Распечатать: Дарование с чертами гениальности РаспечататьОставить комментарий: Дарование с чертами гениальности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дарование с чертами гениальности Посмотреть комментарии

16 мая 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Дарование с чертами гениальности

    Мои стихи

    В качестве заголовка приведены слова поэта Ильи Сельвинского из его письма 18-летней Белле Ахмадулиной. После знакомства с ее стихами маститый в те годы автор писал, что он совершенно потрясен огромной чистотой ее души, могучим совершенно мужским дарованием, пронизанным женственностью и даже детскостью, остротой ума и яркостью поэтического да и просто человеческого чувства!

    Пройдет 16 лет, и другой признанный мастер поэтического слова Павел Антокольский, говоря о поэзии Беллы Ахмадулиной, напишет: "Дарование по-мужски сильное, ум по-мужски проницательный". А несколько ранее он отмечал, что в творчестве Ахмадулиной "поражает ее собственное, ниоткуда не заимствованное, только ей свойственное видение мира, щепетильная точность в передаче малолетних впечатлений, но главное - поражает искренность, которая в любом искусстве испокон веков сопутствует таланту, служит его мерилом".

    Начав печататься в 17 лет, Ахмадулина более чем за полвека литературной деятельности написала сравнительно мало и издавали ее не очень часто. Первый сборник стихов Беллы Ахмадулиной "Струна" вышел в 1962 году. Восемь лет спустя вышла вторая книга "Уроки музыки", а еще через пять лет сборник "Стихи". Наиболее урожайным выдался 1977 год, когда по случаю 40-летия поэтессы ее три книги были изданы в издательствах "Советская Россия", "Советский писатель" и "Мерани" в Тбилиси.

    Следующее десятилетие отмечено выходом книги "Тайна" в 1983 г. и двумя сборниками "Сад" и "Избранное" к 50-летию. В апреле 1997 года к 60-летию Ахмадулиной вышли из печати "Сочинения" в трех томах.

    Нужно ли говорить, что каждое издание книг Ахмадулиной становилось событием в литературной жизни. Ее произведения раскупались как в Москве, так и далеко за ее пределами мгновенно. Надо полагать, Иосиф Бродский был не очень далек от истины, говоря, что Белла Ахмадулина - сокровище русской поэзии и, наверное, целая эпоха в ней.

    Ну а издавали ее сравнительно мало в силу ряда причин. Даже в самые нелегкие хрущевские и брежневские времена от нее не могли дождаться ангажированных стихотворений.

    Другую причину этого пояснила сама Ахмадулина. В одном из редчайших интервью она говорила: "Угождать публике нельзя - это я твердо знаю. А проваливаться не хочется. Как тут быть? Найти выход очень трудно. Поэтому я так мало пишу...".

    Она всячески избегала светских "тусовок" и крайне редко подпускала к себе журналистов не из-за высокомерия и тщеславия, а просто потому, что не совсем ясно представляла, о чем, собственно, можно говорить, когда все сказано в стихах.

    Поэзия Ахмадулиной захватила меня еще в студенческие годы в первую очередь тем, что в ней среди других мотивов особенно силен мотив товарищества, преданности своим друзьям. Причем этот мотив самым тесным образом увязан с ее человеческой сущностью.

    В апреле 1959 г. она была исключена из Литературного института фактически за то, что отказалась подписать письмо против Бориса Пастернака. Зато в феврале-апреле 1966 г. решительно подписала коллективные письма в защиту Андрея Синявского и Юлия Даниэля, обвиненных в антисоветской агитации и пропаганде и осужденных Верховным судом РСФСР.

    Ахмадулина публиковала в газете "Нью-Йорк таймс" заявления в защиту академика Андрея Дмитриевича Сахарова и писателя Льва Копелева, обращалась с письмами к первому секретарю ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе в защиту кинорежиссера Сергея Параджанова и Генеральному секретарю ЦК КПСС Ю. В. Андропову в защиту писателя Георгия Владимова.

    Позже Евтушенко так напишет об этом в стихотворении "Белла Первая":

    Непохожа давно на бельчонка,

    Ты не верила в правду суда,

    Но подписывала ручонка

    Столько писем в пустое "туда".

    В одном из писем к Белле Ахмадулиной литературный отец широко известного солдата Ивана Чонкина Владимир Войнович признавался, что очень благодарен ей за внимание, дружбу, за поддержку в самые трудные годы.

    В 1963 г. состоялась запомнившаяся на долгие годы встреча руководителей партии и правительства с творческой интеллигенцией в Кремле. На той встрече первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев устроил беспрецедентный публичный разнос 30-летнему поэту Андрею Вознесенскому, строки которого "все прогрессы реакционны, если рушится человек", воспринимались кремлевскими бонзами как крамола. После этого Вознесенский год скитался по стране, скрываясь от преследований. Его прорабатывали на всевозможных собраниях, требовали высылки поэта из страны, публичного покаяния, газеты печатали разгромные статьи. Ходили даже слухи, что поэт не вынес травли и покончил с собой.

    И вот в разгар этой травли Белла Ахмадулина пишет стихотворение "Мои товарищи" с посвящением Андрею Вознесенскому.

    Андрею Вознесенскому

    * * *

    Мои товарищи

    Когда моих товарищей корят,

    я понимаю слов закономерность,

    но нежности моей закаменелость

    мешает слушать мне, как их корят.

    Я горестно упрекам этим внемлю,

    я головой киваю: слаб Андрей!

    Он держится за рифму, как Антей

    держался за спасительную землю.

    За ним я знаю недостаток злой;

    кощунственно венчать "гараж" с "геранью",

    и все-таки о том судить Гераклу,

    поднявшему Антея над землей.

    Оторопев, он свой автопортрет

    сравнил с аэропортом, - это глупость.

    Гораздо больше в нем азарт и гулкость

    напоминают мне автопробег.

    И я его корю: зачем ты лих?

    Зачем ты воздух детским лбом таранишь?

    Все это так. Но все ж он мой товарищ.

    А я люблю товарищей моих.

    Люблю смотреть, как, прыгнув из дверей,

    выходит мальчик с резвостью жонглера.

    По правилам московского жаргона

    люблю ему сказать: "Привет, Андрей!"

    Люблю, что слова чистого глоток,

    как у скворца, поигрывает в горле.

    Люблю и тот, неведомый и горький,

    серебряный какой-то холодок.

    И что-то в нем, хвали или кори,

    есть от пророка, есть от скомороха,

    и мир ему - горяч, как сковородка,

    сжигающая руки до крови.

    Все остальное ждет нас впереди.

    Да будем мы к своим друзьям пристрастны!

    Да будем думать, что они прекрасны!

    Терять их страшно, Бог не приведи!

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/22916/


Распечатать: Дарование с чертами гениальности РаспечататьОставить комментарий: Дарование с чертами гениальности Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Дарование с чертами гениальности Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

ПОГОДА В БИШКЕКЕ
ССЫЛКИ

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ДИСКУССИИ

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8499

EUR 77.8652

RUB   1.0683

Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2 • ToT Technologies • 2007