Николаю Коновченко, Наталье Приходько, лишившимся детей, от этого не легче.

    Они понимают, что государству сейчас не до них. События текущего года напрочь задвинули на задний план эту далеко не частную проблему. Но сдаваться Коновченко не намерен. И в редакцию "МСН" он явился с тем, чтобы журналисты помогли ему вернуть сына и дочь, напомнили уже сформированному депутатскому корпусу парламента и правительству, которое скоро начнет работать, что в числе первоочередных задач необходимо решать и эту проблему.

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/33800/


Распечатать: Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане РаспечататьОставить комментарий: Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дети на продажу, или Как делались деньги на сиротах в Кыргызстане Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007