Распечатать: Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар РаспечататьОставить комментарий: Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар Посмотреть комментарии

7 августа 2009

ЭКОНОМИКА

Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар

Надо или не стоит помогать отечественным производителям в эпоху кризиса? Этот вопрос сегодня как никогда актуален. И главное, во всем мире. Кыргызстанские власти тоже не в стороне от проблемы. Недавно первый вице-премьер-министр Омурбек Бабанов пообещал защитить местных кондитеров путем введения ограничений на импорт сладкой продукции. 

Спор между экономистами о методах борьбы с кризисными проявлениями сейчас в самом разгаре. Большинство стран, в том числе США, Германия, Франция, Россия, не жалеют средств резервного фонда, чтобы не дать обанкротиться своим промышленным гигантам и финансовым институтам. Потому что если не подарить им еще один шанс остаться на плаву и пережить трудные времена, то их крах может породить такие проблемы, что мало не покажется.

    Социальная напряженность в обществе, связанная с ростом безработицы, падением уровня жизни, опасны не менее экономических и политических катаклизмов. Люди, потерявшие средства к существованию, веру в будущее и в себя, особенно если их много, способны дестабилизировать обстановку в стране и еще больше усугубить и без того сложную ситуацию.

    Так считает большинство экономистов и политологов, занимающихся исследованием первого в истории XXI века финансового кризиса. Но есть и другие, которые думают иначе. Они сравнивают нынешний кризис не с волной, которая сметает на своем пути менее устойчивые компании, а с волной, которая очистит экономики государств, погрязших в безудержном потреблении всего и вся, от вредной привычки больше тратить, чем зарабатываешь, жить в долг, не задумываясь, что час расплаты все равно придет.

    Эта группа считает, что не надо помогать компаниям, которые до недавнего времени жили припеваючи. Их топ-менеджеры, получавшие за свой труд многомиллионные вознаграждения в долларах, евро, йенах, рублях, тоже повинны в случившемся. Если предприятия на грани разорения, значит, они так управляли ими, а потому обязаны нести ответственность за свои ошибки.

    - Почему правительства должны их субсидировать за счет налогоплательщиков? - задают они вполне резонный вопрос. - Зачем они дают деньги тем, кто так неумело распоряжался миллиардными прибылями? Не стимулируют ли власти своим трепетным отношением к монополиям иждивенчество?

    Есть свежие примеры, подтверждающие верность такого суждения. Российские власти в трудные времена решили поддержать отечественный автопром и сильно подняли таможенные пошлины на иномарки, запретили ввоз праворульных машин из Японии, ввели льготное кредитование. Одним словом, очистили рынок для "Жигулей", "Газелей", "Нив". Казалось бы, сейчас местная продукция пойдет нарасхват. И что в ответ делает производитель? Пользуясь моментом, поднимает цены на свой залежалый товар, в то время как во всем мире цены на автомобили всех классов резко пошли вниз. В результате крайним оказался покупатель, годами копивший деньги на дорогую игрушку. 

    Когда в Кыргызстане появились первые признаки продовольственного дефицита, глава кабинета министров Игорь Чудинов на вопрос автора этой статьи, какими мерами собирается правительство поддержать своего производителя, однозначно дал понять, что никаких ограничений и запретов Кыргызстан вводить не будет. Во-первых, потому что такого рода лоббирование - это нерыночный подход, он убивает конкуренцию, которая, как известно, двигатель прогресса. Во-вторых, республика - член ВТО, а посему ее двери должны быть открыты свободной торговле.

    Но, как говорится, в каждом правиле существуют исключения. Если обстоятельства таковы, что без протежирования никак не обойтись, то исключения всегда можно найти. Так получилось с импортом сахара. Ввели квоту, дали разрешение завозить двум компаниям. В результате добились, что цены взлетели аккурат в самый разгар сезона консервирования. Домохозяйкам пришлось переплачивать за сахар процентов на 15-20, зато торговцы, которые успели вовремя сориентироваться, сумели нагреть руки на ажиотажном спросе.

    Искать провокаторов, спланировавших ценовой всплеск, бесполезно. Решение о квотировании принималось на самом высоком уровне. При этом, что интересно, в правительстве прекрасно осведомлены о том, что каждое лето в плодово-ягодный период сахар дорожает. Зачем тогда, спрашивается, нужно было так подставляться? Непонятно.

    Теперь вот решили поддержать таким же образом кондитеров, которые плакались Омурбеку Бабанову на высокие закупочные цены на энергоносители, сырье, конкуренцию. Все эти факторы вкупе ведут к снижению производства печенья, конфет, вафельных тортов, крекеров.

    И так разжалобили высокое начальство, что оно пообещало отечественных производителей защитить с помощью введения импортной квоты. При этом Бабанов, правда, уточнил, что "мера эта временная".

    Временная-то временная, но ведь не сказал вице-премьер, сколько месяцев продлится оборона нашего рынка от нашествия "Мишек на Севере", "Красных шапочек", "Каракума". Может, до тех пор, пока мы не забудем вкус настоящих хороших конфет, печенья, зефира? До тех пор, пока мы без разбора не будем поглощать продукцию отечественного производства из чувства патриотизма?

    Почему Бабанов, как настоящий рыночник, выросший из предпринимательства до члена правительства, не сказал кондитерам, чтобы они зрели в корень - работали над улучшением качества продукции?

    Как сладкоежка перепробовала много разных сладостей - и российских фабрик, и украинских, и казахстанских, и узбекских. Ну и наших кондитеров, само собой разумеется. И признаюсь: местную продукцию практически не покупаю. Она по цене почти сопоставима с привозной, но по вкусовым качествам импортной уступает. И дело вовсе не в упаковке. Наши тоже научились оборачивать конфеты в красивые одежки, искусно оформлять подарочные шоколадные наборы.

    Потребитель нынче искушенный, его уже внешней атрибутикой не купить. Ему гораздо интереснее то, что внутри. А вот начинка-то не та...

    Вспомним славное прошлое нашей кондитерской промышленности, лет пятнадцать назад соседи - казахи, узбеки, таджики - от нас вывозили коробками, да что там коробками - вагонами леденцы, карамели, шоколадные конфеты. Думаете, потому что был дефицит или цены ниже? Вовсе нет. Потому что продукция "Сделано в Кыргызстане" была вкуснее тамошней, и покупатель голосовал кошельком за нее.

    Что изменилось с тех пор? Кыргызстанские производители сдали свои позиции именно по качеству. Лично я так считаю. Кто думает иначе, наверное, наслаждается продукцией отечественного производителя.

    Для многих потребителей, когда речь заходит о еде - не об одежде или технике, - страна-производитель не играет первостепенной роли. Если "Мишки на Севере" московской фабрики "Красный Октябрь" или бело-розовый зефир алматинских производителей окажутся менее приятными на вкус, чем продукция фабрик "Таттуу" или "Ата лтд.", люди выберут второе. Поэтому мы любим иссык-кульский абрикос и ошские персики, местные яблоки и груши, хотя фруктов из Ирана, Китая завались на полках магазинов. Пьем наше пиво, не обходимся в праздники без нашего коньяка, сдабриваем салаты нашим майонезом. Потому что, повторюсь, это вкусно.

    Так оставьте за потребителем право выбора, что покупать и что есть. Заставьте наконец местных производителей задуматься о качестве продукции. А то они обрадовались, что нет на них Госстандарта, вот и кормят людей колбасой, от которой несет тухлятиной, продают молоко, которое сворачивается при кипячении, потчуют шоколадом, который вязнет в зубах, как пластилин.

    А то ведь вместо того, чтобы больше о потребителях думать, как его ублажить, чтобы на сторону не смотрел, местные производители предпочитают на конкурентов жаловаться, преференции выпрашивать. И, надо признаться, добиваются своей цели - правительство идет им навстречу, не помогая, а порождая то самое иждивенчество, которому здоровая конкуренция - что зубная боль от сладкого.

    Лариса ЛИ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28791/


Распечатать: Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар РаспечататьОставить комментарий: Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Без стандарта еда — отрава, без конкурента рынок — базар Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.2467

EUR 81.0325

RUB   1.0334

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007