Распечатать: ЗаПРАВский потребитель РаспечататьОставить комментарий: ЗаПРАВский потребитель Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ЗаПРАВский потребитель Посмотреть комментарии

9 января 2009

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ЗаПРАВский потребитель

    Недавно мои родители купили микроволновку. В инструкции к ней подробно объясняется, что в печке нельзя сушить газеты и домашних животных. На моей стиральной машине написано, что в ней нельзя купать детей. Надпись на утюге предупреждает: не гладьте одежду на теле. На шведской электропиле я прочла: не пытайтесь остановить пилу руками или другими частями тела. А на шапочке для купания в отеле указано: только на одну голову. Смешно? Хочется с интонациями Михаила Задорнова воскликнуть: "Ну тупые!" На самом деле - это закон о защите прав потребителей в действии.

Два месяца назад депутат ЖК КР Алишер Мамасалиев и директор Центра по защите прав потребителей "Вигенс" Владимир Плужник призвали кыргызстанцев ознакомиться с новой редакцией Закона КР "О защите прав потребителей". Но граждане отреагировали вяло, мол, мы и с прежним знакомы не были. А напрасно. Ведь права потребителей нарушаются на каждом шагу. В погоне за быстрой наживой продавцы и производители идут на всевозможные нарушения, обман и откровенное хамство. И кто в этом виноват? Мы с вами, потребители. В конце концов именно спрос рождает предложение, и потребительские права никогда не будут реализованы, если мы не будем требовать их соблюдения. Пока же свои законные права готовы отстаивать немногие из нас. Отдельные товарищи пытаются бунтовать прямо в магазинах, где им продали какой-нибудь несъедобный продукт питания или некачественный товар. Но таких случаев мало.

    Естественно, за продажу некачественных или фальсифицированных товаров предусмотрены наказания. В отношении нечистых на руку торговцев теоретически возможно применение административных мер, финансовых санкций, приостановление деятельности объектов торговли до устранения нарушений, конфискация некачественного товара... В реальности же торговые нарушения выявляются крайне редко, государственных контролеров, обязанных по долгу службы присматривать за нерадивыми торгашами и защищать потребителей от подделок, не хватает. Поэтому непредвиденные штрафные траты у нарушителей случаются не часто. Получается, что функцию добровольных контролеров должны взять на себя сами покупатели товаров и услуг.

    На что жалуетесь?

    - К нам обращаются около трехсот обиженных в год, - говорит исполнительный директор Ассоциации по защите прав потребителей "Айкын" Асылбек Корчуев. - При этом кыргызстанцы чаще всего жалуются на некачественные пельмени, колбасу и китайскую одежду.

    Асылбек Корчуев заметил, что борцы за качество часто сталкиваются с трудностями. Многие магазины и предприниматели не пускают представителей "Айкына" на свою территорию. Кроме того, подчеркнул Асылбек Корчуев, зачастую продавцы не выдают чеки и отказываются возвращать гражданам деньги за бракованный товар.

    - Но и в таких случаях бороться можно и нужно, - утверждает Асылбек Корчуев. - Тем более что многие бизнесмены все-таки боятся за свою репутацию. Поэтому, когда видят, что покупатель настроен решительно, стараются решить проблему мирным путем. Хотя, конечно, не обходится без казусов. Вот, например, просто анекдотичный случай. Женщина купила дубленку в одном из крупных магазинов Бишкека и уже дома обнаружила, что вещь бракованная. Естественно, она тут же поспешила в магазин. Продавец отказался вернуть деньги или поменять товар. Но поскольку дубленка была очень дорогой, женщина решила не сдаваться и обратилась в "Айкын". Нам удалось стребовать деньги за некачественный товар. На следующий день эта дубленка снова красовалась в витрине того же магазина по той же цене.

    А вот по данным Центра защиты прав потребителей "Вигенс", последние полгода в судах за неделю рассматривается по 12 исков потребителей.

    - При этом нарекания есть к работе фактически всех потребительских сфер, - утверждает глава "Вигенса" Владимир Плужник. - Люди жалуются не только на некачественные товары, но и на услуги.

    Новое - это хорошо усовершенствованное старое

    И Асылбек Корчуев, и Владимир Плужник заявили, что в подавляющем большинстве случаев им удается помочь потребителям (конечно, тем из них, кто решил отстаивать свои права). Ведь в Законе КР "О защите прав потребителей" четко прописана процедура предъявления претензий относительно качества услуг и товаров. Тем не менее в последнее время назрела необходимость изменения данного закона.

    - Во-первых, появились новые способы приобретения товаров, такие как покупки через Интернет, с помощью кредитной карты, в ТВ-магазинах, - говорит Алишер Мамасалиев. - С другой стороны, новый законопроект важен и для предпринимательского сообщества, поскольку делает более прозрачными их отношения с потребителями, позволяя развивать конкурентоспособность по отношению к недобросовестному бизнесу.

    Кроме того, законопроект предполагает, что в Кыргызстане будет определен один- единственный государственный орган, призванный защищать права потребителей.

    - Сейчас в КР несколько структур, куда при наличии жалоб на товар следует обращаться гражданам, - объясняет свою позицию автор идеи Владимир Плужник. - Эта неразбериха тормозит и нашу работу, потому что каждый раз надо стучаться в разные ведомства, тогда как в развитых странах данная проблема решена очень просто - права потребителей защищает один орган.

    Введение нового закона позволит потребителям стать более самостоятельными.

    - Сейчас покупатель борется за свои права с нерадивыми продавцами и с различными представителями, оказывающими услуги, - говорит Владимир Плужник. - Опыт показывает, что заявитель обращается в государственные органы, а они ограничиваются предписаниями. К примеру, пишут предписания энергетикам, и от этого никакой пользы нет. Новый законопроект предполагает, что потребитель может напрямую обратиться в суд.

    Закон также обяжет продавцов размещать на продуктах питания информацию об их составе, содержании добавок и прочие важные сведения.

    - В целом новый законопроект направлен на установление новых и усовершенствование имеющихся механизмов защиты прав потребителей, на повышение ответственности продавцов при продаже товара, - отметили разработчики документа.

    Наталья ТИМИРБАЕВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/26042/


Распечатать: ЗаПРАВский потребитель РаспечататьОставить комментарий: ЗаПРАВский потребитель Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: ЗаПРАВский потребитель Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007