Распечатать: Ждем объективности РаспечататьОставить комментарий: Ждем объективности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ждем объективности Посмотреть комментарии

24 июля 2009

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Ждем объективности

Сегодня уже будут известны предварительные результаты главного события года. И наблюдатели, проводившие мониторинг президентских выборов в Кыргызстане, представят предварительные отчеты. Международных представителей аккредитовано 436, а вместе с нашими родимыми наблюдателями число мониторщиков составляет астрономическую цифру: 20 тысяч человек. Комар не пролетит мимо их взыскательного взгляда.

    Как всегда, львиную долю наблюдательского корпуса составляет миссия БДИПЧ ОБСЕ (Бюро по демократическим институтам и правам человека), в которой 28 представителей Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Насколько объективным будет отчет миссии, пока трудно сказать. Международные обязательства в электоральной сфере зафиксированы в документе Копенгагенского совещания по человеческому измерению ОБСЕ 1990 года. Государства - участники Организации исполняют взятые на себя обязательства: всеобщее и равное избирательное право, обеспечение тайного голосования, разумная периодичность выборов, их состязательный характер. Однако модальности наблюдения за выборами прописаны только во внутреннем регламенте БДИПЧ - а это бюро не имеет статуса международного договора. Следовательно, страны не обязаны подчиняться этим нормам, а могут сами, к примеру, определять число приглашенных наблюдателей и сроки их пребывания.

    Тем не менее на июньской встрече с председателем Парламентской ассамблеи ОБСЕ Жоао Соарешем Курманбек Бакиев предложил в два раза увеличить количество международных наблюдателей, чтобы обеспечить максимальную открытость и прозрачность процесса президентских выборов в Кыргызстане.

    Итак, сегодня в 15 часов миссия ОБСЕ по наблюдению за президентскими выборами обнародует на пресс-конференции предварительный отчет. Хочется надеяться, что он будет объективным, без изначальной установки на критицизм. Дело в том, что БДИПЧ не пользуется унифицированными критериями мониторинга выборов для всех стран на пространстве ОБСЕ. Некоторые государства Европы, если не ошибаюсь, Великобритания и Польша, вообще не допускают к себе международных наблюдателей. А США ограничивают присутствие наблюдателей, предоставляя БДИПЧ самому уговаривать власти штатов дать разрешение на аккредитацию миссий. Поэтому в 2004 году на президентских и парламентских выборах всего 92 наблюдателя ОБСЕ вели мониторинг в Вашингтоне и 12 штатах, а на промежуточные выборы в Конгресс США допустили лишь 18 международных наблюдателей.

    Такое неравновесное положение не устраивает многие государства, входящие в ОБСЕ. (Кстати, эта организация до сих пор не имеет своего устава и не обладает юридическим статусом международной.) Еще в 2007 году семь стран ОДКБ, включая Кыргызстан, передали на рассмотрение Совета министров иностранных дел ОБСЕ в Мадриде документ, который позволил бы привести к общему знаменателю деятельность по мониторингу выборных процессов: "Базовые принципы организации наблюдения за общенациональными выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ". Однако документ был заблокирован несколькими странами.

    Тем не менее позиция директора БДИПЧ Яна Ленарчича, высказанная им в декабре 2008 года в кулуарах СМИД ОБСЕ в Хельсинки министру иностранных дел РФ С. Лаврову, позволяет надеяться на то, что подход миссии наблюдателей к оценке президентских выборов в Кыргызстане избежит предвзятости. Господин Ленарчич был настроен устранить некоторые односторонние подходы в деятельности БДИПЧ.

    Кстати, вчера появилось заявление Секретариата президента КР, в котором выражена крайняя обеспокоенность "заведомо тенденциозным подходом некоторых представителей гражданского общества к еще не прошедшим выборам". То есть тем, что 21 июля, за два дня до события, Союз гражданских организаций уже опубликовал на сайте Молодежной программы ПРООН итоговый отчет по независимому мониторингу проведения президентских выборов в Кыргызстане. Тенденциозность этого документа очевидна: отдельные негативные факты подаются как системные нарушения со стороны властей, а грубые действия оппозиционных сил, к примеру, призывы к избирателям приходить на участки с кетменями и топорами в руках, отражения в отчете не нашли.

    Отмечает Секретариат и обилие в тексте речевых оборотов с отрицательной окраской, что создает негативный эмоциональный фон и препятствует объективной оценке содержания. Тем не менее признается, что некоторые приведенные в отчете сведения заслуживают тщательного рассмотрения и работы над ошибками. Однако подчеркнуто, что появление итогового документа с оценкой еще не состоявшихся выборов свидетельствует о неспособности СГО дать объективную и независимую оценку выборному процессу и процедуре голосования.

    СГО сработал на опережение, поспешил и народ насмешил. Точно так же насмешили народ и два претендента на должность президента, объявившие о снятии своих кандидатур прямо в день выборов. Доктор Назаралиев ничем не рискует - его и не воспринимали всерьез. А вот Алмазбек Атамбаев своим эмоциональным решением уронил ниже плинтуса и без того минимальный авторитет оппозиции.

    И к чему вообще было огород городить?

    Рина ПРИЖИВОЙТ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28701/


Распечатать: Ждем объективности РаспечататьОставить комментарий: Ждем объективности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Ждем объективности Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.4042

EUR 81.1127

RUB   1.0244

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007