Распечатать: Большая игра. Тайм второй РаспечататьОставить комментарий: Большая игра. Тайм второй Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Большая игра. Тайм второй Посмотреть комментарии

10 июля 2009

ЭКОНОМИКА

Большая игра. Тайм второй

    Статья “Первый тайм мы уже проиграли” (“МСН”, 26.05.09 г.) вызвала, по словам руководителя рабочей группы по разработке Национальной программы жилищного строительства Женишбека Шакиралиева, бурные споры и обсуждения среди высокопоставленных чиновников в ряде республиканских министерств и ведомств.

    Напомним, что поводом к написанию той статьи явилось коллективное обращение депутатов ЖК КР А. Кулбаева, А. Салымбекова, Б. Абдырасакова, Б. Акунова, И. Омуркулова, а также руководителя группы по разработке нацпрограммы Ж. Шакиралиева, к главе государства по поводу возможного срыва реализации жилищной программы.

    Главной целью этой программы является формирование рынка жилья для социально уязвимых слоев населения, предоставление возможности гражданам этой категории удовлетворить потребность в жилье, а также стимулирование строительства и обеспечение реконструкции существующего несейсмостойкого социального жилья через создание благоприятного микроклимата для инвестиционной и инновационной деятельности в жилищной сфере.

    В настоящее время средняя обеспеченность жильем на одного человека в Кыргызстане составляет 12,5 кв. м. Напомним, что в благополучные 90–е годы этот показатель равнялся 15 кв. м. Национальная программа рассчитана таким образом, что при неукоснительном выполнении всех запланированных объемов работ и набранного темпа нам бы удалось через 15 лет выйти на показатели 90–х годов. И со временем, если мы не потеряем скорости, то лет через 30–40 состояние жилищного фонда и все его основные параметры могут приблизиться к среднеевропейским показателям. Это когда на одного человека приходится больше 20 квадратных метров жилой площади и дом является вполне комфортабельным и удобным для проживания.

    То, что у наших руководителей родился подобный вполне реальный и выполнимый план (надо лишь четко работать всем структурным звеньям и ведомствам, республиканским и местным властям), это уже вселяет надежду.

    Однако только специалисты и толковые руководители смогут качественно и в срок реализовать его, не заволокитить и не превратить в долгострой, побороть коррупцию, приписки и нецелевое использование средств.

    Пока же мы видим снижение темпов работы и отставание по срокам ввода жилья, что в данном случае недопустимо. План составлен таким образом, что если его урезать наполовину, как это делает в настоящее время Госстрой, главный исполнитель проекта, это означает, что нам удастся лишь заморозить процесс тотальной деградации жилья в Кыргызстане.

    Для запуска строительства социального жилья предусмотрено выделение бюджетных средств в размере 1,75 миллиарда сомов на 2009 год и 2,45 миллиарда на 2010 год. Это только часть субсидий, предусмотрены и другие льготы и меры по снижению цен на запланированные квартиры.

    Согласно НП, ориентировочная общая стоимость всего объема строительства социального жилья на 2009 год определена в сумме 17 млрд сомов и на 2010 год — 24 млрд сомов. В итоге в Кыргызстане должно быть введено в строй более 42 тысяч квартир для малоимущих, социально уязвимых слоев населения. Потребности в жилье этой категории населения республики были бы удовлетворены на 30 процентов при строгом выполнении плана.

    Однако исполнение всех позиций НП отстает по времени от установленных сроков, планы по вводу социального жилья на 2008 год сорваны, не построено 994 тысячи квадратных метров жилья.

    Госстрой и Минэкономразвития затягивают формирование инвестиционных проектов с определением инвестиций на строительство социального жилья по годам и регионам с указанием инвесторов. До сих пор не утверждены стандарты долгосрочного ипотечного кредитования. Затягивается создание Государственной ипотечной компании и ее филиалов на местах. Минпромэнерго неудовлетворительно проводит работу по модернизации предприятий, выпускающих эффективные строительные материалы и конструкции с учетом снижения себестоимости и внедрения импортозамещающих технологий.

    В Жогорку Кенеше комитетом по экономике, бюджету и финансам организована группа по разработке проекта постановления ЖК КР “О новых подходах к решению задач и механизмах продвижения строительства социального жилья в КР” с привлечением Нацбанка, Нацстаткомитета, областных госадминистраций, мэрий Бишкека и Оша.

    По словам эксперта Ж. Шакиралиева, имеет место не только 50–процентное сокращение установленных показателей, но и попытка уклонения от ответственности за провалы в работе. В частности, вразрез с планами НП в мае прошлого года было принято распоряжение правительства страны (проект подготовлен главным исполнителем — Госстроем), которое всерьез занижало площади вводимого в строй жилья за три года — примерно наполовину от намеченного.

    При этом общие цифровые данные подгоняются под объемы стихийно застраиваемого жилья в Кыргызстане. Нетрудно догадаться, что при такой арифметике подсчетов можно свести на нет план по вводу в эксплуатацию социального жилья, а выделяемые средства потратить на совсем другие цели.

    Кризис в жилищной сфере, точнее, в реализации отличного проекта, когда есть все — деньги, поддержка президента, но нет движения вперед, — яркий пример того, как хорошая идея не реализуется исполнителями из–за острого дефицита ответственности, желания и умения вести совместную работу.

    Это тем более обидно, что инвестиционный климат в Кыргызстане становится одним из самых привлекательных в СНГ и в республику поступают значительные дополнительные финансовые ресурсы, часть которых всегда может быть использована для подстраховки социальных программ и проектов.

    Но нужны продуманные пошаговые программы и подпрограммы реализации этой большой идеи в масштабе всей республики. Нужны механизмы привлечения исполнителей и специалистов, которые смогли бы справляться с возложенными на них задачами. Иначе, даже если президент выделит в десять раз больше денег на строительство соцжилья, мы все равно не продвинемся вперед, хотя на бумаге все будет выглядеть не так уж и плохо за счет стихийного строительства.

    На таком фоне было бы непростительной ошибкой просто смириться с тем, что программа ввода социального жилья будет провалена. И уж если возвращаться вновь к футбольной терминологии, в конце концов, именно второй тайм решает судьбу команды и матча. Но найдется ли в Кыргызстане достойный лидер, мастер своего дела, который сможет реализовать эти планы президента и чаяния тысяч наших граждан, преодолев громадные препятствия и слабую командную игру наших топ–менеджеров? Может быть, имеет смысл доверить чрезвычайные полномочия подходящему специалисту или кому–то из подписантов обращения, искренне заинтересованных в успехе дела? Ведь надо доводить дело до конца, а не наблюдать пассивно, как рушатся большие планы на лучшее жилье и будущее.

    

    Замир ОСОРОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/28494/


Распечатать: Большая игра. Тайм второй РаспечататьОставить комментарий: Большая игра. Тайм второй Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Большая игра. Тайм второй Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.2467

EUR 81.0325

RUB   1.0334

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007