Распечатать: “Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка РаспечататьОставить комментарий: “Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка Посмотреть комментарии

9 июля 2010

КРИМИНАЛ

“Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка

В  Европе малолетних правонарушителей обязывают читать книги и играть в театре. Кыргызстан же до сих пор даже и не пытался перенимать мировой опыт социализации трудных подростков. И это при том, что до 85 процентов отбывших наказание малолетних правонарушителей в нашей стране затем снова преступают закон.

    Вдогонку за чужим опытом

    В Германии ежегодно более четверти миллиона несовершеннолетних совершают правонарушения разной степени тяжести. Самые распространенные из них - кражи, драки и порча имущества. Обычно за такое малолетнего преступника отправляют на общественно-полезные работы. Например, изрисовал стены домов - вперед, отмывать, а заодно и убирать территорию. Но отбытие трудовой повинности не позволило решить проблему в корне.

    Тогда в немецком городе Фульда было решено опробовать проект "Читать вместо...". Там осужденные трудные дети в добровольно-принудительном порядке знакомятся с современной литературой. Участников программы отбирает судья. В списке литературы - произведения, написанные молодежным сленгом. Речь в них о подростках, столкнувшихся с половыми преступлениями, наркотиками, алкоголем и моббингом - групповой травлей одного школьника остальными, как правило, если тот чем-то выделяется.

    К примеру, купить книгу подросток должен на свои карманные деньги, прочитать - за шесть недель. После этого он пишет сочинение на тему прочитанного. Последний этап - беседа с судьей, который, проверив знание подростком содержания произведения, спрашивает его, как затронутые в книге проблемы связаны с жизнью нарушителя и как бы он поступил на месте главного героя.

    В Кыргызстане до этого пока не дошли, хотя отдельные неправительственные организации и пытаются  что-то делать. Например, они уже провели психиатрическое обследование нескольких групп несовершеннолетних правонарушителей.

    Нездоровое окружение

    Оказалось, что треть из них страдает диссоциальным расстройством личности. Больше половины из неполных семей, лишь с материнским воспитанием. Две трети умеют читать и писать, три-четыре года учились в школе, но знания школьных предметов минимальны. Таким детям зачастую нужна не колония, где они окончательно теряют шанс начать нормальную жизнь, а программы перевоспитания.

    В Англии, например, такие программы представляют собой медиацию, или восстановительное правосудие. Провинившийся подросток и потерпевшая сторона идут на примирение с участием посредника (медиатора) и договариваются о возмещении пострадавшему материального и морального ущерба.

    Считается, что это пробуждает у нарушителя чувство ответственности за свои действия и позитивно влияет на его будущее поведение. Подростка, впервые оказавшегося в суде по незначительным обвинениям, вместе с одним из родителей направляют в комиссию по делам несовершеннолетних. Туда же приходит потерпевший и тот, кто мог бы оказать позитивное влияние на нарушителя (например, учитель). Комиссия расписывает план действий, как подросток сможет возместить нанесенный ущерб. Следующая встреча происходит уже после выполнения указаний, дабы удостовериться, что тот осознал свою вину.

    Реабилитация творчеством

    В США судьи проводят другие эксперименты. Американские служители Фемиды в отличие от европейских, реализуя проекты "Читать вместо...", предпочитают использовать классическую литературу. Там уже несколько лет успешно действует программа "Шекспир в суде". За драку, распитие спиртных напитков, мелкое воровство и ущерб частным собственникам малолетние нарушители в течение полутора месяцев четыре раза в неделю изучают творчество Уильяма Шекспира, а потом участвуют в постановке его пьес. Сначала подростки идут на это неохотно, некоторые даже заявляют, что предпочли бы отсидеть в тюрьме. Но постепенно процесс их увлекает.

    Постановка драмы - один из возможных вариантов так называемой арттерапии. У ребят повышается чувство собственного достоинства, появляется желание узнать новое. Кроме того, подросток проявляет в творчестве зачастую скрываемые чувства и ощущения, а терапевту это позволяет дать психологическую оценку ребенку.

    В арсенале арттерапии и так называемые психодрамы, главное место в которых уделено ролевой игре без сценариев с произвольным выбором ролей. Цель - помочь несовершеннолетним понять свою проблему.

    Исследователи по-разному определяют успешность такой терапии, но в общем цифра колеблется в пределах 20-40 процентов. В целом же схема реабилитации трудных подростков проста - для развитых ребят с нормальными отношениями в семье рекомендуются программы творческой реализации. Для менее способных - программы с акцентом на приобретение трудовых и профессиональных навыков.

    Для более трудных ребят с серьезными проблемами в семье и стойкой криминальной активностью предпочтительно сначала лечение и обретение навыков обучения и лишь потом, в зависимости от интеллекта, творчество или трудовая деятельность. Для страдающих наркоманией и алкоголизмом, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание, нужны комплексные, тщательно продуманные программы ресоциализации в обществе. К лечебной работе параллельно с программой социальной реабилитации на Западе во всех случаях привлекается психиатр.

    Вместо Шекспира - Айтматов

    В Кыргызстане этого ничего пока нет, хотя ежегодно несколько сотен подростков приговариваются к различным срокам заключения. Большая часть из них впоследствии становится рецидивистами. Потому работать есть над чем.

    Общественники в стране уже начали активно обсуждать вопрос внедрения системы ювенальной юстиции (отдельная система судов для несовершеннолетних, программы социальной защиты и реабилитации подростков-правонарушителей). Планируется в ближайшем будущем и разработка национальной законодательной базы для внедрения этой системы.

    Затем уже придется искать и вводить в штаты судов, кроме служителей Фемиды, специализирующихся на правах несовершеннолетних, должности судебных воспитателей, которые будут работать не по литературному наследию Шекспира, а, скажем, Чингиза Айтматова, социальных работников, психологов, детских адвокатов и правозащитников.

    Придется открывать общеобразовательные школы и ПТУ социальной реабилитации для несовершеннолетних, в которых воспитанники должны будут соблюдать специальный режим и не покидать стены учреждения без согласия администрации.

    Кстати, разрабатываемый проект создания в Кыргызстане ювенальной юстиции уже вызвал жесткую критику отдельных специалистов, которые утверждают, что предусмотренное увеличение полномочий государства по надзору за детьми и их родителями, дескать, это вмешательство в частную жизнь кыргызстанских семей. Однако все сходятся в одном - создание этой системы неизбежно. Трудные подростки, как и благополучные, такие же создатели будущего нашей страны. Вопрос только в том, насколько благополучного...

    Юрий ГРУЗДОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/32786/


Распечатать: “Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка РаспечататьОставить комментарий: “Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: “Айтматов в суде”, или Как перевоспитать трудного подростка Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8964

EUR 80.9533

RUB   1.0400

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007