Распечатать: С богом РаспечататьОставить комментарий: С богом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: С богом Посмотреть комментарии

27 февраля 2009

ПЕРЕКРЕСТОК

С богом

    12 февраля под председательством президента Кыргызской Республики Курманбека Бакиева состоялось заседание Совета безопасности. Во время своего выступления глава государства сделал акцент на том, что за последние годы значительно усилилось влияние различных религиозных течений. "Мы не должны допускать, чтобы людей вовлекали в различные религиозные организации. Нельзя, чтобы наши дети предпочитали вместо школы посещать мечети. Местные органы власти должны вести соответствующую разъяснительную работу", - подчеркнул президент. На этом же Совете безопасности была принята концепция, которая в числе прочего предусматривает противодействие религиозной нетерпимости. Какую роль в том вопросе играет религиозное образование? Где лучше его осуществлять: в государственных школах или в приходах и медресе?

Каныбек ОСМОНАЛИЕВ, директор Государственного агентства по делам религий при правительстве КР

    Перехватить инициативу

    - Попустительство в сфере религиозного образования Кыргызстана может привести к расколу в обществе. До сих пор в этом плане у государства отсутствовала внятная политика. В 1991 году при разработке базового Закона

    "О свободе вероисповедания" эта составляющая вообще выпала из поля зрения. В 1996 году было инициировано временное положение о религиозном образовании. В результате все конфессии республики действуют по собственному разумению. Так, в Кыргызстане существует множество курсов по изучению Корана, 52 медресе, целая сеть мусульманских пансионов, десять исламских вузов. Активизируют деятельность и представители других религий. Активно строят свою образовательную систему иностранные миссионеры. В ряде северных регионов Кыргызстана уже есть их образовательные учреждения, которые созданы в государственных средних школах. В их учебных программах появился такой предмет, как Закон Божий. При этом необходимые разрешительные документы есть только у двух церковно-приходских школ в Бишкеке и Оше. Здесь религиозные предметы идут как дополнительные к светской программе.

    Все остальные образовательные учреждения имеют только разрешения духовных управлений. Даже столичный Исламский университет работает без лицензии Министерства образования. А ведь это прямое нарушение действующего законодательства. Налицо и нарушение существующего Закона "Об образовании", требующего обеспечить подрастающему поколению девятилетнее образование в обычных школах.

    Чтобы решить эти проблемы, наше ведомство разработало законопроект "О религиозном образовании и образовательных учреждениях". В этом документе мы прописали все положения по созданию подобных образовательных центров и заведений - по учебной базе, профессорско-преподавательским кадрам, лицензированию и так далее. Не хотел бы останавливаться на деталях, поскольку документ рассматривает правительство, а затем он будет вынесен на обсуждение всеми заинтересованными сторонами. Допускаю, что нам предстоят длительные дискуссии. Но мы готовы к ним, поскольку государство должно заняться разработкой новой законодательной базы, не ущемляя чувства верующих, но и не забывая о том, что именно в раннем возрасте происходит формирование мировоззрения человека. Убежден, что в общеобразовательной школе необходимо ввести предмет "Мировые религии". Это поможет перехватить инициативу у представителей различных религиозных конфессий. Естественно, такой предмет не должен иметь ничего общего с богословием. То есть речь будет идти о ценностях всех религий, и учитель ни в коем случае не должен вести речь о преимуществах той или иной системы мировоззрения.

    Муратбек ИМАНКУЛОВ, заведующий кафедрой педагогики, психологии и социально-гуманитарных дисциплин Кыргызской академии образования, автор монографий по религиоведению

Объективно и беспристрастно

    - Предмет "Мировые религии" в общеобразовательных школах позволит достичь двух целей. С одной стороны, это будет способствовать воспитанию толерантности в молодых кыргызстанцах. Ведь для того чтобы уважать чужое мнение, надо его понимать. Процесс мирного сосуществования разных мировоззрений всегда начинается с поиска точек соприкосновения. Именно школа должна взять на себя функцию проводника.

    С другой стороны, это позволит оградить молодежь от влияния различных сект. Многие оказываются вовлечены в культовые группы в силу собственного незнания. Ведь под знаменами, например, ислама выступают приверженцы 72 течений. При этом ряд из них принципиально отличается от традиционных верований кыргызов. Давая основы религий, мы учим разбираться в этом чрезвычайно важном вопросе и искать свой путь.

    Естественно, никакой агитации и пропаганды в пользу той или иной религии в стенах школы быть не должно. Предмет "Мировые религии", как и любая другая общеобразовательная дисциплина, должен подавать материал объективно и беспристрастно.

    Айбек ажи БУЛЕКБАЕВ, секретарь-советник казы мусульман Чуйской области

    Не вместо, а вместе

    - Выпускники теологических учебных заведений могут быть только имамами или муллами. У них нет знаний, необходимых светским работодателям. С другой стороны, нашим воспитанникам охотнее доверяют работу, не требующую особой квалификации. Считается, что верующий человек более честен и ответствен.

    Мы пытаемся объединить лучшее, что есть в религиозном и светском образовании. Недавно провели мониторинг, проверили духовные семинарии и закрыли те из них, которые обучают только теософии. Некоторые мусульманские образовательные учреждения заключили договоры с государственными школами, другие разрабатывают новую программу с учетом светских образовательных требований.

    Хочу подчеркнуть: мусульманское духовное управление не отрицает необходимости светского образования. Поэтому основной набор в медресе проводится после того, как ребенок закончил 9-й класс государственной школы. Но к нам обращаются родители подростков, особенно часто вдовы, которые просят позаботиться о духовном воспитании их детей. Ведь именно 12-14 лет - самый важный возраст для становления личности.

    Конечно, роль семьи в этом вопросе нельзя недооценивать, но когда семья не справляется, свое слово должно сказать духовенство. В нашем обществе хранителями традиционных нравственных ценностей всегда были верующие. Одна из главных проблем страны - потеря нравственных ориентиров. И в этом смысле религиозное образование приобретает решающее значение.

    Сейчас много говорят о проблеме исламизации образования, руководители мусульманского духовенства пытаются оказать помощь в ее решении. Так, во время наставлений в мечетях имамы напоминают прихожанам о необходимости дать детям школьное образование и нести ответственность за их обучение в школах.

    Алексей АЗГЕРЕЕВ, независимый эксперт

    Религиозность - не синоним нравственности

    - Определимся с терминами. Во-первых, под религиозным образованием мы понимаем своего рода профессиональное обучение, дающее право быть богословом. И такое образование само по себе не отличается от того, которое получают, скажем, врач или инженер. Но становится ли такой человек ближе к Богу? Пророки проживали среди людей целые жизни, прежде чем становились пророками. Мухаммад, Иисус, Моисей, Ной и другие - все они пришли к истине в зрелом возрасте. Жизнь приводит человека к Богу, иными словами, чтобы прийти к Богу, следует пройти путь длиною в жизнь. Или, как сказал Экзюпери: "Жизнь - это медленное рождение. Было бы слишком просто брать уже готовые души".

    Во-вторых, сегодня все чаще говорят о необходимости преподавания религии как элемента культурного воспитания в светских школах. Мы проводили круглые столы, на которых обсуждали возможность такого предмета. Прозвучали разные мнения, многие учителя полагают, что вводить религиозный компонент в школьный образовательный процесс не следует хотя бы до девятого класса. Например, директор первой школы-гимназии Джалал-Абада Лилия Лебедева подчеркнула, что религия - сугубо личное дело и никто не должен вторгаться в эту сферу жизни человека, а ребенку нельзя навязывать религиозные идеи.

    Воспитание терпимости и уважительного отношения к чужому мировоззрению - задача любого образовательного учреждения, и она не должна быть связана с религиозным воспитанием.

    Наталья Тимирбаева, корреспондент "МСН"

    Он улетел, но обещал вернуться

    Как быстро все меняется в мире. В школьные годы мы однажды заполняли анкету, где был вопрос: "Есть ли среди ваших родственников верующие?". Мы все дружно ответили "нет". Естественно, нас - детей перестройки - никто за наличие верующей родни не наказал бы. И все же признаваться, что у тебя есть бабушка, которая ходит в церковь, или дедушка, который говорит "Ля илляха иль Аллах сказал и можешь кушать (спать, гулять, учить уроки)", было не принято.

    Совсем недавно мой ребенок, отвечая на вопрос из учебника по родиноведению за 4-й класс "Представители каких религий есть в твоей семье?", категорически отказался написать, что его папа - атеист. Видимо, посчитал, что это сведения, порочащие его.

    А еще раньше, изучая пантеон древнегреческих богов, сын спросил меня: "А Зевс еще жив?". "Это же Бог", - ответила я, совершенно обалдев. "Знаю, но он жив?" - настаивал ребенок. "Это плод человеческой фантазии", - ответила я. "Христос тоже выдумка?" - потрясенно уточнил любознательный мальчик.

    Я не смогла ответить на этот вопрос, потому что считаю, что у каждого человека должна быть своя дорога к Богу (или от него). И однозначным "да" или "нет" я бы взяла на себя ответственность за такой выбор. Поэтому осторожно заметила, что любой Бог жив до тех пор, пока существует хотя бы один человек, который верит в него. "Как Дед Мороз", - понял мой ребенок.

    Рассказываю это потому, что убеждена: религиозное образование в любом, тем более многоконфессиональном обществе - вопрос весьма неоднозначный. С одной стороны, международный опыт доказывает, что в школе должен изучаться предмет "Мировая культура" (он объединит наконец "ненужные" музыку и рисование), в рамках которого дети познакомятся с основами важнейших мировых религий.

    С другой стороны, существует опасность, что под воздействием учителя будет отдано предпочтение одной из религий, а то и вовсе опошлена эта идея. Опасения имеют основания. Дело в том, что в уже упомянутом учебнике родиноведения есть раздел "Мировые религии". Там вполне доступным языком рассказывается о религии вообще и о трех основных верованиях в частности. Так вот, об Иисусе Христе в числе прочего сказано, что он был распят, ученики сняли его с креста, а когда пришли через три дня, то увидели, что Христа нет. "Тогда они поняли, что он улетел, и начали ему молиться". Прямо Карлсон какой-то. Пришлось объяснять ребенку, что Христу поклоняются вовсе не за то, что он умел летать.

    Вообще же в разных странах существует разный подход к преподаванию религиоведения в школах. Есть государства, где изучается религия, к которой принадлежит большинство населения. В других предлагается несколько курсов на выбор (при этом атеисты могут изучать этику). Но главное условие всех этих подходов - добровольность.

    Наталья Тимирбаева.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26773/


Распечатать: С богом РаспечататьОставить комментарий: С богом Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: С богом Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007