Распечатать: Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость РаспечататьОставить комментарий: Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость Посмотреть комментарии

14 марта 2008

КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ

Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость

    Количество наград киноленты "Боз салкын" режиссера Эрнеста Абдыжапарова, возможно, увеличится. Фильм о любви молодых кыргызстанцев выдвинут на соискание российской национальной премии "Ника", присуждаемой Академией кинематографических искусств. Чем объяснить такой интерес зарубежных режиссеров к нашему кино? Почему сами кыргызстанцы, с предубеждением относящиеся к современному отечественному кинематографу, все же переживают за экранную судьбу фильмов-номинантов?  За ответами мы обратились к известному кыргызстанскому оператору, заместителю генерального директора "Кыргызфильма" Сапару Койчуманову.

    - В одном из интервью глава "Кыргызкино" Замир Эралиев высказал мнение, что многие кыргызстанские режиссеры "самоуничижаются", снимая фильмы о нашей драматичной жизни, не всегда показывают ее с должной мерой глубины, обобщения и уважения к народу. По словам Эралиева, такие кинематографисты преследуют одну цель - попасть на кинофестиваль. Вы как оператор пятнадцати полнометражных картин, среди которых и обладатель шести наград международных кинофестивалей двухсерийный фильм "Гибель Отрара" казахстанского режиссера Ардака Амиркулова, что думаете по этому поводу?

    - В кино нет высоких или низких жанров. Любую социальную проблему можно осмыслить и разрешить даже в мелодраме и фарсе. Фильм, конечно, должен приносить доходы, хотя чистая коммерция - удел лишь второсортного кино, паразитирующего на стереотипах. Если говорить об авторском кино, то оно рождается, когда режиссер не идет на поводу у вкусов публики, а выражает языком кино то, что его волнует. Расцвет этого явления пришелся на 60-е годы прошлого столетия. Так начинали Жан-Люк Годар и Микеланджело Антониони. Сегодня у нас в стране происходит нечто подобное: за небольшие деньги можно снять хорошую картину. Но у режиссера должна быть самоцензура, то есть определенные эстетические принципы. К сожалению, у многих отечественных молодых кинематографистов они отсутствуют. И это печально, ведь мы опускаем планку нашего киноискусства. Но я думаю, это временное явление.

    - Сюжеты фильмов, снятых за последние годы, характеризует злободневность тем. Преступность, наркоторговля, бродяжничество, коррупция, бедность, алкоголизм - и это далеко не весь перечень проблем, с которыми сталкиваются кыргызстанцы. Нужно ли нашу подноготную выставлять на суд зарубежных зрителей?

    - На мой взгляд, кинематограф дает возможность самовыразиться. Таким образом режиссер демонстрирует свою точку зрения, свое видение мира и идеологию, которые, в свою очередь, должны вписаться в общественный контекст.

    Своими фильмами мы не делаем себе антирекламы, наоборот, рассказываем о самобытности и уникальности нашего народа. Кинопропаганда служит многим целям, например, борьбе с терроризмом, расовыми предрассудками.

    Например, в советское время кинопропаганда способствовала развитию идеологии. Сейчас ситуация немного изменилась. За формирование общей идеи отвечают телевидение, СМИ, литература.

    - По словам кинокритика Гульбары Толомушовой, в стране появилось народное кино, например "Любовь дочки министра" Рустама Аташова, "Башаламан" ("Дурь") Кубата Шамшиева, "Кайып булак" ("Незримый источник") Рысбека Жабирова - картины, не представляющие особой ценности как  явления искусствоведческого анализа, но интересные с точки зрения социологии кино. Каково ваше мнение?

    - Кинематограф нельзя определить зеркалом, в котором отражено наше общество. Киноискусство заставляет осмысливать и переживать жизнь как нечто более ценное и значительное, чем то, как мы ее воспринимаем. И в этом правда кино. Оно не подменяет реальность, но мифологизирует индивидуальную и общественную жизнь, придавая каждому действию и порыву души неповторимый эпический размах. В жизни случаются невероятные вещи, происходят совпадения и случайности намного удивительнее, чем на экране, но кино с ноткой драматичности обнажает назревающие проблемы.

    Что касается картин молодого поколения кинематографистов, то здесь помимо пробелов в художественном уровне есть и технические изъяны, связанные с минимальным бюджетом и привлечением непрофессиональных кадров.

    - А как же приглашение наших "псевдорежиссеров" на многие международные кинофестивали, в числе которых французский "Клермон-Ферран" и голландский Роттердам?

    - Особенность современного кинематографа заключается в том, что здесь можно создавать сразу несколько картин, среди которых обязательно найдется пара "выездных" фильмов. Так в компании с маститыми режиссерами в кинофорумах участвуют и наши талантливые "дилетанты".

    - Вернемся к творчеству главного пропагандиста кыргызской самобытности режиссеру Эрнесту Абдыжапарову. Его "Айыл окмоту" ("Сельская управа") в свое время разделил кыргызстанцев на два лагеря: одни поддержали "добрый взгляд на злобу дня" автора фильма, другие жестко раскритиковали режиссера. В итоге три года назад эта картина чуть было не получила российскую "Нику", уступив лишь фильму "Охотник" казахстанского режиссера Серика Апрымова. Сам Эрнест Абдыжапаров в одном из интервью признался, что и в "Сельской управе", и в "Светлой прохладе" пренебрег своими эстетическими принципами, чтобы быть понятным. В итоге оба фильма завоевали сердца широкой публики. Выходит, секрет успеха в простоте?

    - Я бы сказал, что все талантливое в простоте. Фильмы Эрнеста можно назвать по-настоящему народными. Отсюда стилистика и драматургия этих лент выстроены в духе народного творчества. Если провести аналогию, то его фильмы можно сопоставить с картинами Василия Шукшина, Леонида Быкова. Мне кажется, Эрнест нашел свою нишу в отечественном кинематографе, да и не только в нем. Ведь его творчество признано как в странах СНГ, так и в ряде европейских стран. Что касается его новых картин, то мы ждем интересных сценариев и, безусловно, будем поддерживать режиссера во всех его начинаниях.

    - Насколько мне известно, у нас лидирующую позицию в финансовом плане занимает полнометражный фильм "Песнь южных морей" режиссера Марата Сарулу. Бюджет картины составляет более миллиона долларов США. Как считаете, найдет ли этот кинопроект положительный отклик отечественных киноманов?

    - Марат Сарулу - кинематографист, снимающий интеллектуальное кино. Таких режиссеров в новом поколении раз-два и обчелся. Но и у этих фильмов есть свой зритель. Поэтому "Кыргызфильм" делает ставку на молодых кыргызстанских режиссеров. В связи с этим на киностудии открывается дебют-студия "Жаз", где молодежь получит возможность создавать свои проекты с их дальнейшей реализацией. Кроме того, без внимания не остались и творческие работники "Кыргызфильма", за плечами которых богатый опыт в кино- и телеиндустрии. Для них открывается центр непрерывного образования. Так что будем шагать в ногу со временем.

    Фото Владимира ВОРОНИНА.

    Надежда ПОПОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/22172/


Распечатать: Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость РаспечататьОставить комментарий: Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Cапар КОЙЧУМАНОВ: ставка на опыт и молодость Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8310

EUR 79.8168

RUB   1.0647

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007