Распечатать: Вторая мировая поэзия РаспечататьОставить комментарий: Вторая мировая поэзия Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вторая мировая поэзия Посмотреть комментарии

16 января 2009

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Вторая мировая поэзия

    В прошлом году на страницах нашей газеты публиковался цикл "Мои стихи" о лучших поэтах мира и их творениях. Новый проект "Мой рок-н-ролл" посвящен уникальному культурному явлению - поэзии русского рока.

Существуют явления, природу которых невозможно объяснить двумя словами. Вдохновение, любовь, счастье - в чем их суть? Что они из себя представляют? Точно так же невозможно парой-тройкой определений передать всю суть явления, имя которому - русская рок-поэзия. Нынешний цикл "Мой рок-н-ролл" - всего лишь одна из попыток не только рассказать читателю об этом огромном культурном пласте, но и самому разобраться в нем.

    Итак, откуда взялась русская рок-поэзия? Ведь сам рок как стиль музыки пришел с Запада. Какая сила выбросила рок-поэзию на просторы одной шестой части суши? И не только выбросила, но и сделала одним из ярчайших явлений современности, до сих пор волнующим умы и сердца вместе с "традиционной" поэзией?

    Все критики и литературоведы признают, что русская рок-поэзия произошла от авторской песни, наполнив ее, впрочем, новым содержанием. В ходе эволюции авторского жанра выяснилось, что подобные тексты можно петь не под одну, а под две-три гитары плюс барабаны и (правда, редко) клавишные инструменты. По сути, авторская песня дала русскому року жизнь, а он в благодарность спас бардов от кризиса жанра. Известный музыкальный критик Артемий Троицкий утверждал: "В рок-н-ролл у нас люди шли не столько от музыки, сколько от желания высказаться, от желания энергетически самореализоваться, и вовсе не обязательно эта самореализация шла через композиторский талант". Троицкий вообще полагает русский рок явлением именно поэтической культуры в силу приоритета текста над музыкой. Бардов и рок-поэтов разводила только принадлежность к разным поколениям и разному культурному контексту. Но эта "пуповина", соединявшая два жанра, никогда не обрывалась. Позже она проявилась в творчестве многих рок-поэтов. Показательным примером стал юбилейный вечер Булата Окуджавы в 1992 году, который посетила и "рокерская фракция". То есть те поэты, которые сознавали себя "духовными детьми" бардов, - Андрей Макаревич и Юрий Шевчук.

    Из той же когорты рок-бардов произошел и Александр Башлачев, который заявил о себе:

    На второй мировой поэзии

    Признан годным и рядовым.

    Правда, о рок-поэзии говорят и другое: такого понятия вовсе не существует. Есть, мол, поэты, чьи стихи предназначены исключительно для того, чтобы стать песнями. Остальное - от лукавого. Стихи ведь говорят сами за себя, не нуждаясь в эпитетах. Однако тот, кто говорит о рок-поэзии, четко представляет себе, что имеет в виду. А именно - субкультурную принадлежность автора. В самом деле, не записывать же Николая Рубцова и Сергея Есенина в рок-поэты, хотя несколько групп исполняли песни на их стихи. Зато Башлачева, песни которого не укладываются в рамки даже самых широких представлений о рок-музыке, совершенно справедливо относят к рокерам - из-за его присутствия в "роковой" субкультуре...

    Однако со временем рок-поэзия значительно вышла за романтические рамки, присущие бардам. Отправной точкой этого принято считать начало 80-х годов. Когда "Машина времени" перешла на службу в "Росконцерт", а в Ленинграде появился длинноволосый бородатый парень в очках, похожий на геолога, - Юрий Шевчук. Если у Макаревича присутствовала ирония:

    Синей птицы не стало меньше,

    Просто, в свете последних дней,

    Слишком много мужчин и женщин

    Стали сдуру гонять за ней...

    ...то вместо нее пришел сарказм и душевный надрыв. В котором даже рифма была вовсе не обязательна, ибо порой даже мешала мысли:

    В этом мире того, что хотелось бы нам

    Нет!

    Мы верим, что в силах его изменить?

    Да!

    Но, революция, ты научила нас

    Верить в несправедливость добра.

    Сколько миров мы сжигаем в час

    Во имя твоего святого костра?

    Песня "ДДТ", откуда взяты эти строки, прозвучала в фильме "Рок" Алексея Учителя, который я увидел в 1987 году на видеокассете, привезенной другом из Ленинграда. Она так и называется - "Революция". Услышать такое, признаюсь честно, было, мягко говоря, необычно. Несмотря на то, что мой личный первый опыт приобщения к року имел место за пять лет до этого - в пионерском лагере на Иссык-Куле старший приятель гонял на "Электронике" пресловутую "Синюю птицу" Макаревича со товарищи.

    В общем, на СССР хлынула волна молодежного протеста. Но прошло совсем немного времени, и публику настолько "перекормили" этим самым протестом, что публика перестала его воспринимать. По сути, вышло так, что рок перестройка легализовала для того, чтобы потом его убить. Правда, не совсем. Раз из активно протестующих в полной мере удержались только упоминавшийся уже неоднократно Шевчук, да еще, хоть и в меньшей степени, Константин Кинчев - лидер группы "Алиса".

    А что же ирония? Она не исчезла. Просто отодвинулась в сторону, когда нахлынул протест, забрав с собой наиболее преданных поклонников, а потом вернулась вновь. И в доказательство этого я покажу шуточную песню Юрия Лозы "Новый год". В свете того, что недавно весь мир отметил этот праздник, она актуальна.

Новый год

    Веселье новогоднее припомнили сегодня мы,

    И улыбнулись мы в который раз,

    Ведь потому, что вспомнили количество огромное

    Всего, что до утра вливалось в нас.

    Как гости собирались, как мама с папой ждали их,

    Как дали мне огромный апельсин,

    Как было очень весело, как дружно пели песни мы,

    И каждый пил не то, что приносил.

    Как выбрали Снегурочку - жену соседа-дурочку,

    И как она от счастья нажралась,

    Как села в таз с пельменями к всеобщему смущению

    И с мужем в коридоре подралась.

    Как папа был хороший, как превратился в лошадь

    И как меня по комнатам катал,

    И ржал он очень здорово, потом сказал: "До скорого!"

    И долго-долго унитаз пугал.

    Как Ване стало жарко, как он закрылся в ванной,

    Как полную набрал и в ней уснул,

    Как будто в раннем детстве, он сам не смог раздеться

    И потому чуть-чуть не утонул.

    Как дядя с тетей Томою боролись в детской комнате,

    Как дядя тетю Тому поборол,

    Потом качаться начали, измазались, испачкались,

    И дядя мне подушку распорол.

    Как Федор глупо пошутил, сказав, что он парашютист,

    И сиганул с шестого этажа,

    Как "скорая" приехала, как врач добавил смеху нам,

    Сказав, что Федьке в гипсе год лежать.

    Мне очень все понравилось,

    Все так чудесно справилось,

    Но праздник наш закончился, и вот

    Опять с утра до вечера мне снова делать нечего,

    Скорей бы Новый, Новый, Новый год!

    Дмитрий ОРЛОВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26128/


Распечатать: Вторая мировая поэзия РаспечататьОставить комментарий: Вторая мировая поэзия Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Вторая мировая поэзия Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007