Распечатать: Долг платежом страшен РаспечататьОставить комментарий: Долг платежом страшен Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Долг платежом страшен Посмотреть комментарии

24 февраля 2009

ЭКОНОМИКА

Долг платежом страшен

    Месяц назад глава Национального банка КР Марат Алапаев "обрадовал": внешний долг государства "весит" 2,1 миллиарда долларов. Причем республика еще 40 лет будет выплачивать от 60 до 90 миллионов долларов ежегодно.

    "Разводка" боем

    Этим откровения от Нацбанка не ограничиваются. Еще в конце января его специалисты сообщили не менее любопытную вещь: в последние 15 лет республика заплатила по внешним долгам около 1,4 миллиарда долларов.

    Строго говоря, деньгами Кыргызстану дали всего 600 миллионов долларов. Остальные полтора миллиарда шли "натурой" - товарными поставками, различным оборудованием и техникой, а также строительными и ремонтными работами. Из кредитных денег также оплачивались услуги различных экспертов и консультантов. По сути, первый ответ на классический вопрос "Где деньги?" звучит так: они вернулись тем, кто давал эти кредиты. С помощью продажных чиновников, получивших за это по "откату" на нос.

    Каким был незадолго до краха СССР главный козырь "демократов первого призыва"? Пустые прилавки магазинов. После распада СССР они быстренько заполнились. Но за счет чего, если в государственных карманах ветер гулял - в мае 1993 года международные резервы страны составляли всего 13,44 миллиона долларов? При таком раскладе "демократическая власть" Акаева просто не удержалась бы долго. Продержаться ей можно было только за счет кредитов, на которые покупались за границей продукты питания. Таким образом, деньги возвращались тем, кто их дал, а долг висит на республике по сей день. За счет долга формировались и международные валютные резервы страны. Основные источники их формирования в начале 90-х годов - внешние заимствования Кыргызстана, основная доля которых состоит из кредитов Международного валютного фонда, Всемирного банка, Азиатского банка развития, а также иностранных государственных кредитов, которые получены по двусторонним соглашениям. Нацбанк признает: в первые 10 лет после введения сома международные резервы выросли до 388,95 миллиона долларов США в основном за счет займов все того же МВФ.

    Но наши 2 миллиарда долгов за 16 лет - это еще ничего. В свое время через Нигерию таким же путем прокрутили 15 миллиардов долларов - всего за один год. Что с того, что там население в 20 с лишним раз больше нашего? Думается, нигерийцы от такого долга тоже не в восторге. Берешь чужие деньги и на время, а отдавать - свои и навсегда. Долги делать вообще никто не любит. Разве что продажные политики, которые хотят сохранить власть любой ценой. Даже если эта цена - суверенитет своей страны. Их позиция очевидна: после нас хоть потоп. Торговать независимостью легче, нежели ее завоевывать.

    Надо ли после этого упоминать, что "выхлоп" от этих кредитов отрицательный? Возьмем немцев. После второй мировой войны они заявляли: "Каждый доллар, истраченный в Германии по плану Маршалла, дал возможность осуществить материальные и трудовые достижения на сумму от 10 до 20 долларов". А кыргызстанские эксперты подсчитали: каждый доллар, взятый в акаевский период у иностранцев, имел прямо противоположный эффект: он вытряхивал из нашей экономики по 5-6 долларов...

    Тихой SAPой

    К слову, подобный подход вписывается в так называемую SAP - Structural Adjustment Programmes ("Программа структурной стабилизации"). Ее условия: либерализация внешнеэкономической деятельности, девальвация национальной валюты, повышение ставки кредита, приватизация госпредприятий, ужесточение налоговой политики, сокращение социальных расходов и далее по списку. А что от этого имеет простой кыргызстанец, который не всегда отличает структурную стабилизацию от политической проституции? Меры, навязанные нам извне, привели к такому разрыву между бедными и богатыми, который возможен только в одном случае - если власть исполняет роль администрации при иностранных оккупантах. В 1815 году экономист Давид Рикардо отмечал: "Государственный долг ведет к бегству капиталов, сокращает частные сбережения. Бремя долга заключается не столько в ежегодной выплате процента, сколько в растрате ресурсов".

    Простой анализ показывает: под видом помощи страны-кредиторы и сбрасывали в Кыргызстан собственную инфляцию, которая увеличила чистый экспорт и "эластичность" финансовых систем этих стран. У нас же данные процессы произошли с точностью до наоборот - как и должно было случиться. Тот, кто дал нам кредит, выдал его в виде лишь частично обеспеченных финансовых средств, а их полное обеспечение целиком легло на нас. То есть мы, по сути, превратились в колонию страны-кредитора. К слову, в отношении займов странам СНГ бывший эксперт МВФ Джеффри Сакс признал: "Мы положили больного на операционный стол, вскрыли ему грудную клетку, но у него оказалась другая анатомия".

    Сейчас в стране сложилась такая ситуация: сколько мы ни выплачиваем внешний долг, он никак не хочет уменьшаться. А его реструктуризация в последние месяцы правления Акаева усугубила ситуацию еще больше. Что такое реструктуризация? Погашение долга отодвигается на несколько лет. Но за это время его сумма растет за счет процентов. Пройдет время, и долг в 2 с лишним миллиарда долларов вырастет до 3 миллиардов, а то и больше. Помнится, реструктуризация подавалась изначально как победа Кыргызстана. На самом деле это одна из самых беспроигрышных систем грабежа. На том, в общем-то, и основана долговая стратегия Запада. Такие долги, по сути дела, невозможно выплатить. Да они и давались в расчете на то, чтобы Кыргызстан никогда не смог с ними рассчитаться.

    Тем не менее платить все же придется. Если, конечно, мы хотим выглядеть цивилизованным государством. Экономист Джон Кейнс заявил как-то: "Если вы берете в банке сто долларов - это ваша проблема, а если миллион - то это проблема банка". Мы, конечно, можем показать Западу "дефолт из трех пальцев", попросту кукиш. Но кто предскажет последствия?

    Могила - могильщикам

    Впрочем, можно обойтись и без дефолта. Но при одном условии: власть не должна бояться принимать смелые решения. Кыргызстану сейчас трудно претендовать на статус независимого государства и в то же время принимать помощь со стороны США и Европейского союза. Честнее открыто обратиться к своему народу и к миру, призвав сограждан к разумному терпению, а иностранцев к сдержанности в кредиторских аппетитах.

    Во-вторых, часть долгов мы все-таки должны отказаться платить. Особенно это касается тех, которые брали в Международном валютном фонде и Всемирном банке. Необходимо объяснить: "Мы следовали всем указаниям и рекомендациям МВФ, а в результате пришли к финансовой катастрофе". Этому есть свидетели - все, кто при Акаеве называл Кыргызстан "отличником МВФ". Советы и приказы "международников" грешили и грешат непрофессионализмом и ошибками. Посему мы имеем полное право заявить: требовать возврата выданных кредитов безнравственно и неправомерно. Более того, можно предъявить встречные претензии за ущерб, нанесенный нашей экономике и населению страны. Но над сбором доказательств должны капитально поработать Генпрокуратура и Счетная палата. Тем более что все данные по внешнему долгу с указанием тех структур и лиц, кто конкретно получал и реализовывал иностранную помощь, находятся в свободном доступе - на интернет-сайте Министерства финансов.

    Есть и другой способ сделать так, чтобы долг не выглядел настолько уж неподъемной ношей, - моральный. А для этого необходимо регулярно работать с информацией.

    Для наглядности: внешний долг США зашкаливает за 2 триллиона долларов. Однако никто до сих пор не сомневается в том, что американская экономика выплывет. Наш же долг (с подачи правительства, кстати) превратили в основную проблему. Если разобраться, оте-чественная экономика не такая уж и слабая - на каждом американце висит сумма в несколько десятков больше внешнего долга, чем на каждом из нас. Просто мы не можем вести информационную борьбу в финансово-экономической сфере. Срочно нужен эффективный механизм защиты своих национальных интересов в мировой информационной среде. Готовы ли его создать секретариат президента и Институт стратегического анализа и оценок? Если он будет создан, думается, тогда можно не только затевать "долговые" споры, но и выигрывать их. Практика показывает: одними Санта Клаусами имидж страны не поднять. 

    "Кредитная" история

    С марта 1938 по июль 1939 года гоминьдановский Китай взял у СССР кредитов на сумму 250 миллионов долларов. В счет этого долга Союз поставил Китаю более тысячи самолетов, 1400 артиллерийских орудий, 14000 пулеметов, горючее - все для войны против японской агрессии.    

    Впоследствии китайцы честно и полностью вернули все долги 1938-1939 годов, хотя это были долги Чан Кайши. Те, кто постарше, наверняка помнят добротные китайские термосы и полотенца, продававшиеся в Союзе в 50-60-х годах. Хотя в то время китайцы жили едва ли богато.

    А почему китайские коммунисты признали долги гоминьдановцев, с которыми они сами воевали? Это были деньги на святое - защиту Родины. Такой долг, думается, не стыдно брать и нельзя не вернуть.

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26729/


Распечатать: Долг платежом страшен РаспечататьОставить комментарий: Долг платежом страшен Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Долг платежом страшен Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.8080

EUR 81.1487

RUB   1.0386

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007