Распечатать: Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития   — согласие и диалог РаспечататьОставить комментарий: Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития   — согласие и диалог Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития   — согласие и диалог Посмотреть комментарии

17 июля 2009

ПЕРВАЯ ПОЛОСА

Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития — согласие и диалог

Интервью президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева газете "Известия"

Кор.: Глубокоуважаемый господин президент! Благодарим вас за согласие дать интервью нашей газете. Первый вопрос: какова ваша оценка ситуации в стране и в Центрально-Азиатском регионе в целом?

    К. Б.: Я не стану злоупотреблять статистическими данными. Скажу лишь, что, пройдя тяжелейший период реформирования всего нашего хозяйства, жизненного уклада и системы государственного управления, мы в этом году впервые превысили показатели 1991 года. А это значит, что самое трудное время позади. Конечно, мы далеки от самоуспокоения. Да и основания для этого, прямо скажу, нет.

    Кыргызстан еще входит в группу бедных стран, есть регионы с низким жизненным уровнем, высокой безработицей, не полностью восстановлены системы массового здравоохранения и образования. Тем не менее, создав основы устойчивого развития, мы уже сегодня приступили к разработке целого пакета стратегических планов, направленных на вхождение в современный мир экономики, инновационных технологий и передовой культуры. Мы ясно понимаем, что возможности решения собственных экономических, социальных, культурных проблем только за счет внутренних ресурсов недостаточны. Свое будущее видим в последовательной, эволюционной интеграции в глобальный мир.

    С этой точки зрения можно характеризовать и ситуацию в Центрально-Азиатском регионе. Никто в мире не ставит под сомнение его геополитическую важность, но в то же время ни у кого нет и готовых решений, связанных с проблемами этого узлового и непростого региона.

    Прежде всего это блок исторически сложившихся вопросов в межгосударственных отношениях, которые должны решать только сами страны Центральной Азии. Сюда относятся и проблемы демаркации границ, и водноэнергетического баланса в регионе, и межэтнических отношений. Хотел бы отметить высокую меру ответственности руководства соседних стран, с которой они вместе с нами последовательно продвигаются в решении этих вопросов, не допуская их критического обострения. Это вселяет уверенность в том, что проблемы, доставшиеся нам в наследство после развала Союза, будут решены на основе разумного баланса интересов стран и народов. И в том, я убежден, заинтересованы все.

    Но есть блок проблем и глобального характера. Прежде всего это активизация экстремистских террористических группировок. Расширение антитеррористической деятельности в Афганистане и Пакистане практически мгновенно отозвалось активизацией экстремистских групп и в нашем регионе. Вспомним о событиях двух последних месяцев вылазки террористов в Узбекском городе Ханабаде, на юге Кыргызстана, были сообщения о такого же рода поползновениях и в Таджикистане. Короче, еще раз все убедились в том, что терроризм стал глобальной проблемой и решать ее необходимо сообща. Такой же глобальной проблемой стал и рост наркотрафика. Сюда же можно отнести и радиоактивную угрозу хвостохранилищ, оставшихся в наследство с советских времен. Есть и ряд других проблем, в решении которых рассчитываем на широкое международное участие и сотрудничество.

    Но хотелось бы особо подчеркнуть, что, несмотря на все трудности, сегодняшняя ситуация в Центрально-Азиатском регионе характеризуется постоянно растущим крепнущим сотрудничеством стран-соседей.

    Наше партнерство имеет огромные перспективы. На региональном уровне нам предстоит решить массу вопросов, касающихся новых форматов взаимодействия. В частности, выстроить согласованную политику использования природных ресурсов, развития инженерной и транспортной инфраструктуры, выработать совместное видение новой региональной системы расселения, использования трудовых ресурсов и повышения человеческого потенциала, найти совместные решения в области развития образования и многое другое. Это стратегические задачи развития региона. И решать их будем сообща.

    Кор.: Как отразился экономический кризис на Кыргызстане? Какие уроки извлекаете из него?

    К. Б.: Экономика Кыргызстана слабо интегрирована в мировую экономику, она в основном ориентирована на внутренний рынок. Невысока также доля иностранных инвестиций, нас не захлестнула волна дешевых кредитов. В условиях мирового кризиса именно эти обстоятельства позволили минимизировать его разрушительное воздействие. Нам удалось обеспечить стабильность валюты, сдержать инфляцию, сохранить и даже повысить социальные гарантии, привлечь инвестиции в экономику. Кризис еще раз подтверждает ту мысль, что в мире не существует универсальных, пригодных для всех схем организации экономической и общественной жизни. Долгое время нас убеждали, что свободный рынок - это абсолютный инструмент организации экономики, что существующие демократические институты также универсальны и общеприемлемы, что глобализация - единственный путь развития человечества. Оказалось, что все не так просто, что нельзя бездумно перенимать чужие модели, главное, на что мы должны опираться в построении своей страны - это собственная культура и наши вековые корни.

    Что, конечно, не отменяет необходимости самым внимательным образом относиться к достижениям человечества и изучению возможности применения их у себя.

    И еще кризис показал, что главный ресурс развития - это не деньги, а общественное согласие и общественный диалог. Именно поэтому так горячо настаиваю на том, что Курс на обновление, который я предложил Кыргызстану, не является догмой. Он должен стать площадкой для широкого общественного диалога и дискуссий. И только став предметом общественного согласия, курс президента превратится в курс страны.

    Кор.: Как вы сегодня относитесь к цветным революциям и каковы перспективы демократии в Кыргызстане?

    К. Б.: Революция, происшедшая в Кыргызстане в марте 2005 года, была неизбежной и необходимой реакцией на то, во что выродился правящий режим Акаева. Он оторвался от реальной жизни, потерял связи с обществом, выстроил непреодолимые барьеры между властью и народом. Думаю, что и в других странах глубинные причины так называемых цветных революций были аналогичными.

    Но то, что произошло в определенное время в определенной ситуации, не может и не должно стать правилом и заменить правовые механизмы смены власти - это слишком дорого обходится обществу. Глядя на все без исключения постреволюционные страны, мы с уверенностью можем утверждать: за революцией следует тяжелейший период нестабильности и общественных потрясений, который на годы замедляет развитие, а порой больше ставит страны на грань катастрофы. Нужна огромная мудрость и терпение народа, максимальная концентрация и ответственность власти, чтобы преодолеть постреволюционную лихорадку и добиться стабильности.

    К сожалению, опыт цветных революций политические аутсайдеры сегодня толкуют по-своему, они выхолостили его, сведя к примитивной технологии. В их представлении все очень просто - еще до начала любых выборов объявить себя победителем, а иной исход назвать фальсификацией - и ты уже революционный политик.

    Конечно, в каждом обществе существует недовольства властью. Но стоит ли оно того, чтобы ввергнуть общество в пучину потрясений? К счастью, не все решают политики и их амбиции. Есть еще народ, который, в конечном счете, и решает, хочет ли он разрушений или предпочитает стабильность как основу для развития.

    Что касается перспектив развития демократии, то, как уже говорил, я не являюсь слепым поклонником демократической доктрины в ее сегодняшнем толковании.

    Есть вопросы, которые должны решаться на основе широкого гражданского диалога и во взаимодействии власти, бизнеса и общества. Но есть также моменты, когда власть однозначно должна брать на себя всю полноту ответственности. Например, в проведении непопулярных, но необходимых мер в интересах не только живущих сегодня, но и будущих поколений, не только ориентируясь на сиюминутные интересы отдельных, пусть и многочисленных, групп, а прежде всего на интересы всей страны.

    Хотелось бы подчеркнуть еще один аспект в моем понимании вопроса о развитии демократии. Он касается соблюдения законности и действенности правовой системы. Общее советское прошлое, а может быть, в какой-то степени и наша ментальность создали достаточно устойчивую традицию пренебрежения к закону, позволяющую нарушать или обходить его требования. Но ведь демократия, с моей точки зрения, немыслима без уважения, я бы даже сказал без почитания Закона, именно Закона с большой буквы.

    И в этом направлении мы делаем определенные шаги. Недавно я внес в парламент пакет антирейдерских законов, поскольку одним из основополагающих демократических принципов является уважение к собственности. Без этого невозможен бизнес, без этого не может существовать свободная экономика.

    Кор.: А теперь вопрос об американской базе "Манас". Как понимать: база закрыта, но по существу осталась только под другой вывеской?

    К. Б.: Наша позиция в отношении базы была и остается предельно четкой. Я ее уже многократно высказывал. Но готов повториться, чтобы еще раз расставить точки над "i".

    Размещая базу на своей территории, мы тем самым объявили о своей воле стать последовательными участниками борьбы с международным терроризмом и экстремизмом. Но при этом оставалось три блока нерешенных проблем, связанных с функционированием базы. Первый блок - это безопасность собственных граждан, что является безусловным приоритетом для любой страны. Второй блок - экологическая безопасность в районе дислокации базы. И, наконец, третий блок - экономическая целесообразность.

    Новые соглашения по Центру транзитных перевозок в значительной степени снимают эти проблемы. При этом мы ни в коей мере не нарушаем договоренностей с Россией, которая была, есть и будет нашим главным стратегическим партнером - так сложилось исторически и такова воля народов. Наше стратегическое партнерство и общую заинтересованность в борьбе с международным терроризмом подтвердил и президент России Дмитрий Медведев. В принятом нами решении я вижу важнейший прецедент в международной политике, когда всем заинтересованным сторонам удалось преодолеть инерцию конфронтации и выйти к пониманию возможностей и перспектив партнерства. Особо подчеркну: это совместный успех России, США, Кыргызстана, дипломатии стран Центрально-Азиатского региона, а также европейских политиков.

    Кор.: Как в Кыргызстане решается одна из острейших для региона проблем - водноэнергетическая?

    К. Б.: Начну с цифр. Республика обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом. Его мощность оценивается в 18,5 тысячи мегаватт и более 160 млрд киловатт-часов выработки электроэнергии в год. Сейчас у нас действует 15 гидроэлектростанций мощностью около 3 тысяч мегаватт с максимальной выработкой электрической энергии более 14 млрд киловатт-часов. Иначе говоря, львиная доля энергетического потенциала остается неосвоенной.

    На прошлый год пришелся пик маловодного цикла во всей Центральной Азии, возникла угроза достижения "мертвого уровня" на Токтогульском водохранилище - крупнейшем в Центральной Азии. Это создало угрозу электроснабжению и энергобезопасности страны.

    Критическая ситуация подтвердила своевременность принятого нами решения о развертывании энергетического строительства.

    Мы заключили соглашение с Российской Федераций о сооружении Камбаратинской ГЭС-1, самой крупной в стране. С ее пуском производство электроэнергии увеличится на 40 %, что позволит решить ряд энергетических и водных проблем не только в Кыргызстане, но и в Центрально-Азиатском регионе.

    Мы ставим перед собой амбициозные, стратегические цели - занять лидирующие позиции на энергетическом рынке региона. До сих пор решая критические проблемы сегодняшнего дня, мы постоянно откладывали "на завтра" разработку комплексной водноэнергетической стратегии. Но завтра уже наступило. И я поручил начать подготовку такой стратегии.

    Это должен быть очень серьезный документ, в разработке его примут участие специалисты и эксперты десятков профессий от гидрогеологов до геополитиков. Понятно, что даже самая лучшая стратегия - это не догма на века. Ситуация в мире будет меняться, технический прогресс будет двигаться вперед и наши сегодняшние представления тоже будут меняться. Работа над стратегией должна вестись постоянно. Поэтому мы сейчас думаем о создании Национального института водноэнергетической стратегии. И что уже сегодня совершенно очевидно - масштабных планов, так же как и к их реализации мы будем привлекать наших российских партнеров.

    Кор.: В своих ответах практически на все вопросы вы упоминаете о перспективах международного партнерства, в частности с Россией и странами региона. Могли бы конкретнее высказаться на этот счет?

    К. Б.: Вы точно уловили один из базовых принципов моей позиции. Действительно, я считаю, что идеология международного партнерства должна быть краеугольным камнем внешней политики. В этой связи еще раз обращаясь к базе "Манас", хотел бы отметить, что достижение согласия на переговорах по ее поводу я рассматриваю как доказательство возможности, а главное, продуктивности перехода от противостояния к партнерству. И, конечно же, особое место и значение в нашей политике отводится России.

    Не боюсь повториться: Россия - наш главный стратегический партнер, в том числе в вопросах безопасности. Недавно с российской стороной был подписан документ о продлении на 49 лет пребывания Российской военной базы в Канте на самых благоприятных условиях.

    Мы являемся активными партнерами России в рамках ОДКБ, ЕврАзЭС и ШОС. Нельзя сказать, что все решения в этих организациях принимаются легко и гладко. Но нас объединяет стремление найти общее согласие, понимание взаимной зависимости и ответственности за будущее своих стран.

Мы связываем большие надежды с будущим Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются шесть стран СНГ - Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан и Узбекистан. Хотя бы возьмем тот факт, что на Московском саммите принято беспрецедентное в истории Сообщества решение об учреждении в рамках ЕврАзЭС Совместного фонда с капиталом  10 млрд долларов США.

    Безусловно, фонд с миллиардной суммой создали не от хорошей жизни - этот шаг направлен прежде всего на минимизирование последствий мирового кризиса для стран - членов Сообщества. Антикризисный фонд также может служить эффективным инструментом противодействия негативным явлениям в экономике и финансах государств - членов ЕврАзЭС.

    К моему сожалению, очень медленно идет работа по формированию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Понятно, что это весьма долгий и изнурительный процесс, который требует серьезной проработки и ответственного подхода. Этот вопрос прорабатывается пока на уровне трех государств - Белоруссии, Казахстана и России с возможностью дальнейшего присоединения к союзу других членов сообщества - Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана.

    Формируются также основы правовой базы в зоне ЕврАзЭС единого экономического пространства. Одним словом, мы медленно, но верно движемся в сторону укрепления международного партнерства в пространстве СНГ.

    Хочу также высказать поддержку идее создания центральноазиатского содружества, выдвинутой несколько лет назад президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Сегодня мы пришли не просто к пониманию необходимости такого союза, сама жизнь подталкивает нас к совместному решению общих проблем. Здесь мог бы пригодиться опыт европейских стран, которые выработали механизмы согласованного развития при сохранении суверенитета. Конечно, этот опыт не безупречен. Мы знаем, что Евросоюз сталкивается со сложными проблемами. Но это не должно восприниматься как запрет на поиск своего пути к согласованному развитию. У нас много общего в истории, страны региона являются мусульманскими, сочетающими опору на исламскую веру и традиции с признанием общечеловеческих демократических ценностей. Наши ресурсы носят взаимодополняющий характер: у кого-то есть нефть и газ, у кого-то - вода, а вместе можем выстроить устойчивую и перспективную энергетическую систему. Короче, простор для взаимовыгодного сотрудничества по многим направлениям открывается широкий.

    Мы вплотную подошли к необходимости разработки согласованного долгосрочного плана развития региона. И это вселяет уверенность в будущем.

    Кор.: Каково ваше видение роли культурного наследия и традиций кыргызского общества сегодня и в будущем?

    К. Б.: Кыргызстан - многонациональное государство с гарантированной свободой развития всех национальных культур. Как я уже неоднократно заявлял, мы стремимся к созданию дружелюбного общества.

    Кыргызы много раз на протяжении своей истории включали в свои объединения представителей различных этносов и всегда отличались терпимостью к другим народам и религиям.

    Но сама возможность создания новой общности - единой кыргызской нации - должна строиться не на стирании национальных особенностей, а на диалоге культур. Для этого необходимо прежде всего понять самих себя, осознать, что ты можешь предложить другим.

    Пренебрежительное до недавних пор отношение к кочевым культурам базировалось на оценке их с точки зрения критериев и ценностей европейской или китайской цивилизаций: то, что не соответствовало этим критериям, признавалось варварским, а что соответствовало - отсталым.

    Право на вмешательство в историю и культуру кочевых народов основывалось как будто на "благородность" миссии, "подтянуть" их до "развитых" культур, помочь в преодолении отставания в развитии техники или экономики. При этом даже мысль о том, что могут и должны сосуществовать различные цивилизации со своими несовпадающими ценностями и формами организации жизни, не обсуждалась. Прогресс, а не счастье жить и любить на своей земле в соответствии с мудростью предков и природы, признавался целью человечества.

    Соответственно носители идеи прогресса брали на себя миссию подчинить весь мир этой цели. В результате такой политики наряду с положительными моментами был "выплеснут ребенок" опыта и жизненной философии кочевых народов.

    Сегодня признано, что идеология единой восходящей логики прогресса потерпела крах. Потребительская культура, как высшая стадия развития глобального общества, привела к кризису нравственности, природного окружения и веры в будущее.

    В мире активно обсуждаются черты новой глобальной идеологии, которая позволит сохранить природные ресурсы и саму возможность существования человека в условиях их истощения и конкуренции за землю, воду и продукты питания.

    В основе цивилизации кочевников лежат принципы достаточного потребления, сохранения природы, генетического здоровья и экспансии за пределы известного. Эти принципы чрезвычайно важны для общего глобального будущего и будущего страны.

    Кыргызстан может выступить как носитель глобальных инициатив и опыта сохранения природных ресурсов, генетической безопасности, стремления найти разумный баланс между формами жизни и природным окружением.

    Мы сами должны понять, на примере своей страны, как добиться сохранения и умножения возможностей территории и многообразия форм жизни - от создания заповедников до сверхтехнологических поселений, организовать движение вглубь изучения космоса человеческих миров (здесь уместно и необходимо упомянуть наследие нашего гения Чингиза Айтматова) для их мирного сосуществования и развития. И прежде всего кочевого мира и миров городских цивилизаций.

    Ведь кочевники и города сосуществовали и дополняли друг друга в течение тысячелетий.

    Кор.: Через две недели в Кыргызстане состоятся президентские выборы. Как проходит избирательная кампания?

    К. Б.: Если коротко - то спокойно, без эксцессов. Конституционный суд поддержал требование оппозиции о переносе сроков выборов с 2010 на 2009 год и как законопослушный гражданин выполняю это решение. Мы предоставили возможность всем желающим наблюдателям следить за ходом выборов, причем даже в большем количестве, чем нас просили. Естественно, пригласили наблюдателей из России и от СНГ. Короче говоря, весь избирательный процесс сделали предельно прозрачным. Убежден, что ни у кого не возникнет сомнений в честности выборов и справедливости их результатов.

    "Известия".


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28587/


Распечатать: Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития   — согласие и диалог РаспечататьОставить комментарий: Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития   — согласие и диалог Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Курманбек БАКИЕВ: Главный ресурс развития   — согласие и диалог Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.4042

EUR 81.1127

RUB   1.0244

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007