Распечатать: Большая чистка, сказано РаспечататьОставить комментарий: Большая чистка, сказано Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Большая чистка, сказано Посмотреть комментарии

27 августа 2009

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Большая чистка, сказано

    Отказываться от капитальной перестройки системы госуправления президент Курманбек Бакиев не намерен. Об этом он заявил, вернувшись из отпуска

Подглядывающие за подслушивающими

    На совещании в Доме правительства глава государства заявил: будущий госаппарат должен быть компактным, мобильным, а также способным оперативно и адекватно реагировать на требования времени. Последнее тем более актуально, что никто до сих пор не знает, когда планету перестанут сотрясать нынешние социально-политические и экономические катаклизмы.

    До недавних пор, сказал президент, реформы бюрократического аппарата напоминали косметический ремонт "Какие-то структуры объединяли, какие-то ликвидировали, какие-то создавали. Нынешняя реформа должна в корне изменить саму систему управления". Подробнее свои планы К. Бакиев обещал озвучить на первом пленарном заседании Жогорку Кенеша. Теперь вся властная и околовластная элита ожидает, что он скажет народу через его избранников.

    Простому народу, в общем-то, без разницы, сколько будет министерств - пять или пятьдесят. Ему от власти нужна лишь одна вещь - порядок, потому что из него проистекает все остальное: личная и общественная безопасность, экономический рост и социальные гарантии. По сути, кыргызстанцев волнует не структура - они об этом редко задумываются, а то, как работает государство на всех уровнях. И если будущая реформа госуправления приведет к порядку (не путать с диктатурой), народ ее примет. Президент прав: полуреформа приведет только к полугосударству - печальный опыт прошлого говорит об этом весьма красноречиво.

    Перспективы дальнейшего социально-экономического прорыва в Кыргызстане зависят от работы управленцев даже сильнее, чем принято думать. Наша газета неоднократно сообщала, что реформа - самый любимый конек в высших инстанциях, но дальше слов дело если и шло, то весьма своеобразно. После разговоров о сокращении численности госслужащих образовывались новые ведомства. Иначе говоря, сначала назначались подслушивающие, а потом - подглядывающие за ними. В результате система госуправления пережила своеобразную мутацию, превратившись в мощный тормоз развития экономики Кыргызстана.

    Кстати, в предлагаемых ранее реформах ничего из ряда вон не было. Все, о чем говорилось и в первые, и в поздние годы независимости, остается злободневным до сих пор. Но отличие нынешней ситуации в том, что сейчас президенту придется действовать, как говорят военные, в условиях, максимально приближенных к боевым.

    Единица сопротивления

    Главная и пока трудноустранимая помеха столь благому президентскому начинанию - высокая степень сопротивляемости "верхов" каким бы то ни было реформам. Она известна, наверное, с тех самых пор, когда только возникло понятие "государство". Потому что каждая перекройка госуправления - всегда удар по чьим-то "шкурным интересам".

    Кстати, уже сейчас можно предположить, кто примет участие в этом "заговоре чиновников". Достаточно вернуться к вышеупомянутому совещанию президента. Кроме тезиса о компактности и мобильности госаппарата, К. Бакиев озвучил еще и этот: "При формировании госбюджета министерства и ведомства всегда настаивают на увеличении расходной части их бюджетов. При этом непонятно, куда на самом деле уходят деньги, особой отдачи не ощущается". Поэтому распределением и управлением государственными финансами, подытожил К. Бакиев, должны заниматься профессионалы-финансисты. Кто же добровольно откажется от возможности тащить и "пилить"? Поэтому скептики и говорят: самой бюрократии нельзя поручать реформировать себя, потому что все предлагаемые новации подразумевают ущемление интересов ныне всесильного чиновничества.

    Но менее пессимистичные эксперты считают: да, сопротивление есть и будет, но к нему надо относиться спокойно. Вопреки тому, что говорят о нашем чиновничестве, оно крайне неоднородно. Частично это пожилые экс-советские чиновники. Работают они по старинке, но на них многое держится. В этом поколении взяточники есть, но они отнюдь не преобладают, реформ боятся, но при нынешней зарплате заменить их некем.

    Есть среди них и те, кто пришел "кормиться" с должностей. Им, конечно, тоже сильно не нравятся ни подконтрольность, ни прозрачность. Есть и категория чиновников-патриотов, действующих по принципу "кто, если не мы?". Людей, которые пришли в госаппарат за реализацией своих амбиций или за карьерным ростом, также предостаточно. Может быть, они и не в большинстве, но часто занимают высокие позиции.

    Последнюю разновидность "хомо бюрократус" неэффективность системы госуправления не устраивает хотя бы потому, что мешает работать. По логике вещей, президент должен делать при реформе ставку именно на них. Часто общаясь с такими людьми, замечаешь, что заинтересованность в позитивных переменах у них есть. Впрочем, ее можно заметить везде: в правительстве, администрации президента, парламенте. Так что повод для умеренного оптимизма все же налицо.

    Да и с сокращением числа чиновничьей рати тоже не все просто. Да, сейчас она значительно больше, чем была в Киргизской ССР. Но к ее сокращению нужно подходить дифференцированно. Огромное большинство госслужащих - это не те, кто готовит ответственные решения в центральных аппаратах министерств, а, скажем, обычные клерки.

    Возьмем, к примеру, налоговиков. Если зайти в любую районную налоговую инспекцию, то там можно увидеть огромные очереди предпринимателей. С одной стороны, налоговиков много, а с другой - их не хватает. В чем дело? Думается, в нехватке эффективных процедур и технологий. На Западе, скажем, налогоплательщик с налоговым инспектором, как правило, лично не общается. У нас же многое устарело, поэтому есть смысл проводить сокращения параллельно с внедрением новых методов работы. Иначе это создаст только дополнительные неудобства для граждан и предприятий.

    По подвигу и награда

    Еще один вопрос, мимо которого не пройдешь, - стимулы для качественной работы. Как обозначил президент, сегодня бюджетные деньги каждый госорган и любой чиновник получает не за конкретный результат, а за само свое существование. А значит, ни какой-то госорган, ни конкретный чиновник не заинтересованы в сокращениях. Если у министра срезали расходную часть бюджета, то в его распоряжении станет меньше денег. А вот если бы платили за результат или четкое исполнение законов, приказов и прочих инструкций, у этого министра появился бы стимул сократить "личный состав", чтобы меньшему числу людей платить больше. Но в сегодняшней системе это пока невозможно. Если, конечно, заниматься реформой "по-взрослому", а не имитировать ее.

    Еще два фактора, мешающие системе госуправления хорошо работать, низкая исполнительская дисциплина и нежелание чиновников брать ответственность на себя. Например, общепринятой стала практика, когда министерства стараются переложить решения трудных вопросов на создаваемые межведомственные комиссии. С другой стороны, министерства и ведомства вынуждены инициировать создание подобных комиссий. Причина - не все их коллеги считают возможным работать "под кем-то", равным себе. Правительственные комиссии (а все хотят, чтобы их возглавлял премьер или его замы) не всегда показывают именно тот результат, ради которого создавались. Потому что первые лица правительства не могут заниматься всеми вопросами сразу...

    На Западе, с которого у нас "списывали" систему госуправления в начале 90-х, административные реформы чаще всего преследуют другие цели. Обычно там главная забота людей и правительства - не низкое качество работы бюрократического сословия, а высокие расходы на его содержание, и не нехватка процедур, а их избыток. Если у нас дефицит порядка и рациональности, то на Западе, наоборот, подчас все слишком забюрокрачено. Соответственно реформы там чаще всего направлены не на то, чтобы добиться от государства удовлетворительного выполнения его функций, а на достижение оптимального баланса цены и качества. Словом, нам бы их проблемы...

    Подведем итог. Время показало: для полноценной реформы власти в Кыргызстане нужны три основные вещи.

    Во-первых, выработка четких стандартов государственных услуг - каждый кыргызстанец должен понимать, что ему должны предоставить госорганы и за какое время. Во-вторых, необходимо разработать систему четких регламентов для госорганов и госслужащих. Это те "пути", по которым они будут обязаны двигаться. И в-третьих, нужно обеспечить нормальную оплату труда чиновника - он должен быть кровно заинтересован в том, чтобы не сойти с этого пути куда-либо не туда.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28983/


Распечатать: Большая чистка, сказано РаспечататьОставить комментарий: Большая чистка, сказано Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Большая чистка, сказано Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8300

EUR 79.7354

RUB   1.0579

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007