Распечатать: Лес  Ала-Тоо, воскресе! РаспечататьОставить комментарий: Лес  Ала-Тоо, воскресе! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лес  Ала-Тоо, воскресе! Посмотреть комментарии

31 июля 2009

ПРИРОДА

Лес Ала-Тоо, воскресе!

    В каждой стране деятельность того или иного ведомства или министерства всецело подчинена интересам государства и его граждан. Если этого нет, то отпадает всякая надобность в государственном управлении. Или, если выразиться другими словами, обществу становится вообще не нужным такое ведомство. В качестве примера можно привести деятельность Госагентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству.

Этой отраслью в последние годы руководят люди, не знающие ее специфики, не стремящиеся познать ее, не создающие соответствующих условий работы подчиненным, нарушающие действующие законы. А самое главное - не желающие встречаться и работать с опытными сотрудниками, выслушивать их мнения, учиться у них. В центральном аппарате агентства большинство вроде бы чем-то занято, только непонятно чем. Создается имитация реформ в рамках действующих государственных программ, но эта деятельность не выдерживает критики.

    Чехарда - всему голова

За время руководства Госагентством А. Давлеткельдиевым и по его предложениям лесное хозяйство несколько раз реформировалось и меняло свое наименование. В результате этих преобразований те или иные управления то ликвидируются, то возрождаются, то они сливаются, то вновь разъединяются.

    Непонятно, зачем и к чему эти действия. На уровне республики вместо одного создали аж три аппарата. Ранее руководители и с одним-то плохо справлялись, а теперь, утроив свои нерешенные проблемы, живут себе вольготно, увеличив троекратно бухгалтерию, секретариат, кадровый сектор, директоров и прочее.

    Между тем специалисты говорят, что нужно было поступить наоборот: на уровне республики оставить минимум чиновников, а в областях и районах, где проводится основная и тяжелая работа, усилить кадровый потенциал.

    Зачем, в самом деле, в центре создавать три неэффективных аппарата, то есть юридически самостоятельные, но фактически подотчетные Давлеткельдиеву организации? И все это, как правило, без учета мнений регионов, их особенностей и предложений специалистов.

    Особо следует отметить действия агентства при последнем преобразовании отрасли. Согласно постановлению правительства республики (ноябрь 2007 г.), агентству предписывалось изменить структуру управления ведомства, трудоустроить сокращенных работников, утвердить в органах юстиции новые положения и т. д. Но из-за того, что эта работа была пущена на самотек и от нее практически самоустранилось все руководство агентства, она была завершена только в августе 2008 года. В результате работники ведомства в течение десяти месяцев не знали что делать, так как сомневались, останутся ли на своих местах или будут сокращены. Нигде так судьбами людей не играют. Если бы эти меры по реорганизации касались непосредственно руководителя агентства и его частной организации, он, наверное, решил бы их за несколько дней. Такая же чехарда была и при предыдущей реформе ведомства. Были изменены структура управления и штатные расписания, которые также "висели" целый год. На протяжении всего 2007 года (до 20 декабря) управления и лесхозы работали без смет, пользовались сметами предыдущего года. Тогда как другие ведомства провели подобные организационные мероприятия в течение 1-2 месяцев, и со специалистами поступили по-человечески, в первую очередь решили вопросы их трудоустройства, а тех, кого не смогли занять работой, поблагодарили и выдали компенсационные выплаты в рамках действующего законодательства.

    За годы независимости Кыргызской Республики лесное хозяйство уже 11 раз меняло свое наименование и пережило массу различных преобразований и реформ. Лесники молча переживают и ждут благоразумия от своих руководителей. Но действий их не понимают. Если и проводятся изменения, то из-за амбиций отдельных чиновников. Если и меняют статус лесного хозяйства, то только для того, чтобы трудоустроить человека со стороны - очередного чиновника высокого ранга. При этом не возникает даже вопроса, сможет ли этот номенклатурный чиновник организовать работу по управлению лесным хозяйством республики на должном уровне.

    Во времена Союза лесное хозяйство республики  десять раз переходило из одного ведомства в другое (Министерство витаминной промышленности, Министерство сельского хозяйства и др.). И только когда оно стало самостоятельной отраслью, появилась возможность эффективно развиваться. Нужно понимать, что специфику лесного хозяйства нельзя сравнить ни с одной другой хозяйственной деятельностью человека. В советские годы его присоединяли к разным ведомствам, но оно везде приживалось плохо, и только в 1947 году получило самостоятельный статус и впоследствии добилось выдающихся результатов.

    Вот как сказал об эффективности и результативности работы лесной отрасли в своем докладе по случаю 60-летия ее самостоятельности старейший лесовод Кыргызстана, один из организаторов отрасли Жекшеналы Бекбаев: "В послевоенные годы те объемы работ, которые были намечены в республике и поставлены перед лесным хозяйством, к 1990 году были выполнены. В частности, полностью восстановлены площади еловых, ореховых и пойменных лесов страны, вырубленные в 1930-1950 годах".

    В то же время Бекбаев с сожалением отметил, что раньше по различным причинам меньше внимания уделялось арчовым лесам Ошской и Баткенской областей, поэтому они в настоящее время стали наиболее проблемными и их площади предстоит еще восстановить.

    Чтобы общество доверяло, надо доверие заработать. К сожалению, этой истины не понимают руководители лесной отрасли. Здесь чиновники не делают того, что могли и нужно было делать. А серьезные вопросы и проблемы решали, как в театре абсурда: по незнанию, из-за недостатка ответственности и профессионального опыта, отсутствия государственного подхода.

    Что делать?

    При наличии знаний, опыта работы и желания, соответствующего подхода к своим служебным обязанностям, а также надлежащих подготовки, подбора и расстановки кадров провести экологическую оценку регионов и окружающих населенные пункты территорий. Следовало выявить совместно со службами МЧС вероятность природных катаклизмов, что позволит на 100 процентов предупредить и на 80 процентов предотвратить сходы оползней. Таким образом, можно было свести к минимуму огромные материальные потери граждан, финансовые затраты государства, а главное, не допустить человеческих потерь, избежать стихийных бедствий, имевших место в Аксыйском, Сузакском и других районах. В ближайшие годы, если не предпринять соответствующих мер, можно ожидать схожих проблем в Узгенском, Кара-Сууйском, Алайском, Базар-Коргонском, Сузакском районах.

    Что касается незаконной заготовки особо ценной каповой древесины в орехо-

    плодовых лесах, то тут предстоит тяжелая работа совместно с прокуратурой и милицией, а также с таможенной и Пограничной службами, населением. Если это не дает результата, следует обращаться непосредственно в Жогорку Кенеш, правительство и к президенту страны. Кроме того, в данном направлении необходимо под патронажем МИД организовать совместную работу с соответствующими службами и органами Узбекистана.

    По мнению жителей орехоплодовой зоны, за 10 лет из леса в Узбекистан незаконно ушло более тысячи тон каповой древесины, при этом "продавцы" выручили от силы 1,5-2,0 млн долларов США, тогда как узбекские "бизнесмены"-контрабандисты, поставив товар в Италию и Турцию, заработали гораздо больше. Но эти деньги - сущие пустяки по сравнению с теми потерями, которые понесли орехоплодовые леса.

    Чтобы налево не капало

    Руководство агентства, не прилагая больших усилий и не напрягая особенно мозги, в целях решения данных проблем предложило два легких популистских пути решения капового вопроса, которые в одинаковой степени являются не просто ошибочными, но пагубными для отрасли. Это полная вырубка в лесу всех ореховых деревьев с наличием каповых наплывов и продажа их на рынке. Если подобный план будет реализован, то в 9 случаях из 10 капы окажутся неспелыми и негодными для продажи. То есть мы просто погубим лес, не извлекая прибыли.

    Второй путь, который предпочли, - объявление моратория на рубку, заготовку и переработку ореховой древесины. Эта мера также не решает проблемы, в связи с чем в данное время специалисты считают, что следует срочно отменить мораторий на проведение рубок, в том числе и санитарных, в ореховых лесах.

    Словом, необходимо действовать профессионально, принимать такие постановления, которые будут стратегически верными и экономически обоснованными.

    При решении данных вопросов на государственном уровне с условием соблюдения соответствующих лесоводческих норм и правил Кыргызстан стал бы единственным в мире монополистом и поставщиком особо ценной ореховой древесины на мировой рынок. А это дало бы возможность повысить продуктивность и хозяйственную ценность ореховых лесов, дополнительную и немалую валютную выручку. И наконец, ореховая древесина и изделия из нее стали бы особой и исключительной продукцией Кыргызстана, одним из брендов республики.

    Но из-за ошибочных и неправильных действий Кыргызстан теряет уникальные реликтовые орехоплодовые леса. Даже авиапассажиры уже отмечают, что девственные кыргызские орехоплодовые джунгли сильно поредели в последние годы, и с высоты 8-9 километров можно видеть сплошные поляны и проплешины, там где еще 10 лет назад склоны гор были покрыты сплошным лесным массивом. Какие же следует делать выводы и предложения? Надо на уровне государства срочно пересмотреть статус орехоплодовых лесов, возобновить и оживить здесь научные исследования, произвести перевод местного населения на юге с дровяного отопления на другие виды, в том числе на электроэнергию, предусмотрев 50-процентное снижение тарифов для жителей населенных пунктов лесных зон.

    Решение проблем в арчовых лесах Ошской и Баткенской областей содержится во французском проекте "ЖАМП". Предлагается провести экологическую паспортизацию всех территорий айыл окмоту, районов и областей, включая государственные организации и учреждения, имеющие на балансе земельные, водные и охотничьи угодья, а также использующих их частных юридических лиц. В документе должны указываться современное состояние окружающей среды на конкретной территории, объемы государственных природоохранных мероприятий, исполнители и сроки исполнения, а также предоставляться периодическая государственная отчетность. Государственные природоохранные меры дадут возможность улучшить экологическую безопасность страны, конкретизируют и повысят ответственность руководителей местных органов власти за вопросы охраны природы и обеспечат сохранность всего биоразнообразия республики.

    Рекомендуется обязательное использование рекреационного потенциала лесных земель и создание баз для развития основной отрасли республики - туризма. Необходимо также привлечение и использование внешних инвестиций и активное сотрудничество с передовыми странами мира, добившихся больших успехов в лесоохранной деятельности. Это прежде всего Швейцария, Франция, Германия. Примечательно, что именно названные страны оказывали и продолжают оказывать неоценимую помощь нашей стране, работая над различными проектами по сохранению наших лесных угодий. Однако и здесь главным препятствием для них является некомпетентность местных чиновников и нежелание работать в открытом режиме.

    Экологическая ситуация в Кыргызстане, в особенности, если взять во внимание стремительное разрушение наших пастбищ и уникальных орехоплодовых лесов, чревата неотвратимо надвигающейся катастрофой.

    И как же ведет себя в такой ситуации руководство лесоводческой отрасли? Вместо того, чтобы мобилизовать ресурсы местных специалистов и ветеранов отрасли, призвать всех на службу во имя спасения леса, оно избавляется от них, как от ненужного балласта, занимаясь аппаратными разборками и реформами. В этом нет никакой логики. Экологическая катастрофа - это что-то вроде грозящей войны, и тут должен быть востребован каждый солдат, а тем более офицер, и все общество в целом.

    От редакции. Приглашаем руководство Госагентства обсудить данную злободневную тему.

    Исаак ЭРГЕШОВ, ветеран-лесовод Кыргызстана.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28756/


Распечатать: Лес  Ала-Тоо, воскресе! РаспечататьОставить комментарий: Лес  Ала-Тоо, воскресе! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Лес  Ала-Тоо, воскресе! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007