Распечатать: Образование и безработица РаспечататьОставить комментарий: Образование и безработица Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Образование и безработица Посмотреть комментарии

18 марта 2008

ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

Образование и безработица

    Не секрет, что наша система высшего, среднего и профессионально-технического образования погрязла в безденежье, коррупции, нехватке высокообразованных преподавателей. Мы много говорим о необходимости реформ в этой системе, но воз и ныне там. Мало того, мы скатываемся на все более низкий уровень грамотности и образования.

    Совершенно удручающие выводы сделали исполнители проекта "Поддержка сети повышения квалификации, ориентированной на потребности рынка" Германского общества по техническому сотрудничеству (GTZ), с которым Госкомитет по миграции и занятости задействован в сфере профессионального обучения безработных.

    Для апробации в Кыргызстане дуальной системы образования, в которой теория и практика занимают одинаковое время в процессе обучения, эксперты проекта разработали учебный курс по профподготовке офис-менеджеров среди взрослого населения. Наметили его внедрить в Оше и Джалал-Абаде. Для отбора желающих протестировали претендентов из числа безработных на открытом конкурсе по двум предметам: "Математика и логика" и "Русский язык и культура речи". Участвовали в конкурсе 74 кандидата - 45 в Оше и 29 - в Джалал-Абаде. По уровню образования треть из них имели высшее, 12 % - неоконченное высшее, 13 % - среднее специальное и 28 % - среднее образование. Преобладали среди претендентов представительницы прекрасного пола, мужчин было всего 12.  

    Анализ тестирования показал тревожные результаты. Уровень знаний по математике и русскому языку, которые служат базой для последующего обучения, оказался крайне неудовлетворительным, хотя тесты не отличались сложностью. Математику в обоих городах сдали только 16 человек, а тест по русскому языку - 37, никто не набрал максимального балла. Из ошских претендентов 30 человек сдали тест по русскому языку и только 8 - по математике. В Джалал-Абаде картина оказалась еще неутешительнее: из 29 участников тестирование по математике осилили только 8, по русскому - 7. Практически выбирать претендентов на обучение было не из кого.

    Система миграции и занятости ежегодно анализирует половозрастной состав граждан, которые обращаются в наши территориальные комитеты. В 2007 году почти половину соискателей работы (38,2 тысячи человек) составляла молодежь 16 - 35 лет, являющаяся основным и стабильным источником пополнения рынка труда. Выпускники всех типов учебных заведений составляют четвертую часть трудоустраивающейся молодежи, что ясно показывает: сами учебные заведения мало озабочены занятостью выпускников. Уверена, что страдают от этого не только выпускники, но и имидж учебных заведений. Зарегистрировавшись в качестве безработных в региональных органах занятости, молодежь может получить профессию, переобучиться или повысить квалификацию.

    Ежемесячно армию безработных пополняют шесть тысяч человек, получая официальный статус. К концу прошлого года в республике из 104,5 тысячи безработных молодежь составляла 57 %.

    В течение 2007 года нам удалось трудоустроить 39 тысяч безработных. Понятно, что успех в поисках работы зависит от уровня образования и от потребностей рынка труда. Если сравнить с 2006 годом, потребность в выпускниках ПТУ выросла на 24 %, уменьшившись для выпускников вузов и техникумов.

    Система образования всегда находится в поиске новых форм и методов обучения. Являясь членом не одной рабочей группы по реформированию системы образования в стране, я знаю о мерах правительства по ее улучшению.

    Но вот анализ обращающихся в наши территориальные структуры показывает крайне низкий уровень знаний и навыков молодых безработных, особенно из сельской глубинки, что свидетельствует о слабой эффективности образовательной системы. А ведь по уровню и качеству образования нашей молодежи можно судить и о снижении грамотности всей страны, все более уступающей другим государствам в этом плане. Налицо цепочка: некачественное образование ведет к поиску работы сразу после учебы, быстрой ее потере и продолжению поиска места в жизни внутри или за рубежами страны. Это означает, что деньги, затраченные на образование, не дают адекватного результата, что ведет к необходимости новых денежных затрат на переобучение, повышение квалификации или поиск соответствующего образованию рабочего места.

    Специалисты Госкомитета по миграции и занятости крайне озабочены тем, что происходит, поскольку некачественное образование ведет к безработице и росту проблем на рынке труда, вызывающих непоправимые последствия в государстве. Мы, со своей стороны, готовы совместно с Министерством образования и науки решать вопросы повышения качества обучения. Без скорейших и эффективных мер в масштабах страны невозможно улучшить ситуацию с занятостью.

    Начинать перемены надо, естественно, со школы. И служба занятости готова помочь организовать в школах профориентацию. В рамках сотрудничества со странами СНГ еще в 2002 году мы инициировали разработку Концепции программ по профориентации, психологической поддержке и профобучению безработных, которую в 2007 году приняли как типовой документ страны-участницы СНГ. Там изложены основные цели, задачи, направления работы государства по профориентации. Так что методика готова, осталось обеспечить ее внедрение тогда, когда школьники решают, кем быть.

    Президент нашей страны отметил, что "возрождение истинной профориентации старших школьников необходимо для формирования положительного общественного мнения о рабочих профессиях с целью повышения их престижа среди молодежи".

    Структурные возможности для этого у нас есть - это Информационно-консультационный центр в Бишкеке с филиалами в Оше, Таласе и Джалал-Абаде, где имеется специальная электронная программа с профориентационными тестами, позволяющими ученику определиться с выбором места в жизни. В Бишкеке работа идет интенсивно и регулярно, а вот в филиалах отстает. К сожалению, все упирается не в наличие тестов или методических разработок. Все гораздо прозаичнее: нет достаточного количества специалистов службы занятости по профориентации, не хватает компьютеров и помещений для групповых занятий школьников. Конечно, проводить занятия можно и в школе, но на дворе двадцать первый век и заменить компьютерную технологию тестированием вручную, а потом такой же обработкой анкет сейчас и смешно, и неэффективно. Тем более что уже несколько лет назад разработаны передовые методы проф-

    ориентационных занятий, отработана и апробирована концепция работы по профессиональной ориентации различных групп населения. Надеюсь, сотрудники, ответственные за профориентацию как в системе госкомитета, так и в местных госадминистрациях, наконец-то осознают крайнюю важность и необходимость такой работы. Только тогда нам удастся обуздать внешнюю и внутреннюю миграцию. 

     Галина ВОРОНИНА, зам. начальника управления Госкомитета по миграции и занятости населения КР.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/22231/


Распечатать: Образование и безработица РаспечататьОставить комментарий: Образование и безработица Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Образование и безработица Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.2210

EUR 79.2319

RUB   1.0782

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007