Распечатать: Картина маслом... хлебом, солью РаспечататьОставить комментарий: Картина маслом... хлебом, солью Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Картина маслом... хлебом, солью Посмотреть комментарии

3 марта 2009

ЭКОНОМИКА

Картина маслом... хлебом, солью

    Если то, что происходит в Кыргызстане, считать "отголосками мирового кризиса", то они какие-то странные. При кризисе спад спроса во всем мире означает снижение цен. У нас же свой вариант: спрос падает, а цены повышаются.

ОБМАНна небесная

    Причем это повышение явно не адекватно курсу сома по отношению к доллару. Надо полагать, после девальвации тенге у наших продавцов от страха конкретно сносит "крышу", и они повышают цены "впрок", опасаясь, что подобный "девальвец" приснится и сому.

    Можно взирать на все это с китайским спокойствием и гадать, кто от этой "карусели" выиграет - продавец или покупатель. Но пока покупатель явно в проигрыше. Надеяться на совесть и добрую волю продавца - гиблое дело. Он до сих пор не "отбил" свои деньги, вложенные в товар накануне всеобщего повышения цен образца позапрошлого года.

    Конечно, на пылесосы и холодильники цены постепенно снизятся. Покупать их меньше будут даже при низких ценах. Хуже другое. Именно хлеб и другие товары первой необходимости становятся наиболее подверженными спекуляциям в условиях кризиса. Хлеб-то покупать придется в любом случае. Люди склонны верить слухам, поэтому любой шепот "беззубых старух" о том, что цены на самое необходимое вырастут еще больше, спровоцирует ажиотаж на продуктовом рынке. Отсюда нехватка продуктов и соответственно социальная напряженность в стране.

    Сейчас правительство предпринимает все, чтобы этого не произошло. В частности, заключаются договоры со странами-производителями на поставку зерна, а чтобы контролировать ценообразование на муку и хлебобулочные изделия, вводит систему контроля рентабельности их производства. С целью поддержки малоимущих кыргызстанцев правительство разрабатывает механизм введения квоты для производства дешевого хлеба каждой пекарней и создает условия по выводу пекарен из теневой сферы...

    Тем не менее с самим хлебом происходит много интересного - в основном с точки зрения правоохранительных ведомств. На днях в редакцию позвонил один из самых лучших экономистов нашей эпохи - простой пенсионер, назвавшийся Василием Сергеевичем. Он возмущался: "Сколько раз вы писали в своих газетах, что пекарни "химичат" с весом готового хлеба, а что толку? Этот обман так и продолжается - буханка худеет прямо на глазах. Зачем тогда правительство обманывает людей, когда говорит о том, что цены на хлеб не растут?"

    Претензии пенсионера понятны. Для пекаря отщипнуть от теста кусочек в 20 граммов не проблема. Тем более внешний вид испеченной буханки от этого не изменится. Изменится только реальная цена. Вспоминается анекдот. Встречает Достоевский на Невском проспекте Раскольникова и спрашивает:

    - Что ж вы это, Родион Романыч? Старушку - и за двадцать копеек.

    - Не скажите, Федор Михалыч, пять старушек - рупь.

    С весом хлеба примерно то же самое. Желающий может сам взять калькулятор и подсчитать, на сколько его наказывают недобросовестные пекари. А ведь отщипывают не всегда по чуть-чуть, бывает, что и побольше. Тем более единых стандартов веса хлеба в стране нет. Что мешает их создать - до сих пор загадка.

    Но народ терпит. Нашему правительству вообще повезло с народом. Только нам госсекретарь (теперь уже бывший) мог сказать: "Кыргызстанцы сами должны заботиться о продовольственной безопасности", и никто в праведном гневе не пошел брать "Белый дом".

    Песнь пенсий

    В свое время Китай, Финляндия, Австрия, Франция и Япония решили: нужен государственный контроль над ценообразованием. Что характерно, в этих государствах власти начали регулировать цены именно тогда, когда там возникли сложные экономические ситуации. Сопровождались они серьезными спадами покупательной способности национальных валют и высокой инфляцией. Рынок рынком, но еще Франклин Рузвельт говорил: "Существуют правила, слепое исполнение которых ведет к гибели".

    Скоро исполнится год, как в Кыргызстане приняли закон о продовольственной безопасности. На тот момент в стране насчитывалось 2,722 миллиона социально уязвимых граждан. Тех, кто не мог расплатиться с государством за коммунальные услуги и получал компенсации, насчитывалось 350 тысяч, а на мизерную пенсию тогда как-то выживали 550 тысяч кыргызстанцев. Причем это официальные данные. Но год назад еще не были закрыты многие предприятия, а новый Налоговый кодекс не вступил в действие.

    - Во-первых, мы окончательно разобрались в терминологии и выяснили, что же собой представляет продовольственная безопасность, - заявил депутатам в день принятия "безопасного" закона глава Минэкономразвития Акылбек Жапаров. - Во-вторых, выработали механизмы предотвращения продовольственного кризиса и, в-третьих, даже если кризис наступит, мы наметили план выхода из него.

    Г-н Жапаров также пообещал, что этот закон будет служить своеобразной гарантией для социально уязвимых слоев населения, которых у нас больше чем полстраны. А по неофициальным данным, их и того больше. Для малоимущих, напомним, закон предусмотрел трехмесячный запас продовольствия. На закупку всего необходимого потребуется 2,9 миллиарда сомов. По 1,065 тысячи сомов на каждого малоимущего. Интересно, кто-то из министров пробовал прожить на 350 сомов в месяц, пусть и в качестве "довеска"?

    Заявленная главная цель закона о продовольственной безопасности - обеспечить гражданам доступность продовольствия. Последняя же, как сказано в пресловутом законе, складывается из двух факторов - экономического и физического.

    Что такое экономическая доступность? Если гражданин покупает хлеб, картошку или молоко, у него еще обязательно должны остаться деньги на мыло, зубную пасту или оплату коммунальных услуг. Физическая же доступность предполагает: продовольствия должно хватать каждому жителю страны. Сюда входят и физически уязвимые лица: грудные младенцы, дети младшего возраста, старики, инвалиды, неизлечимые больные и те, кому необходим постоянный медицинский уход, включая душевнобольных.

    Контрольная работа

    Еще 2 декабря прошлого года в столичной мэрии сотрудники Госагентства по антимонопольной политике и развитию конкуренции встречались с хлебопеками. В итоге стороны договорились о снижении предельной оптово-отпускной цены на социальный хлеб. Также антимонопольщики внесли в правительство предложение создать межведомственную комиссию для анализа ситуации на хлебобулочном рынке. На прошлой неделе проект постановления был отправлен правительству на согласование.

    Однако просьбы к пекарям не повышать цены на готовую продукцию - единственное, что может сделать антимонопольное агентство. По признанию заместителя директора ведомства Назиры Усеналиевой, у них нет полномочий регулировать цены на рынке продовольствия. Торговля продуктами питания и их производство находятся на откупе у частников и не входят в список естественных и разрешенных монополий.

    Между тем в свою бытность премьером Алмазбек Атамбаев утверждал: высокие цены на продукты - результат сговора восьми монополистов, которые и диктуют правила игры на этом рынке. Но дальше этого признания дело не пошло. Следить за словами наших чиновников вообще интересно. Особенно когда они говорят о масштабах теневой экономики или количестве "кукловодов" продуктового рынка. Если они знают, СКОЛЬКО, то наверняка им известно и КТО.

    Этим монополистам есть где разгуляться и без малоимущих. Насчет цены на хлеб для остальных граждан никаких договоренностей между антимонопольщиками и пекарями не было, поэтому она в разных магазинах варьируется от 12 до 22 сомов - в зависимости от сорта и веса. Хотя давно известно: то, что мы видим на ценниках, - не настоящая цена товара, а та, которую хочет получить продавец. В общем, тем, кто считает себя средним классом, приходится спасаться самим. Сегодня, по самым разным оценкам, "середняки" тратят на продукты до 80 процентов своих доходов.

    Но что сейчас мешает добавить полномочия антимонопольщикам, расширив "пределы их компетенции", как написано в законе о продовольственной безопасности? В число упреждающих мер против кризиса эта вписывается весьма гармонично. Допустим, пекарня продает буханку хлеба в 450 граммов по 13 сомов. Антимонопольщики должны иметь право прийти к ее хозяину и спросить, из чего складывается цена, вдвое превышающая себестоимость. И хозяин обязан будет дать полный отчет, иначе ему придется отвечать по всей строгости закона. В который необходимо внести соответствующие поправки. Экономисты называют это "обеспечением финансовой прозрачности цены".

    ...По статье 1 "безопасного" закона, продовольственный кризис - это ситуация, когда обеспечение населения минимумом основных продуктов питания находится под угрозой на всей либо значительной части территории страны. "Данная угроза может быть устранена только с применением мер государственного регулирования", - сообщает закон. Практика показала: иного пути преодоления кризисных явлений не существует. 

США. В 1979 г. был принят Закон "О продовольственной безопасности", направленный на поддержку сельского хозяйства, "создающего материальную основу права на питание и соответственно на жизнь". Этим законом предусматривалась закупка зерна в госрезерв для обеспечения продовольственной безопасности. Для обеспечения защиты населения от некачественного продовольствия в Америке разработана система контроля за качеством и состоянием экологической безопасности продовольствия. Затраты на нее составляют свыше миллиарда долларов в год. Система позволяет своевременно выявлять и устранять с рынка некачественную продукцию, угрожающую здоровью потребителей.

    Германия. В 1979 году принят Ордонанс о продовольственном снабжении. Согласно ему, государство обязано рассматривать проблему снабжения населения продовольствием как стратегическую. Кроме того, акт обязывает формировать продовольственные фонды и не ставить продовольственное снабжение в зависимость от третьих стран.

    Аргентина. Согласно Национальной продовольственной программе, глава исполнительной власти обязывается принимать все необходимые меры по преодолению острой нехватки продовольствия у наиболее незащищенных и нуждающихся слоев населения.

    Филиппины. В 1986 году принят и достаточно успешно, по мнению ООН, действует целый пакет мероприятий, расширяющих доступ населения к хорошему питанию путем государственной защиты и помощи в этом (включая субсидирование). Вместе с тем проводятся мероприятия по распространению доступа к полноценному питанию на все категории граждан.

    Франция. В соответствии с Законом "Об обеспечении стабильности сельскохозяйственного производства" 1960 года государство поддерживает конкурентоспособность аграрного сектора и регулирует внутренний рынок сельхозпродукции. Также оно следит, чтобы импорт продовольствия не наносил ущерба отечественному сельхозпроизводству, а цены на импортные товары не были ниже мировых и цен внутреннего рынка.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26830/


Распечатать: Картина маслом... хлебом, солью РаспечататьОставить комментарий: Картина маслом... хлебом, солью Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Картина маслом... хлебом, солью Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8300

EUR 79.7354

RUB   1.0579

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007