Распечатать: Сказал Экклезиаст: все — суета сует! РаспечататьОставить комментарий: Сказал Экклезиаст: все — суета сует! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сказал Экклезиаст: все — суета сует! Посмотреть комментарии

18 июля 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Сказал Экклезиаст: все — суета сует!

    Едва ли найдется в истории письменности другой такой памятник, о котором бы столько писали, столько бы спорили, как Библия. И вряд ли есть еще какая-либо другая, кроме Библии, книга, которой бы давались столь полярные оценки - от религиозного преклонения перед ней ("Библия - священное писание") до юмористического перекраивания библейских сюжетов ("Занимательная Библия" французского писателя Габриеля Антуана Пажеса, обретшего известность под литературным псевдонимом Лео Таксиль ) или антирелигиозного отрицания научности и пропаганды вредности библейских сказок ("Библия для верующих и неверующих" государственного и партийного деятеля Минея Губельмана, вошедшего в историю партии под именем Емельяна Ярославского).

    Греческое слово "Библия" ("Книги") служит названием комплекса сборников литературных произведений, сложившихся в глубокой древности на территории Передней Азии, преимущественно в иудейско-израильской среде, в которых излагается религиозная догма иудаизма и христианства.

    Следует различать Библию, канонизированную иудейскими религиозными властями в I-II веках нашей эры, и Библию, канонизированную значительно позже христианской церковью. Христианская Библия - это не одна книга, а строго определенный по своему составу сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями.

    Уже в ранней христианской церкви возникло разделение Библии на две неравные части, получившие название Ветхого и Нового Заветов. В славянской и русской Библиях насчитывается 50 книг Ветхого и 27 - Нового Завета.

    Как в религиоведческой, так и в художественной литературе существует множество сочинений, авторы которых обращались к Библии. Достаточно назвать Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя,

    М. А. Булгакова, Томаса Манна, Хорхе Луиса Борхеса... Еще больший след Библия оставила в мировом изобразительном искусстве.

    Желание приобрести Библию у меня возникло еще в студенческие годы. Однако в те времена ее можно было достать лишь на книжном "черном рынке". Причем самое дешевенькое издание оценивалось там в 100 рэ, три студенческие стипендии.

    Только спустя 10 лет после окончания университета я оказался в Финляндии и не то в Лахти, не то в Турку купил Библию на русском языке за 6 финских марок. По тогдашнему курсу что-то около одного рубля.

    Кстати, с удовлетворением прочитал, как в одном из интервью Чингиз Айтматов на вопрос, правда ли, что он порой зачитывается Библией, ответил: "В молодости я не стремился прочесть Библию, у меня к ней было предвзятое отношение, которое, вероятно, было выработано не совсем умелым подходом к воспитанию молодых читателей...

    Теперь я действительно с огромным интересом и, надеюсь, с пользой для себя прочитал и читаю Библию. Недавно я прочитал книгу Бонграда Левина "Древняя Индия: философия, наука, религия". Это приоткрытие завесы над человеческой культурой, над тем, как люди мыслили, как они понимали мир за многие тысячелетия до нас. Идеология, религия - все это вместе взятое очень интересно".

    Здесь мне хочется особо выделить "прочитал и читаю". Ведь Библия не из тех книг, которую один раз прочитал и достаточно. К ней надо возвращаться периодически. И читать именно то, что отвечает твоим сегодняшним настроениям и потребностям.

    Могу сказать, что лично я наиболее часто обращаюсь к Притчам Соломоновым и Екклесиасту (в современной транскрипции чаще встречается Экклезиаст). Фрагменты Библии, в том числе и Екклесиаст, включены в книгу "Поэзия и проза Древнего Востока" из 200-томной Библиотеки всемирной литературы.

    Предвижу нетерпеливый вопрос: а при чем тут Библия и стихи? Следует отметить, что стихотворные переложения библейских книг традиционны как в русской, так и в мировой литературе. Ведь Библия - это поистине великая книга, поднимающая вечные вопросы о жизни и человеке, о его предназначении в этом мире, о том, что истинно, а что ложно, что вечно, а что преходяще. Вопросы, которые всегда волновали и будут волновать людей.

    Небольшая по объему, состоящая всего из 9 страниц книга "Екклесиаст" содержит 12 глав. В числе наиболее читаемых и почитаемых мной главы 3 и 4. Предлагаю вашему вниманию третью главу в стихотворном переложении Германа Плисецкого.

    Есть время жить -

    и время умирать.

    Всему свой срок.

    Всему приходит время.

    Есть время сеять -

    время собирать.

    Есть время несть -

    и время сбросить бремя.

    Есть время убивать -

    и врачевать.

    Есть время разрушать -

    и время врачевать.

    Есть время разрушать -

    и время строить.

    Сшивать и рвать.

    Стяжать - и расточать.

    Хранить молчанье -

    слова удостоить.

    Всему свой срок:

    терять и обретать.

    Есть время словословий -

    и проклятий.

    Всему свой час:

    есть время обнимать -

    И время уклоняться от объятий.

    Есть время плакать -

    и пускаться в пляс.

     И сотворять -

    и побивать кумира.

    Есть час любви -

    и ненависти час.

    И для войны есть время -

    и для мира.

    Что проку человеку от труда?

    Что пользы ото всех его

    свершений,

    Которые Господь ему сюда

    Послал для ежедневных

    упражнений?

    Прекрасным создал этот мир

    Господь,

    Дал разум людям,

    но понятья не дал,

    Чтоб человек, свою земную плоть

    Преодолев, Его дела изведал.

    И понял я, хоть это и старо,

    Что лучшего придумать

    мы не можем:

    Трудиться. Есть и пить.

    Творить добро.

    Я это называю Даром Божьим.

    И понял я, что все Его дела

    Бессмертны: ни прибавить -

    ни убавить.

    И остается нам одна хвала,

    И остается только Бога славить!

    Что было прежде -

    то и будет впредь,

    И прежде было - то,

    что завтра будет.

    Бог призовет,

    когда наступит смерть,

    И всех по справедливости

    рассудит.

    А здесь я видел беззаконный суд,

    Творят неправду,

    истины взыскуя.

    Сказал себе я:

    Высший Суд - не тут.

    Господь рассудит суету мирскую.

    Дойди, Судья Всевышний,

    до основ,

    Открой нам грубость истин

    подноготных:

    Что нет у человеческих сынов

    Существенных отличий от

    животных.

    Судьба у человека и скота

    Одна и та же, и одно дыханье,

    Везде одна и та же суета,

    Одной и той же жизни

    трепыханье.

    Из праха Бог воззвал -

    и в прах поверг!

    Все будем там. Попробуйте,

    проверьте,

    Что наши души устремятся вверх,

    А вниз - животных души

    после смерти.

    Итак: живи - и радуйся тому,

    Что из твоих трудов под солнцем

    выйдет,

    Поскольку из живущих никому

    Не суждено грядущего увидеть.

     Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/23756/


Распечатать: Сказал Экклезиаст: все — суета сует! РаспечататьОставить комментарий: Сказал Экклезиаст: все — суета сует! Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Сказал Экклезиаст: все — суета сует! Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8300

EUR 79.7354

RUB   1.0579

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007