Распечатать: Барьеры на пути внешней торговли РаспечататьОставить комментарий: Барьеры на пути внешней торговли Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Барьеры на пути внешней торговли Посмотреть комментарии

19 мая 2009

ЭКОНОМИКА

Барьеры на пути внешней торговли

    За последние пять лет внешнеторговый оборот Кыргызстана увеличился с 1,3 млрд долларов в 2003 г. до 5,5 млрд в 2008, или в 4,2 раза. Справедливости ради отметим, что раньше эти данные сильно занижались, что вело к серьезным расхождениям со статданными государств-партнеров. Большим минусом является и то, что в прошлом году импорт почти в 2,5 раза превзошел экспорт. Однако речь о другом.

Во всем цивилизованном мире признано, что основным фактором повышения торговой конкурентоспособности государства и его экономического процветания служат ясные и простые правила торговли, упрощенные процедуры экспорта и импорта.

    Именно исходя из этого президент Курманбек Бакиев 23 октября 2007 г. издал указ "О развитии государственной политики в сфере внешней торговли и мерах по совершенствованию экспортно-импортных процедур".

    Для более успешной реализации этого указа Германское общество технического сотрудничества (ГТЦ) разработало программу "Сокращение и оптимизация процедур экспорта и импорта в Кыргызской Республике".

    По данным Всемирного банка и Европейского банка реконструкции и развития, только с января 2005 по апрель 2006 года на планете было осуществлено 213 реформ в сфере международной торговли, охвативших 112 стран. Эти реформы упростили регулирование предпринимательской деятельности, усилили защиту прав собственности, облегчили налоговое бремя, упростили доступность кредитования и снизили издержки по проведению импортно-экспортных операций.

    Упрощение процедур оформления таких операций позволило улучшить экономическое положение 19 развивающихся стран. К примеру, в Грузии за два года оформление внешнеторговых процедур сократилось с 54 до 13 дней. По оценкам экспертов, таможенная бумажная волокита является причиной 70% задержек экспортно-импортных операций, тогда как на долю неразвитой инфраструктуры приходятся остальные 30%.

    В развивающихся странах потерянное на границе время оценивается в 20% всего объема времени, расходуемого на транспортировку экспортно-импортных грузов. А один час простоя на границе повышает стоимость товара на 0,04%.

    Исследования специалистов Гарвардской школы бизнеса (США) показали, что либерализация торговли, позволяющая предпринимателям направлять импортные и экспортные декларации по электронной почте с собственного компьютера, дала экономию, равную приблизительно стоимости одного процента ВВП и 0,4% - объема внешней торговли.

    К сожалению, Кыргызстан в списке лидеров реформаторов делового климата не значится. Исследования в рамках программы ГТЦ показали, что для проведения экспортных операций в Кыргызстане требуется 27 документов, к ним 23 подписи и на все про все 15 дней. Тогда как в России соответственно 8, 10 и 6-7 дней, а в Китае - 8, 9 и 4. Да и уровень финансовых издержек в нашей республике в этой сфере один из наиболее высоких в мире. Одни только транспортные расходы составляют 13% от общей стоимости экспорта и 10% - импорта. В Центральной Азии эти показатели хуже только у Таджикистана.

    И отечественные предприниматели, и зарубежные эксперты единодушны во мнении: в Кыргызстане на практике существует и реализуется презумпция виновности бизнесменов. Их изначально подозревают в недобросовестности, что ведет к дисбалансу прав и обязанностей между надзорными госорганами и деловыми людьми.

    Кроме того, подобный подход вкупе с непрозрачностью таможенных процедур провоцирует таможенников на принятие субъективных решений по отношению к участникам внешнеэкономической деятельности. Сокрытие от них необходимой информации ставит людей в зависимость от сотрудников таможенных органов, что способствует проявлению коррупции.

    Система таможенного контроля в Кыргызстане громоздка, сложна и обременительна для предпринимателей как в финансовом, так и во временном отношении. В республике действует неэффективная многоступенчатая, частично дублируемая государственная разрешительная система экспортно-импортных отношений. Каждый разрешительный госорган устанавливает свои правила и выдвигает собственные условия, что увеличивает материальные и моральные издержки субъектов внешнеэкономической деятельности и не способствует эффективному их вхождению в мировой рынок. В частности, во многом дублируются процедуры регистрации и постановки на учет в разрешительных госорганах. Так, пакеты документов, предоставляемых в каждый адрес, в целом одинаковы, но различаются по объему из-за ведомственных требований. Нет и единой формы ведения реестра.

    Каждая такая структура стремится доказать необходимость запрашиваемых документов. Во всем цивилизованном мире госорганы контроля и сертификации следят лишь за соблюдением безопасности импортно-экспортных товаров и требуют у субъектов внешнеторговой деятельности только документы, подтверждающие безопасность пересекающей границу продукции. В Кыргызстане аналогичные службы присвоили несвойственные функции контроля: требуют документы, подтверждающие правовой статус предпринимателя, факт регистрации в налоговой инспекции, справку о наличии банковского счета, товаросопроводительные документы.

    Предприниматель вынужден ходить из кабинета в кабинет, выстаивать в очередях, терпеть унижения из-за плохого настроения чиновника, нередко ждать отсутствующего клерка, чтобы только заполучить на документе его подпись. И самое возмутительное в бюрократическом крючкотворстве то, что большая часть всей этой информации никому не нужна, нигде и никем не используется.

    Субъекты внешней экономической деятельности сетуют на многоступенчатость контроля при таможенном оформлении товаров. Проверяются все документы, определяется таможенная стоимость и их уплата, затем наступает досмотр и пропуск груза через границу. При этом каждый этап контроля осуществляется разными должностными лицами. Все это создает питательную среду для вымогательства взяток, поскольку в процессе разрешения на ввоз и вывоз товара участвует значительное количество лиц.

    Необходимо отметить еще и то, что органы обеспечения безопасности и контроля, центры принятия решения и оплаты услуг по выдаче разрешительной документации не сосредоточены непосредственно на месте оказания услуг, что влечет дополнительные траты предпринимателями времени и денег.

    В этих госорганах слабо внедряются современные информационные технологии и компьютеризация документооборота, что ведет к частым контактам предпринимателей с чиновниками, а значит, создаются предпосылки для коррупции. Подчас возникает впечатление, что бюрократический аппарат сознательно тормозит внедрение прогрессивных форм и методов труда, всеми силами препятствует упрощению и оптимизации нормативно-административных процедур.

    Пожалуй, наиболее убедительный тому пример - внедрение режима "единого окна". Смысл его в том, что он позволяет предоставлять стандартизированную информацию и разрешительные документы с использованием единого пропускного канала для выполнения всех регулирующих требований в сфере внешней торговли.

    Разговор об этом ведется давно, но до практического воплощения идеи в жизнь в Кыргызстане еще далеко. Механизм "единого окна" должен создаваться на основе тесного сотрудничества и партнерства между всеми заинтересованными министерствами и ведомствами, участвующими в осуществлении экспортно-импортного контроля.

    Практика показывает, что в странах, внедривших принцип "единого окна", пропускная способность пограничных пунктов при экспорте-импорте товаров увеличилась от двух до шести раз.

    Подытоживая разговор, отмечу, что сложившаяся в Кыргызстане практика применения таможенных, технических, санитарных, ветеринарных и прочих мер при ведении экспортно-импортных операций характеризуется высокой степенью субъективизма со стороны представителей соответствующих госорганов, недоступностью для участников документов, устанавливающих нормы и требования, а также законность административных процедур в этой сфере, что создает благоприятную среду для взяточничества.

    Дублирование и несогласованность в действиях различных ведомств, неоправданное и необоснованное введение различных бюрократических процедур увеличивают издержки предпринимателей. А недостаточный уровень квалификации и компетентности работников контролирующих органов снижает доверие не просто к их деятельности, но и к внешнеэкономической политике государства в целом.

    Это неизбежно учитывают потенциальные зарубежные инвесторы. Без сокращения числа документов, разрешительных подписей, сроков прохождения бюрократических, подчас надуманных, процедур вряд ли удастся улучшить инвестиционную привлекательность республики и режим ведения экспортно-импортных операций.

    Необходима независимая и компетентная экспертиза, которая бы позволила определить, какие документы и процедуры можно сократить, объединить, упростить или оптимизировать и заодно обеспечить межведомственное взаимодействие и согласие.

    Пока же административные барьеры сильно мешают развитию внешнеэкономической деятельности, негативно сказываются на имидже Кыргызстана.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/27780/


Распечатать: Барьеры на пути внешней торговли РаспечататьОставить комментарий: Барьеры на пути внешней торговли Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Барьеры на пути внешней торговли Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007