Распечатать: НЭП, тарифы и хвосты РаспечататьОставить комментарий: НЭП, тарифы и хвосты Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: НЭП, тарифы и хвосты Посмотреть комментарии

19 февраля 2008

ЭКОНОМИКА

НЭП, тарифы и хвосты

    Реформы в энергетике, борьба с коррупцией и реабилитация хвостохранилищ были основными темами заседания кабинета министров.

    Необходимость развивать энергетику в среднесрочной и долгосрочной перспективе очевидна. Шесть раз за последние три года в правительстве рассматривали и возвращали на доработку Национальную энергетическую программу республики (НЭП) на ближайшие годы и Стратегию развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) до 2025 года. Ее очередной вариант представил коллегам глава Министерства промышленности, энергетики и топливных ресурсов Сапарбек Балкибеков.

    НЭП определяет цели, приоритеты, задачи, направления развития всего комплекса. Основные приоритеты - рациональное и эффективное использование топливно-энергетических ресурсов и курс на энергосбережение, обеспечение энергетической безопасности и устойчивого развития страны. В 2008-2010 годах предстоит финансовое оздоровление ТЭК, повышение надежности и бесперебойности энергообеспечения в первую очередь внутренних потребителей. Предстоит реформировать систему управления ТЭК и создать благоприятные условия для приватизации.

    В республике, к сожалению, налицо тенденция сокращения производства местных топливных ресурсов, в первую очередь угля, которого у нас пока достаточно. Добыча нефтепродуктов и природного газа падает, хотя по проекту Газпрома в республике к 2012 году добыча газа должна вырасти до 300 млн куб. м.

    По сравнению с 1990 годом в 2006-м экспорт топлива уменьшился с 19 до 9 %, зато увеличилось не только производство, но и потребление электроэнергии. По структуре потребления ресурсов в 1990 году доля электроэнергии составляла 12 %, угля - 28, газа - 25, а в 2006-м

     - 39,18 и 20 % соответственно, причем в отличие от импортных нефти и газа снижение угольного потребления ничем не оправдано, считает С. Балкибеков.

    Производство и потребление электроэнергии неравномерно по регионам. Известно, что север республики зимой испытывает ее нехватку по причине "недоразвития" передающих электрических сетей.

    Зимой потери электроэнергии в 3,5 раза выше, чем летом, а ночью в 2 раза выше, чем днем. Это говорит о необходимости сбалансированной системы электропотребления. Общие потери электроэнергии (с учетом технических в высоковольтных и распредсетях) достигают пяти миллиардов киловатт-часов год. Технические потери у нас, достигающие 21 %, неоправданно высоки, в мире они обычно не превышают 8 %.

    Проект НЭП очертил, как будут развиваться электроэнергетика, угольная, нефтегазовая промышленность, нефтегазо- и теплоснабжение, нетрадиционные и возобновляемые источники энергии и малые ГЭС.

    Специалисты сделали прогноз спроса на энергоносители на 2008-2010 гг. и до 2025 года, составив на его основе топливно-энергетический баланс.

    Конечно, всех волнует вопрос тарифов. По словам министра, наша тарифная политика не пересматривалась уже семь лет, потому давно пора привести затраты на выработку электроэнергии в соответствие с ценами. Отдельно тарифную политику правительство намерено рассмотреть на одном из следующих заседаний. Здесь же было сказано, что тарифы должны покрывать себестоимость, затраты на транспортировку и распределение электроэнергии. С. Балкибеков обещает, что "будем учитывать социальные аспекты, тарифы для населения рассмотрим с учетом роста его доходов".

    Правительство одобрило проект НЭП на 2008-2010 годы и Стратегию развития топливно-энергетического комплекса до 2025 года, теперь слово за депутатами.

    О мерах по обеспечению безопасности хвостохранилищ и горных отвалов с радиоактивными и токсичными отходами доложил глава МЧС Камчибек Ташиев. Ведомство контролирует 36 хвостохранилищ с общим объемом 13,3 млн куб. м и 25 горных отвалов объемом 2,35 млн куб. м. А отходов в хвостохранилищах и отвалах почти 16 млн кубометров.

    31 хвостохранилище содержит радиоактивные отходы, 28 - уран, на трех - отходы полиметаллического производства, содержащие торий. Радиоактивных отходов, складированных на хвостохранилищах, у нас 8,2 млн куб. м, а отходов цветных металлов на пяти из них - свыше 5,15 млн куб. м. Отвалы и хвостохранилища в основном, кроме пгт. Каджисай, расположены в бассейнах рек Нарын, Майлуу-Суу, Чу, Сумсар, рядом с городами-поселками Майлуу-Суу, Минкуш, Шекафтар, Сумсар, Кан, Актюз, Орловка.

    Опасность их очевидна как для республики, так и для региона, но для системных действий у республики маловато средств. В 1993-1999 годах аварийно-восстановительные и текущие работы проводились эпизодически, хвостохранилища разрушались землетрясениями, оползнями, паводками и селями. С 1999 по 2007 год МЧС потратило на контроль за процессами 8,8 млн сомов, приведя в рабочее состояние основные гидротехнические и защитные сооружения, создав сеть мониторинга и обеспечив временное безопасное состояние. Сейчас специалисты подготовили программу первоочередных действий по хвостохранилищам. На реабилитационные работы требуется 1524 млн сомов.

    Глава МЧС считает, что такая работа будет более эффективной силами специализированного ведомства по хранению и профилактике радиоактивных отходов. В мировой практике такие работы в соответствии с международными стандартами и санитарными нормами выполняют специализированные и лицензированные организации. В СНГ лицензию Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по рекультивации, реабилитации хвостохранилищ имеет лишь российский ВНИПИпромтехнологии, а его услуги дороги. Что делать? Опять надо обращаться со своей бедой к международному сообществу, донорам. МЧС не в состоянии даже обеспечить охрану отвалов от местных старателей, потому К. Ташиев предложил поручить ее МВД, где есть департамент охраны, чтобы помешать людям раскапывать и сбывать цветные металлы, поскольку это не только ухудшает их здоровье, но и нарушает покров хвостохранилищ.

    Целесообразность создания спецоргана по управлению отвалами и отходами будет определять Минэкономразвития. Минфину поручили определить объем требуемых средств, МЧС должно обучить охрану хвостохранилищ технике безопасности и методам защиты.

    В очередной раз о состоянии борьбы с коррупцией говорил Аскарбек Бакеев, заместитель комиссара Нацагентства КР по предупреждению коррупции.

    В 2006-2007 годах в республике осуществлялась госстратегия борьбы с коррупцией. Министерствам, ведомствам в обязательном порядке было поручено выполнять конкретные пункты плана, а Нацагентство проводило мониторинг. Оказалось, что из 59 намеченных мероприятий реализовано 47, частично выполнено 6 и не выполнено еще 6. Агентство отметило недостоверность и необъективность информации по коррупции, представленной многими госорганами. Многие ведомства не выполнили обязательств больше, чем выполнили.

    Премьер Игорь Чудинов пригрозил руководителям госорганов персональной ответственностью за невыполнение плана действий по реализации стратегии борьбы с коррупцией.

    Елена МЕШКОВА.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/21850/


Распечатать: НЭП, тарифы и хвосты РаспечататьОставить комментарий: НЭП, тарифы и хвосты Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: НЭП, тарифы и хвосты Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.8400

EUR 79.2474

RUB   1.0583

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007