Распечатать: Год уходящий и год наступающий РаспечататьОставить комментарий: Год уходящий и год наступающий Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Год уходящий и год наступающий Посмотреть комментарии

28 декабря 2007

ОБЩЕСТВО

Год уходящий и год наступающий

    Заканчивается 2007 год. Еще несколько дней и безостановочное время начнет отсчет нового, 2008. Можно подводить итоги года прошедшего и думать о будущем.

    За период после мартовской революции-2005, я бы назвал уходящий год наиболее богатым на события как в политической, так и в экономической жизни страны. Но если оценивать его итоги с позиций сегодняшнего дня, я бы сказал, что позитивных тенденций в нем было все-таки больше, чем негативных. Чего стоит, скажем, уже одно то, что впервые в истории суверенного Кыргызстана финансовый год завершается с солидным профицитом бюджета. Это позволило с первого дня нового года повысить на 30 % тарифные ставки должностных окладов работников здравоохранения, образования, культуры, социальной сферы. А кто припомнит, когда в последний раз экономический рост за год приближался в республике к 8 %?

    Скромный луч надежды пробился и в самой, казалось бы, безнадежной сфере - борьбе с коррупцией. В

    2007 г. появились примеры перехода от слов о необходимости борьбы с этим общественным злом к конкретному действию. Не могу сказать, что она уже обрела зримые черты и ярко выраженный характер, но уже первые отстранения от дел по подозрению в коррупции чиновников высокого ранга - губернатора Ошской области и его первого заместителя, директора Госматрезервов, разоблачение и уголовное преследование лиц из среднего звена аппаратчиков вызывают удовлетворение и вселяют надежду.

    Важно теперь не медлить с последующими шагами, строже контролировать и добиваться, чтобы коррупционные дела не рассыпались в судах, что зачастую сводит на нет всю работу следователей из органов внутренних дел, службы национальной безопасности, финполиции. Верховный суд призван с особым вниманием относиться ко всем судебным разбирательствам в районных и городских судах, связанных с коррупцией, если мы действительно настроены уменьшить масштабы этого зла.

    И еще одно важное событие уходящего года, стоящее как бы особняком. Говорю о Бишкекском саммите ШОС. Успешное его проведение не просто повысило международный авторитет Кыргызстана. Оно повысило имидж страны в наших собственных глазах, прибавило гордости за нее. И это куда важнее.

    Самая интересная

    политика

    Похоже, настойчивый призыв президента Курманбека Бакиева все же оказался услышанным в нашем обществе и хозяйственные дела, интересы экономики постепенно вытесняют с авансцены повседневной жизни политические игрища и становятся действительно наиболее интересной для нас политикой.

    Достигнут небывалый за несколько последних лет рост в экономике, значительно возросли золотовалютные резервы, увеличились реальные доходы населения. И хотя инфляция за счет резкого в середине года скачка цен на основные продовольственные товары значительно превысила прогнозируемые пределы, тем не менее жизненный уровень большинства кыргызстанцев несколько повысился. Растет оборот розничной торговли, ремонта автомобилей, электронной техники и бытовых приборов, предметов личного пользования. А это доказательство того, что растут доходы страны, измеряемые конечным потреблением населения.

    К сожалению, при позитивной экономической динамике в стране сохраняется огромный дисбаланс во внешнеторговой сфере. Импорт и его рост все еще значительно превосходят экспорт отечественных товаров. Да и доля промышленности в ВВП не только не растет, но и неуклонно снижается.

    Разумеется, вопрос не ставится таким образом, чтобы повысить долю промышленного производства в ВВП за счет сокращения вклада торговли и сферы услуг и резкого ограничения импорта. Речь идет о необходимости развития отечественной промышленности, повышении роста производства конкурентоспособных на мировом рынке товаров.

    Было бы серьезной ошибкой закрывать глаза на то, что данная проблема самым тесным образом сопряжена с проблемой трудовых ресурсов. Резкий спад промышленности в 90-е годы прошлого столетия, ликвидация большинства заводов и фабрик, выезд из страны квалифицированных рабочих кадров и специалистов привели к тому, что в Кыргызстане появился избыточный ресурс неквалифицированной и низкоразрядной рабочей силы с одновременным острым дефицитом высококлассных специалистов и мастеров широкого профиля. Возродить же производство экспортной и импортозамещающей продукции в современных условиях просто немыслимо без технического и технологического прогресса.

    Так что новому правительству нужно будет трудиться в поте лица, чтобы закрепить и развить успехи уходящего года.

    В новый год с новыми

    парламентом

    и правительством

    Последние дни уходящего года запомнятся в Кыргызстане появлением новых Жогорку Кенеша и правительства.

    Реалии таковы, что прежний парламент если в чем и преуспел, так это в подковерных играх, малосодержательных дискуссиях, в умении ставить палки в колеса исполнительной власти. Во многом из-за амбиций и деструктивных действий определенной части депутатского корпуса и радикальной оппозиции страна большую часть 2007 г. находилась в политическом кризисе, преодолевать который пришлось путем хирургического вмешательства. И то, что этот кризис был разрешен достаточно мирно, без серьезных потрясений, можно отнести к одному из главных достижений главы государства.

    Не берусь судить, что тут взяло верх - просветление разума или животный инстинкт самосохранения, но в уходящем году кыргызстанское общество сделало решительные шаги к наведению порядка и укреплению стабильности. Разгон апрельского бессрочного митинга и досрочный роспуск Жогорку Кенеша вызвали неоднозначную реакцию. Одни резко осудили их, расценили как проявление авторитаризма и откат от демократии. Другие столь же энергично поддержали и одобрили эти шаги, полагая, что демократия - это не бессилие и безволие властей, не вседозволенность и попустительство массовым беспорядкам, не всеобщие хаос, разброд и шатание.

    Назначение парламентских выборов на 16 декабря также вызвало в определенных кругах ропот и недовольство, мол, очень уж короткий срок отведен на подготовку к ним. Однако и у этого решения было главное неоспоримое достоинство. Оно позволило стране войти в новый год с новым парламентом, без чего Кыргызстан не мог заполучить легитимное правительство и утвержденный госбюджет.

    Опять же полярные мнения вызвало в обществе то, что львиную долю депутатских мест в Жогорку Кенеше заняли представители партии власти. Зато появилась надежда, что после затянувшейся полосы разногласий, противостояния и расшатывания весьма непрочных устоев в обществе наконец-то будет найден консенсус по базовым оценкам ситуации в стране, по стратегическим ориентирам ее дальнейшего развития.

    Появилась надежда, что парламентарии отойдут наконец от многочасовых, а то и многодневных пустопорожних и бесплодных разговоров ни о чем, от вздорной конфронтации с исполнительной и судебной ветвями власти, от дилетантского и совершенно безответственного вмешательства в работу правительства, от торпедирования важных экономических и финансовых вопросов, а займутся своим прямым делом - принятием востребованных злобой дня и жизнеспособных законов.

    Хотелось бы от вновь избранных депутатов Жогорку Кенеша видеть поменьше стремления к дешевому популизму и больше серьезного подхода и ответственности за принимаемые законы. Говорю об этом потому, что прежние депутаты подчас принимали законы без должного экономического анализа и расчета, не сопряженные с возможностями и финансовыми ресурсами страны.

    Скажем, еще в 2004 г. Жогорку Кенеш принял закон о полном освобождении от платы за коммунальные услуги тружеников тыла, проработавших в годы Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев. Позже эти льготы были уменьшены до 50 %. Однако и для их покрытия из казны государства ежегодно требовалось бы более одного миллиарда сомов. Иными словами, произошел серьезный разрыв между политически целесообразным и экономически приемлемым и возможным. А возник этот разрыв потому, что ни с Минфином, ни с Соцфондом, ни с правительством депутаты Жогорку Кенеша, принимая этот закон, не советовались.

    Не сомневаюсь, депутаты хотели сделать как лучше. Но вот эффект получился обратный. Ни первый президент, ни нынешний закон не утвердили.

    Воспрянувшие было духом труженики тыла, которым сегодня 80-85 лет, чувствуют себя обиженными и ущемленными. И спросить за этот по сути масштабный обман не с кого.

    Вновь на станции

    "Надежда"

    Так уж получилось, что 2007 год начался и закончился сменой правительства. Не хотелось бы, чтобы это стало в Кыргызстане дурной традицией. Будем надеяться, что предложенная на пост главы правительства политическая фигура и сформированный кабинет министров будут в максимальной степени соответствовать экономическим вызовам, стоящим перед страной.

    Уходящий год был насыщен событиями как позитивной, так и негативной окраски. Однако в целом граждане Кыргызстана все же прожили его вместе неплохо. Сегодня мы вновь стоим на перроне станции "Надежда". Если говорить о вызовах и задачах наступающего года, то они вполне предсказуемы - рост благосостояния людей, повышение уровня жизни граждан. Среднестатистический кыргызстанец должен почувствовать в наступающем году, что он стал жить лучше, жить в стабильной стране, не сотрясаемой социальными и политическими катаклизмами.

    2007 год показал, что правительство упустило из сферы заботы и влияния аграрный сектор. Продовольственная безопасность, обеспеченность населения и страны в целом зерном и хлебом - задача первостепенной важности независимо от того, какой политический строй государство исповедует.

    Как у стороннего наблюдателя у меня сложилось впечатление, что произошли определенные позитивные сдвиги в отношении правительства и власти к частному предпринимательству. Однако требуются более энергичные и действенные шаги в этом направлении. Без опоры на человеческую инициативу, без формирования класса бизнесменов современного типа добиться резкого экономического роста в сегодняшних условиях невозможно.

    Всемерная законодательная и практическая поддержка таких людей на всех уровнях должна стать неустанной заботой и повседневным делом правительства и государства.

    К сожалению, неотложных забот и злободневных задач в наступающем году у Кыргызстана невпроворот. Начни считать, не скоро остановишься. Но вот о чем хотелось бы сказать в заключение. Не пора ли наконец некоторым политикам прекратить запугивать самих себя и других, как это в очередной раз пытались сделать лидеры партии "Ата Мекен" в своей предвыборной листовке.

    Хватит нагнетать страсти-мордасти и представлять всю нашу действительность в траурном цвете и в безысходности. 2007 год показал, что далеко не все у нас потеряно и у кыргызстанцев достаточно сил, воли, разума и желания изменить жизнь к лучшему, опираясь на собственные силы и ресурсы.

    Вячеслав ТИМИРБАЕВ.


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/21319/


Распечатать: Год уходящий и год наступающий РаспечататьОставить комментарий: Год уходящий и год наступающий Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Год уходящий и год наступающий Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 68.2377

EUR 79.4389

RUB   1.0748

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007