Распечатать: Какова цена воды? РаспечататьОставить комментарий: Какова цена воды? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Какова цена воды? Посмотреть комментарии

18 декабря 2007

ПРИРОДА

Какова цена воды?

    В Кыргызстане в средний по водности год формируется около 50 кубокилометров поверхностных водных ресурсов. Большая их часть, за исключением замкнутого Иссык-Кульского бассейна, является трансграничной и используетсяпо большей части сопредельными государствами.

    Для регулирования стока рек Нарын, Талас, Чу на территории республики построены водохранилища многолетнего и сезонного типа, имеющие с некоторых пор статус межгосударственных. Водохозяйственная сфера Кыргызстана финансируется из республиканского бюджета.

    Возникновение в Центрально-Азиатском регионе самостоятельных государств и перевод их экономик на рыночные рельсы вызвали необходимость принятия соответствующих правовых, экономических, социально-экологических законоположений и нормативных документов, регламентирующих деятельность водохозяйственных органов по формированию, транспортированию и использованию водных ресурсов. В силу природных обстоятельств на Кыргызстан выпала забота о реализации всего комплекса работ по регулированию стока и водоподаче в сопредельные государства. Причем долгое время наша страна делала это за счет собственных средств. (О финансовых издержках республики в этой сфере мы писали в статье "Вода в обиде", "МСН", 24.08.07 г.). Однако делать это год от года становится все накладнее. Вот почему правительство республики выступило инициатором перевода межгосударственных водных отношений на коммерческую основу путем установления тарифа на воду.

    Заметим, данный шаг не противоречит мировой практике, где принято устанавливать цену, исходя из величины расходов на накопление и подачу воды в интересах государств, расположенных в нижнем течении общих рек. Например, такие договорные отношения установлены между США и Канадой, США и Мексикой.

    В Центральной Азии необходимость компенсации всех видов затрат и ущербов государствам, осуществляющим водоподачу в нижерасположенные государства, была впервые признана и поддержана в 1993 году Кзылординским соглашением, подписанным главами центральноазиатских государств. Впоследствии данная проблема выступала в качестве основной и формулировалась как "долевое участие государств в возмещении всех видов затрат, связанных с межгосударственным использованием трансграничных водных ресурсов", практически во всех заявлениях и соглашениях самого высокого ранга, касающихся водной тематики. За более чем 15-летний период суверенного развития государства так и не смогли разработать механизм экономического взаимодействия, удовлетворяющий все заинтересованные стороны. Между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном заключаются ежегодные соглашения по использованию водноэнергетических ресурсов рек Нарын, Сырдарья. Но, по оценке кыргызских специалистов, его условия таковы, что республике не возмещаются все затраты в полном объеме. В 2000 г. Казахстан и Кыргызстан заключили соглашение о реках Чу и Талас, ратифицированное парламентами обоих государств. В нем предусматривается долевое участие Казахстана в финансировании затрат по эксплуатации водохозяйственных объектов межгосударственного пользования в бассейне рек Талас, Чу. В настоящее время прорабатывается механизм этого долевого участия.

    В свою очередь считаем возможным предложить примерную методологию экономической оценки поверхностных водных ресурсов. Она базируется на затратно-нормативном методе, предусматривающем покрытие затрат государства на содержание водохозяйственных сооружений и получение некоторой прибыли для поддержания водного сектора и воспроизводства его ресурсов.

    Затратная часть определяется по фактическим расходам на заработную плату эксплуатационников и прочие расходы, а затраты на текущий и капитальный ремонт, реновацию определяются по нормативам от балансовой стоимости основных фондов. Такой подход обусловлен тем, что как раньше, так и сейчас практикуется недофинансирование на ремонт и поддержание в должном порядке ирригационных систем. Современное состояние основных ирригационных фондов настолько угрожающе, что как в целях безопасности, так и в целях экономии оросительной воды необходимо накопление и выделение средств на это в полном объеме.

    На наш взгляд, правомерно выделить три уровня экономической оценки водных ресурсов: формирование стока; распределение и водоподача с использованием магистральных и межхозяйственных каналов; водоподача с использованием водорегулирующих сооружений - водохранилищ ирригационного и энерго-ирригационного назначения.

    В зону формирования стока включены поверхностные водные ресурсы от истоков до головных водозаборных сооружений. В той части русла, где вода находится в своем естественном состоянии, она уже имеет некоторую экономическую стоимость, так как из бюджета государства финансируется деятельность организаций, осуществляющих мониторинг водных ресурсов (Гос-

    агентство по гидрометеорологии), управление ими (Департамент водного хозяйства), научные исследования (Институт водных проблем и гидроэнергетики), противопаводковые, противоселевые, берегоукрепительные работы (МЧС), воспроизводство лесных насаждений (Госагентство по лесному хозяйству). Все эти затраты необходимо восполнять через тариф на воду как природный ресурс.

    Результаты расчетов следующие. В среднем по республике данный тариф составляет 7,88 сома, или 0,225 доллара за тысячу кубометров. Он устанавливается для всех водопотребителей и водопользователей независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности. Платежи должны поступать на специальный государственный счет и использоваться целенаправленно для финансирования расходов соответствующих госбюджетных организаций.

    Второй уровень - распределение и водоподача с использованием магистральных и межхозяйственных каналов. Весь комплекс этих работ выполняют эксплуатационные водохозяйственные объединения (ЭВО). Здесь устанавливается тариф для внутриреспубликанских водопотребителей. В среднем по республике он составляет 101,7 сома за тыс.м3.

    Третий уровень - водоподача с использованием водорегулирующих сооружений.

    В Кыргызстане построены и эксплуатируются около 200 искусственных водоемов: водохранилища многолетнего и сезонного регулирования стока, бассейны декадного и суточного регулирования. Часть из них - Токтогульское, Орто-Токойское, Кировское, Папанское - являются объектами межгосударственного значения, обслуживающими водопользователей Кыргызстана, Казахстана и Узбекистана.

    Ответственность за эксплуатацию крупных водохранилищ несут созданные при них специальные управления, выполняющие весь комплекс работ по регулированию, техническому обслуживанию и водоподаче.

    Межгосударственный тариф на воду, регулируемую как комплексными гидроузлами, так и одноцелевыми ирригационными водохранилищами, учитывает стоимость воды как природного ресурса и стоимость услуг за ее регулирование в водохранилище.

    Межгосударственные тарифы по подаче воды равны: из Орто-Токойского водохранилища - 0,8, Кировского - 1,34, Папанского - 1,69, Токтогульского - 0,77 доллара за тыс. м3.

    Следует отметить, что Кыргызстан, предлагая данный подход для экономической оценки поверхностных водных ресурсов, рассчитывает только на долевое возмещение бюджетных затрат, связанных с формированием, регулированием, подачей водных ресурсов и не претендует на часть полученных выгод нижерасположенными государствами от использования водных ресурсов, как это имеет место в международной практике.

    На наш взгляд, предложенная методическая основа доступна, прозрачна и проста.

    Дуйшен МАМАТКАНОВ, директор Института водных проблем и гидроэнергетики НАН КР, доктор технических наук, академик, Калкан БАТЫРКАНОВ, Мейраждин ЗУЛПУЕВ, Алманбет ДЖАМГЫРЧИЕВ - ветераны водного хозяйства.

    


Адрес материала: //www.msn.kg/ru/news/21167/


Распечатать: Какова цена воды? РаспечататьОставить комментарий: Какова цена воды? Оставить комментарий

Посмотреть комментарии: Какова цена воды? Посмотреть комментарии

Оставить комментарий

* Ваше имя:

Ваш e-mail:

* Сообщение:

* - Обязательное поле

Наши контакты:

E-mail: city@msn.kg

USD 69.4042

EUR 81.1127

RUB   1.0244

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика

MSN.KG Все права защищены • При размещении статей прямая ссылка на сайт обязательна 

Engineered by Tsymbalov • Powered by WebCore Engine 4.2ToT Technologies • 2007